Наверх
Оскар 2016 Фильмы 2016 Варкрафт Доктор Стрэндж День независимости 2 Люди Икс: Апокалипсис Отряд самоубийц Алиса в Зазеркалье Черепашки-ниндзя 2
Смотрите, кто поет!
10 «неожиданных» голливудских певцов
Вы не вор, вы человека убили….
15 звезд кино, обвиненных в убийстве
И будем вместе, вместе навсегда!
15 наших любимых пар актеров, неоднократно игравших вместе
Глаза боятся….
10 самых крутых драк вслепую
Неудобная правда.
Еще 5 голливудских секретов, о которых не принято говорить вслух

Рецензия на фильм

Солнечный удар

Господин офицерик

Примечательная, но безбожно затянутая историческая лента, первые полтора часа которой можно безболезненно пропустить

6
оценка

Крым 1920 года. В то время как остатки разгромленной армии генерала Врангеля эвакуируются из Севастополя, солдаты и офицеры, попавшие в окружение, сдаются красноармейцам и покорно ждут своей участи. Многие из них мучаются вопросом: «Как вышло, что мы потеряли нашу Россию?», и безымянный капитан (Мартиньш Калита) возвращается мыслями в 1907 год, когда он был беззаботным поручиком, обрученным с привлекательной девушкой и внезапно влюбившимся в красавицу, которая плыла с ним на речном пароходе.

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Мартиньш Калита – латвийский актер из Лиепайского театра. «Солнечный удар» – его дебют в России, и он получил роль после пятичасового собеседования с Михалковым

Новый фильм Никиты Михалкова представлен зрителям как соединение двух произведений Ивана Бунина – романтического рассказа «Солнечный удар» и сборника дневниковых записей о послереволюционной России «Окаянные дни». Это, мягко говоря, неправда. «Солнечный удар» в картине действительно экранизирован, а вот от «Окаянных дней» в фильме нет почти ничего. В дневниках Бунина речь идет о гражданской жизни в Москве и Одессе, а картина Михалкова проводит всю свою «позднюю» часть с белыми офицерами в красном плену. Классик ничего подобного не описывал, и точнее было бы сказать, что вторая часть фильма – это придуманное сценаристами продолжение «Удара», основанное на реальных событиях и вдохновленное горькими размышлениями из «Дней».

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Изображение в картине Розалии Землячки может показаться карикатурным, но оно основано на воспоминаниях и свидетельствах об этой страшной женщине, на совести которой сотни тысяч жертв красного террора

Обычно, когда сценаристы дополняют классику, их отсебятина – худшая часть фильма. В «Солнечном ударе» все ровно наоборот. Не потому, что Бунин плохой писатель, а потому, что Михалков плохой его экранизатор. Легкая, воздушная и короткая бунинская зарисовка – не столько история, сколько блистательно пойманное ностальгическое настроение – в руках режиссера превратилась в натужное, затянутое и усыпанное ненужными деталями повествование, которое увенчивается кошмарнейшей эротической сценой в истории мирового кино (нет, это не шутка и не преувеличение).

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кроме того, короткий роман поручика настолько не рифмуется с послереволюционными событиями ленты, что их художественное противопоставление наводит лишь на самые общие и плоские мысли вроде: «Надо было, капитан, не по бабам шляться, а в академии лучше учиться, чтобы потом не проиграть войну экономисту Фрунзе и медичке Розалии Землячке. Позорище же несмываемое!» (если Фрунзе лишь поминается в начале фильма, то Землячка, высокопоставленная партийная активистка, – ключевая героиня второй части ленты). Контрастное сопоставление тем эффектнее, чем больше перекличек между сопоставляемыми историями, а параллелей между случайным романом и жизнью в плену нет почти никаких.

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Понимая это, авторы картины продолжили историю 1907 года, водрузив поверх полутора часов в обществе поручика и его пассии еще час, в течение которого поручик заводит новое знакомство, непосредственно связанное с позднейшими событиями. Этот час составляет, так сказать, идейную мякотку картины, но он лишь косвенно сопряжен с романом поручика. Поэтому, откровенно говоря, Михалкову надо было вовсе забыть о бунинском «Ударе» и просто снять фильм о том, как (внимание, спойлер!) офицер-дворянин, проведя несколько часов в компании мальчика-простолюдина, годы спустя встречает его уже взрослым коммунистом и осознает, что приложил руку к превращению набожного парнишки в безбожного комиссара.

Такое кино было бы не только компактным, но и выразительным и насыщенным смыслом. И оно, вероятно, получилось бы еще лучше, если бы лента полностью сосредоточилась на двух ключевых персонажах, а не заполняла экран эпизодическими типажами – порой яркими и забавными, но в конечном счете лишь крадущими время у фильма и зрителей. Михалков, вероятно, задумывал эпопею, но его «Солнечный удар» больше похож на кусок мрамора, от которого надо отсечь лишнее, чтобы осталась Венера Милосская. Хотя временами Венера виднеется – актеры удачно подобраны, есть красивейшие кадры и удачные сцены… Это определенно не позорнейший и безумный «Утомленные солнцем 2», но и не великолепный «Утомленные солнцем». Новый фильм Михалкова – где-то посредине.

С 9 октября в кино.

Солнечный удар Борис Иванов 6 10
  50

Комментарии

Пользователи оставили 5 комментариев.


Добавить комментарий
  -8  
Аватар пользователя vk_id51130348
ветка Константин Пользователь авторизован через соц. сеть «ВКонтакте» 12.10.2014, в 06:48:08

Видать стареет старичек.Бунина надо либо понимать,либо не трогать.

  14  
Аватар пользователя goo_grandes.xx.vek.38@gmail.com
ветка Андрей Пользователь авторизован через соц. сеть «Google (GMail)» 12.10.2014, в 13:13:15

Вина многих опытных режиссеров в том,что они делают фильм в преде-
лах своего замысла и понимания его.Зритель же,особенно не очень под-
готовленый,за мгновения того или иного эпизода не имеет возможности
понять замысел. Если делаете кино для себя,то не выносите его на ши-
рокий экран-смотрите на экранах в своих огромных коттеджах.Если для
зрителей,то они должны легко понимать и слышать ваши замыслы.Но не
сидеть и два часа разгадывать ваши ассоциативные реКбусы.

  1  
Аватар пользователя fb_https://www.facebook.com/profile.php?id=100006622715261
ветка Maria Пользователь авторизован через соц. сеть «Facebook» 12.10.2014, в 13:26:18

Александру Ковалишину
...................................
Вот только не надо каждый раз всучивать эту фразу - "за счет налогоплательщиков". Потому что, например, детские сады тоже за счёт налогоплательщиков, а кто-то с этим не согласен. И много еще можно привести примеров деяний, которые за счет налогоплательщиков, но каждый раз не будешь ведь референдум проводить, куда этот самый налогоплательщик согласен отдавать деньги, а куда нет.

  8  
Аватар пользователя avzan1979
ветка Vlad (avzan1979) 12.11.2014, в 12:18:54

фильм выделяется лишь красивыми картинками с убогими спецэффектами, которые слепали быстро и на коленке. мелок стал михалков. мелок

  12  
Аватар пользователя vk_id38114219
ветка Михаил Пользователь авторизован через соц. сеть «ВКонтакте» 20.11.2014, в 12:51:45

Видимо, в среде журналистов стало хорошим тоном свысока журить мэтра за то, что фильмы не отвечают их тонкому вкусу.
Рискну автору рецензии возразить. Фильм прекрасный. Очень стройно и логично скроен, актеры, сценарий, операторская работа - на высочайшем уровне. Тот редкий случай, когда режиссер сделал фильм лучше книги (примерно как Ежи Гофман оставил в экранизации Сенкевича за кадром всю куртуазную манерность, и вышло здорово). Два с половиной часа времени - нормальный двухсерийный формат. Более-менее согласен только с последней фразой рецензии - уровень первых "Утомленных солнцем", воздействие по силе эмоций не ниже. А местами даже и выше.
Так что вполне рекомендую к просмотру.

Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще

 


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть