Наверх
Вход

    Сытые игры

    Рецензия на фильм «Дивергент»…

    Наперегонки со смертью

    7 самых эффектных трюков Джеки Чана…

    Несносный дед

    Камео Стэна Ли в проектах Marvel…

    All Those Moments Will be Lost in Time

    Классические цитаты. Бегущий по лезвию…
    EMPIRE
    iOS Android 2do2go
    Билеты
      1  

    Рецензия на фильм «Бугимен»

    Ужастик ужастиков


    30.03.2005  Текст: К.Тарханова

    Бугимен /Boogeyman/ (2005)

    драма / ужасы / мистика / триллер

    Режиссер: Стефен Кэй
    В ролях: Барри Уотсон, Эмили Дешанель, Скай МакКоул Бартусяк, Тори Массетт, Andrew Glover …

    Впечатлительным дамочкам на «Бугимэна» Стивена Т. Кэя ходу нет. Все равно просидите, как я, полфильма в коридоре. И не потому что скучно, нет. На десяток скучных ужастиков всегда найдется одиннадцатый, достигающий своей цели. Но впечатлительность парадоксальна: именно тот тип ужастика, который ты предпочитаешь, то есть который на тебя действует, ты от страха смотреть и не можешь. Впрочем, этаких дамочек осталось, видно, немного: в первый же премьерный уик-энд «Бугимэн» окупил свой двадцатимиллионный бюджет, а за месяц проката собрал в США вдвое больше. Хотя и здесь можно увидеть парадокс. Большинство из миллионов посмотревших, то есть у кого нервы, как веревки, ругают его, на чем свет стоит, и причисляют к худшим ужастикам, увиденным ими в жизни. Мои соседи, например, хихикали.

    Кадр из фильма "Бугимэн: царство ночных кошмаров"

    Кадр из фильма "Бугимэн: царство ночных кошмаров"

    Все зависит от того, чего ты ждешь от данного кино и как относишься к кино вообще. От продюсеров Сэма Рэйми и Роберта Тапера большинство ожидало, скорей всего, что-то вроде «Армии тьмы» /Army of Darkness/ (1993) и «Зловещих мертвецов» /Evil Dead, The/ (1981). Крови и спецэффектов. Монстров и мистики. В «Бугимэне» крови вообще нет, а все остальное (спецэффекты, монстры и мистика) -- уводит не в потусторонний мир, а, наоборот, вписывается в реальный. Стивен Т. Кэй сделал не игрушку, а историю болезни, не сам страх, а его свойства, его феноменологию. Потому что, если вы не боитесь мышей, то боитесь тараканов, а если не темноты, то высоты или пустоты за дверью. Шагов за спиной. Упасть с перрона метро при подходящем поезде. Повседневные страхи есть в каждом, идут из детства, сопровождают всю жизнь. Стивен Т. Кэй тему не закрыл, за рамки жанра не вышел, но кое-что застолбил отменно: ритм страха, его развитие. «Сердцу ангела» /Angel Heart/ (1987) он сильно уступает, но это как бы удешевленный, попсовый вариант Паркера, Линча и Кроненберга. Такие варианты, вроде «Другого» /Godsend/ (2004) или «Страх.com» /FearDotCom/ (2002), все равно вносят лепту в самопознание.

    Жил-был мальчик, папа умер, мальчик сошел с ума, мама сбыла его с рук, но потом он подрос и поправился. Он в газете -- замглавного, у него девушка -- художница, у нее родители состоятельные, они празднуют День благодарения в роскошном особняке. Но тут большому мальчику сообщают, что мама умерла, а в собственном старом, страшном, далеко не роскошном особняке он не был уже сто лет. На похоронах Тим встречает старого дядюшку и старую подружку, воспоминания возвращаются, а когда после похорон он один -- в доме своего детства, начинается просто чума. Все реально, да? Все естественно. Похороны -- они такие. Ведь и страх-то был ерундовый, типа спели вам на ночь песенку «Придет серенький волчок, схватит Тима за бочок», а вы в детстве и поверили, и волчка этого несчастного всю жизнь ждали -- сейчас придет, и от греха подальше близко к лесу не подходили. Пусть мы взрослые, и давно уже нет никакого волчка, но за грибами -- все-таки без меня. За ягодами -- тоже.

    Кадр из фильма "Бугимэн: царство ночных кошмаров"

    Кадр из фильма "Бугимэн: царство ночных кошмаров"

    С другой стороны, в фильме с первого кадра в эту реальность и естественность и почти здоровую логику втирается нечто мистическое. Вместо волчка у Тима был Бугимэн -- деревянная игрушка, которая по ночам превращалась в жуткого монстра. И тени оживали, и что-то в углу шуршало, и вазочки падали со стола сами по себе, и свет гас неожиданно. Спрятаться под одеялом Тиму не помогало -- Бугимэн мог оказаться под одеялом точно так же, как под кроватью или в черноте кладовки. Он, конечно, хотел убить, и он был совершенно настоящий -- страшная рожа такая в плаще с капюшоном, и толком не разглядишь, и меняется все время, от деревянного оскала до трупного состояния или зверюги какой-нибудь. Дальше -- больше. Реальные люди начнут исчезать в черных водах, появятся призраки, у них, конечно, будут красные сумочки -- как же без сумочек. Будут еще дохлые вороны, полтергейст и другие приметы потустороннего мира. С ними, пожалуй, перебор -- ну, что за энциклопедия чужих ужасных достижений?

    Тем не менее, выигрыш фильма -- что эта энциклопедия не равна самой себе. За счет равноправной, упрямой естественности жизни мальчика без особенных «сюжетов» все видения и привидения воспринимаются лишь как образ, как психологическая реальность. А что, разве вы никогда не представляли себе убийцу? И он не был без лица, или оно все время не менялось? Или вы никогда не путали случайных прохожих с давно умершими близкими? Или никогда не смущались, почему работает телевизор, если вы его не включали? Задать подобные вопросы в «Бугимэне» позволяют почти безупречный монтаж и ритм. Саспенсу Кэй явно учился у Хичкока. Вот это ожидание, что сейчас что-то случится, а оно все никак не случается -- совершенно невыносимо. Потому что, в отличие от Хичкока, Кэй не обязуется выдать стройненький детективчик с католическим хэппи-эндом. У него все скрипучие лестницы, целлофановые занавески, тени, самовозгорающиеся лампочки, сны с трупаками -- не шутка, а именно образ страха перед смертью. Живенький такой образ.

    Кадр из фильма "Бугимэн: царство ночных кошмаров"

    Кадр из фильма "Бугимэн: царство ночных кошмаров"

    Самое прикольное -- тем самым домиком, где в фильме провел свое пенсильванское детство Тим, а в жизни построенным в 1850 году в Новой Зеландии, где фильм снимался, в настоящее время владеет некто Йен Фергюсон, управляющий похоронной службой пригородов Окленда.




    Комментарии

    Пользователи еще не оставили комментариев.


    Добавить комментарий
    Аватар пользователя Гость
    Войдите на сайт



    Зарегистрируйтесь
    Войдите через социальную сеть





    Читайте также по теме


    Ссылки по теме:


    Инспектор!

    Empire Top 100



    ©1999—2014 Film.ru совместно с «Макспарк»

    Медиа-холдинг С-MEDIA

    О проекте · Контакты · Вакансии · Реклама · Условия перепечатки · 
    Лицензионное соглашение

    Фильм.Ру зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания
    и средств массовой коммуникации.