Наверх
Вход

Дом вверх дном

15 фильмов, от которых не спрячешься

История Большого взрыва

20 лучших американских телесериалов 2000-х

Смешались в кучу кони, люди…

10 самых впечатляющих кинобитв

Черным по белому

12 черно-белых фильмов для тех, кто не любит черно-белые фильмы

Перемен!

15 фильмов, изменивших мир
График сериалов
Билеты
  8  

Рецензия на фильм «Великий Гэтсби»

Все за любовь


16.05.2013  Текст: Денис Корсаков, "КП"
КП

В прокат вышла экранизация главного американского романа – «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Режиссер и большой поклонник оперы Баз Лурманн снова устраивает «пыщь-пыщь» – такое, что мало не покажется никому

Великий Гэтсби /The Great Gatsby/ (2013)

драма / мелодрама

Режиссер: Баз Лурманн
В ролях: Лиза Адам, Фрэнк Олдридж, Амитабх Баччан, Стив Бисли, Ричард Картер …

Джей Гэтсби – это не столько мужчина, сколько сияющий от надежды подросток, и один из самых чудесных на планете; таких на ней почти что и не существует. Рассказывает о нем Ник Кэррауэй, человек, который сразу родился на свет стариком (подобно Бенджамину Баттону, еще одному фицджеральдовскому герою). На контрасте между персонажами роман Фицджеральда и держится; вся эта книга напоминает долгий завистливый, печальный вздох человека, который никого никогда не сможет так полюбить, как Гэтсби любит Дэйзи. Гэтсби – великий. Кэррауэй – нет. Рассказчик в курсе. Он знает, что его аккуратная жизнь уступает жизни Гэтсби, что не узнает он в ней ни настоящей радости, ни настоящей храбрости – но не может себе даже признаться; он и повествование начинает с «бу-бу-бу» и вел бы его как «бу-бу-бу»: бу-бу-бу, я правильный, а таких, как он, я презираю, однако, ибо… И вся его жизнь была бы такой, не промелькни в ней Гэтсби, как молния.

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Разумеется, самая благодарная аудитория романа «Великий Гэтсби» – шестнадцатилетние. Его, впрочем, спокойно можно прочесть и в 20, и в 30 – он автоматом будит в тебе все лучшие и самые трепетные тинейджерские ощущения. И Баз Лурманн, автор «Ромео + Джульетта», «Мулен Ружа» и «Австралии», человек, у которого все персонажи всегда жили одними голыми эмоциями, снова пытается их разбудить.

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Лурманн говорил, что решил снимать «Гэтсби…» во время путешествия по России в Транссибирском экспрессе: ехал через поля, слушал аудиокнигу и думал о русских богачах, которые внезапно нажили свои миллионы и ныне роскошествуют. На самом деле «Гэтсби…» по духу – в той же степени американская история, сколько и русская. Есть в нем что-то от Достоевского, что-то от фильма «Олигарх», что-то от пьяного богатого человека, самозабвенно пляшущего на столе под песню Бритни Спирс; что-то даже от «Жестокого романса»,только герой еще и молодой, почти безупречный американский красавец – ну продавал во времена «Сухого закона» алкоголь, так спасибо, спасибо ему, благодетелю; и все это романтизировано и мелодраматизировано до такой степени, что многие русские именно на этом романе (и на этом фильме) рыдали и будут рыдать.

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Даже не знаю, как это объяснить. Вот автор TheNewYorkTimes в свежей рецензии пишет: «Великий Гэтсби» Лурманна – фильм сенсационный, пустой, гламурный, трэшевый, безвкусный, соблазнительный, отстраненный, сентиментальный и искусственный. Иными словами, это великолепная адаптация мелодраматического романа Ф. Скотта Фицджеральда». И дальше он пишет, что персонажи в романе неправдоподобные, что сам он – стилизованный, холодный, крутой, сексуальный и абстрактный, что в нем есть выхолощенность, нереальность, фальшивость сна, что сам Гэтсби как-то подозрителен…

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

В России (да, наверное, и в Америке, где это главный роман уже почти как сто лет) рецензенту набьют морду уже на третьем эпитете, не дожидаясь, пока он закончит их нагромождать. А че ваще такое: ну да, красивый и умный человек живет ради любви и средства нечестным путем наживает только ради любви, потому что ничего важнее у него нет. И умереть ради нее хоть и не хочет, но, в принципе, готов.

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

«А ведь так не бывает», – говорили влюбленные в одном из лучших советских фильмов 60-х, «Я шагаю по Москве». А потом, зажмурившись, сами себе отвечали: «А вот бывает».

* * *

В фильме Ник Каррауэй не такой сухарь, как в книге; дело меняет, с одной стороны, типичное для Тоби Магуайера глуповатое выражение лица, а с другой – то, что Лурманну резко не нравится карьера, которую избрал персонаж. С точки зрения Лурманна, главного голливудского любителя сделать блескуче и пышно, работа на Уолл-Стрит – это страшно тоскливо, и за весь фильм Ник Каррауэй проводит в офисе несколько секунд, а основное время уделяет пьянкам и вечеринкам. Вечеринки проходят в доме его соседа Гэтсби, живущего в фантастической роскоши.

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Сам Фицджеральд упорно сравнивал Гэтсби с Тримальхионом, героем «Сатирикона» Петрония. Лурманн видит разницу в том, что Гэтсби всегда ходит в белом (даже если фактически он в черном). Он аферист, но благородный; он ни в коем случае не распутник; он не чревоугодничает и вообще почти не ест; хотя вокруг него все нажираются и ведут себя как свиньи, сам Гэтсби хранит верность не физическим удовольствиям, но идеалу. Он щедрый и добрый романтик, который каждый вечер всматривается в зеленый огонек, горящий через пролив напротив его дома в особняке, где живет его первая, последняя, единственная и вечная любовь, Дэйзи Бьюкенен. (Стоит ли говорить, что у щедрого Лурманна этот знаменитый зеленый огонек сияет в полэкрана почти весь фильм.)

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Лурманн на самом деле довольно точно придерживается канвы романа, меняя только детали.

Лурманн вообще выжимает из тюбика с «Гэтсби…» куда больше, чем в него было заложено природой и автором. У него, кроме Гершвина (под которого впервые роскошно оборачивается и улыбается на зрителя прекрасный герой Леонардо ДиКаприо), звучат Jay-Z (один из продюсеров фильма), Бейонсе и Андре 3000; скандалы и объяснения в любви тоже похожи на отдельные музыкальные номера; некоторым картинкам в фильме хочется кричать «Остановитесь, вас еще не рассмотрели» (нью-йоркцы 20-х, доживи они до 2013-го, сильно удивились бы, узнай, в каком инопланетном городе они жили – иногда это почти «Пятый элемент»); все пучат глаза и надувают щеки; как Кидман в «Мулен Руж» имитировала оргазм, ДиКаприо здесь в отдельных сценах имитирует застенчивость и страсть (в трейлере это выглядело ужасно, но в фильме – ОК, вполне нормально).

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Кадр из фильма "Великий Гэтсби"

Это вообще прекрасная мелодрама – газ выжат до предела, Гэтсби и Дэйзи несутся вперед, забыв обо всем, в растрепанных до предела чувствах, с голыми нервами. Ровно три минуты сверкает улыбкой Амитабх Баччан – ну как такое кино могло обойтись без Амитабха? Буквы в тексте, который сочиняет Ник Каррауэй (которого знакомство с Гэтсби сделало сверхчувствительным и который, только излив историю на бумаге, может от нее избавиться) то и дело кружатся в роскошном 3D. И ты вдруг понимаешь, что только Лурманн изо всех сегодняшних режиссеров мог рассказать ее правильно. Стремительно, страстно, звучно, громко (не будем бояться эпитетов, раз пошла такая пьянка), с раскрасневшимся от волнения ДиКаприо и зажатым от осознания собственного безрадостного будущего МакГуайером, с дрожащими губами Кэри Маллиган, с виски, вином, танцульками, с двумя выстрелами в финале. Сентиментально, соблазнительно, трэшево, нереально, сексуально, круто. Кажется, у него это не получилось с «Ромео+Джульеттой» – но с Гэтсби получилось в полной мере.

Можно представить, как этот роман экранизировал бы, скажем, сегодняшний Спилберг. Но что-то не хочется даже об этом думать.




Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь
Войдите через социальную сеть





Читайте также по теме


И другие ссылки:










1999/2014 © Национальный кинопортал Film.ru – все о кино

Медиа-холдинг С-MEDIA

О проекте · Контакты · Вакансии · Реклама · Условия перепечатки · 
Лицензионное соглашение · Карта сайта · Партнер Рамблера

Фильм.Ру зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания
и средств массовой коммуникации.