Наверх
Вход

    Сытые игры

    Рецензия на фильм «Дивергент»…

    Наперегонки со смертью

    7 самых эффектных трюков Джеки Чана…

    Несносный дед

    Камео Стэна Ли в проектах Marvel…

    All Those Moments Will be Lost in Time

    Классические цитаты. Бегущий по лезвию…
    EMPIRE
    iOS Android 2do2go
    Билеты
      1  

    Рецензия на фильм «Предел контроля»

    Без предела


    23.10.2009  Текст: Вадим Зельбин

    Вышел «Предел контроля» -- разруганный и захваленный фильм Джима Джармуша, в которым пределы контроля над своим воображением приходится устанавливать самим зрителям.

    Предел контроля /Limits of Control, The/ (2009)

    детектив / драма / триллер

    Режиссер: Джим Джармуш
    В ролях: Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Гаэль Гарсиа Берналь, Джон Херт, Хиам Аббасс …

    Хмурый иностранец (Айзек Де Банколе), заявленный в титрах как просто Одиночка, уединившись в креслах с двумя подозрительными типами на нейтральной территории аэропорта Шарля Де Голля, получает от них инструкции отправиться туда, не знамо куда, и встретившись с тем, не известно с кем, сделать там то, не понятно что. Инструкции сопровождаются многозначительными ремарками про Вселенную, у которой нет границ и центра, и про людей, которые, посчитав себя выше других, должны отправиться на кладбище, чтобы уяснить настоящую цену жизни. Методичному исполнению этих инструкций посвящены следующие полтора часа картины.

    Траектория Одиночки развивается по географической и транспортной спирали. Начав с Парижа, то есть с вполне расхожего центра цивилизации, он перемещается в Мадрид (самолет). Далее -- во вполне еще вменяемый андалузский облцентр (электричка). И, наконец, в совсем уже анахоретскую пустыню (раздолбанный грузовичок). Здесь режиссером припасен для хмурого героя и вконец загипнотизированного зрителя всеобъемлющий момент истины, до которого нужно топать уже пешком. Внутри траектория поделена на равномерные отрезки, каждый из которых представляет собой сценку в кафе, где Исаак Де Банколе, не проронив ни слова, обменивается со связными разноцветными спичечными коробками с шифром, пока те изрекают трюизмы про музыку, искусство, расширение сознания и, естественно, кино. Запив эспрессо бумажку с посланием, Одиночка перемещается к следующему сегменту, где история повторяется по новой. Стараниями оператора Кристофера Дойла симметричные сегменты впечатаны в застывшую в пространстве-времени испанскую охру, как в янтарь -- красивое, правильно организованное насекомое.

    Впрочем, даже самое подробное изложение деталей не сможет положить предел в изложении «Пределов контроля», изгадив вам просмотр. Во-первых, в случае с Джармушем это равнозначно пересказу пассов гипнотизера: сопутствующий им фирменный эффект, как ни крути, все равно возникает в момент самого шоу. Во-вторых, собственно момент просмотра важен здесь намного больше, чем, как ни странно, фильм. В котором Джармуш применил прием, граничащий, если уж продолжать линию гипнотизера, с фокусом.

    Так, почти до самого конца «Пределов» в душе растет твердокаменное убеждение, что вся эта неспешная, равновесная и предсказуемая конструкция из лент Мёбиуса и бутылок Кляйна, по которым путешествует под протяжные электрогитары нуаровый джармушевский Одиночка, человек без свойств, представляет собой ничто иное, как надгробный памятник автора собственному творчеству. Дежавю и бесстыдные самоцитаты из «Мертвеца» /Dead Man/ (1995) и «Мистического поезда» /Mystery Train/ (1989) лишь усугубляют общую картину. Но ближе к финалу, и во многом благодаря ему, установленный вроде бы внутренний контроль над фильмом исчезает полностью: как только герой Билла Мюрея вешает свой паричок на настольный череп и произносит важный монолог, чувствуешь себя круглым идиотом -- пределы, о которых шла речь в фильме, это не пределы автора и его творчества (а метафорой творческого усилия и является, по сути дела, миссия главного героя), а пределы воображения. Твоего собственного -- в первую очередь. Хорошенький прием, хоть и не очень честный: теперь тебе предлагают купить слона из множества важных смыслов. А ты лихорадочно соображаешь, какой интеллектуальной наличностью отбиться.

    Пожалуй, здесь и скрывается парадоксальное величие, этой картины о котром захлебнулся Village Voice, сравнив «Предел контроля» и «Мертвецом», и ее же парадоксальное ничтожество, которое Роджер Эберт оценил в половинку (!) звезды. Когда великим режиссерам или нечего сказать, или хочется сказать про все, лучший выход, который можно здесь найти -- экранизировать дзенские коаны. Джармуш и его последний фильм сами превратились в такой коан. В плане содержания в «Пределах контроля» все в порядке: здесь целое море смыслов, которые, куда ни ткни, ветвятся, как фрактал в зависимости от того, насколько удачно удастся вам справиться с личными творческими ограничениями. Но в плане формы Джармуш достиг пределов контроля точно.

    Лучший выбор уикэнда.




    Комментарии

    Пользователи еще не оставили комментариев.


    Добавить комментарий
    Аватар пользователя Гость
    Войдите на сайт



    Зарегистрируйтесь
    Войдите через социальную сеть





    Читайте также по теме


    Ссылки по теме:


    ©1999—2014 Film.ru совместно с «Макспарк»

    Медиа-холдинг С-MEDIA

    О проекте · Контакты · Вакансии · Реклама · Условия перепечатки · 
    Лицензионное соглашение

    Фильм.Ру зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания
    и средств массовой коммуникации.