Наверх
Вход
Билеты
  0  

"Золотой орел"-2007: Из-за "Острова"…

05.02.2007 Диляра Тасбулатова, Стас Лобастов

Главный выбор академиков «Золотого орла» вызвал чувство глубокого удовлетворения

На только что состоявшейся церемонии «Золотой орел», как известно, абсолютным триумфатором стал фильм Павла Лунгина, получивший целых шесть статуэток. При том, что соревновались с ним рейтинговый «Дневной дозор» (2005), изобретательный «Изображая жертву» (2006), берущий за душу «Живой» (2006) и трогательный «Мне не больно» (2006). В результате все они не получили ничего -- кроме разве что «Дозора», удостоившегося второстепенных премий за монтаж и звук. Не говоря уже о «Свободном плавании» (2006), попавшем в одну из технических номинаций и, таким образом, исключенном из основного расклада. Прокомментировать распределение призов «Итоги» попросили известных деятелей культуры.

Кадр из фильма "Остров"

Кадр из фильма "Остров"

, директор «Мосфильма», кинорежиссер:

- Несмотря на абсолютное лидерство «Острова» (2006) в нынешнем призовом раскладе, о какой-то определенной тенденции пока что рано говорить. Я имею виду вот что: победа «Острова» потому логична и понятна, что он действительно был самой сильной картиной в этом году, не самом урожайном на шедевры. По крайней мере, мне так представляется… Правда, мне говорили многие люди, которым я абсолютно доверяю, что, скажем, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова -- замечательная картина. И я верю в это, потому что Борис -- человек чрезвычайно одаренный. И то, что этот фильм не попал в основные номинации -- это, конечно, скверно. Вообще-то, если говорить в целом, еще более скверно другое: то, что у нас до сих пор две киноакадемии и две национальные кинопремии. Ситуация, согласитесь, не совсем нормальная. Одна общенациональная премия могла бы разрешить многие проблемы: не было бы конкуренции между премиями, не приходилось бы выстраивать хитроумную призовую политику -- как бы в пику друг другу. Две премии -- одна критическая, другая кинематографическая -- это как раз норма. У них -- «Золотой Глобус» и «Оскар», у нас «Белый слон» и… «Ника»? «Орел»? В том-то и дело. У них все прозрачно, ясно, у нас -- непонятно и запутанно.

Но вообще-то, если возвращаться к «Острову», то его бокс-офис, то есть сборы -- это хороший симптом. Никто не ожидал от такой картины -- вовсе не блокбастера -- столь внушительных сборов. Стало быть, у нас еще не все сошли с ума. И это значит, что и картина Хлебникова и подобные ей рано или поздно найдут своего зрителя.

, кинорежиссер:

- Призовой расклад «Орла» меня приятно удивил. Скажем, победа «Острова» -- которая лично меня греет, я являюсь поклонником этой картины, -- не была срежиссирована, это же видно невооруженным глазом. Ибо, если бы кто-то там чего-то мудрил, были бы какие-то подковерные игры, «Остров» точно ничего бы не получил. Или получил бы не в стольких номинациях. Вообще иногда бывает, что справедливость торжествует, хотя это и редкость. Причем редкость не только в нашей стране -- на крупных европейских фестивалях и при раздаче премий тоже часто главенствуют посторонние соображения. Соображения политкорректности, давление золотых мешков и так далее и тому подобное.

Что касается остальных призов, то я тоже вполне удовлетворен: мне очень нравится Аня Михалкова как актриса, и приз за роль в «Связи» (2006) достался ей, по-моему, абсолютно справедливо.

, кинорежиссер:

- Все кинематографические крупные премии, включая «Оскар», не столько отражают реальную ситуацию кинопроцесса, сколько зрительские ожидания, чаяния. Рисуя при этом перспективы, обозначая дальнейшие тенденции -- в каком направлении двигаться. В этом смысле победа «Острова» совпала с мнением большинства -- причем и большинства критиков, не только зрителей. Как мне кажется, это хорошая, здоровая тенденция -- то, что зритель нуждается именно в таких картинах: ведь фильм Лунгина прошел на ура не только в кинотеатрах, но и на ТВ. Стало быть, зритель не совсем оболванился и любит не только спецэффекты, сколь угодно изощренные. В этом смысле справедливо, что «Остров» получил приз и как лучший фильм, и за режиссуру. Иное положение вещей могло бы вызвать недоумение у простого зрителя -- фильм, который уступил по рейтингу только новогоднему поздравлению президента, не может не стать «лучшим». Хотя были и другие, достойные фильмы, но они не демонстрировали столь наглядно магистральную социальную тенденцию.

А вот существование двух национальных кинопремий я считаю абсолютно нецелесообразным. Но ситуация должна разрешиться сама собой -- что-то уйдет, что-то останется. Разрешить это приказным, волюнтаристским путем невозможно.

Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино»:

- Победа «Острова» почти по всем категориям свидетельствует, как это ни странно, о довольно опасной тенденции, сложившейся в обществе. Дескать, если мы все будем беспрерывно каяться, молиться и виноватить себя за прошлое, на нас откуда ни возьмись сойдет благоволение свыше. Понимаете? Не работать, как это делается в протестантской культуре, а именно что каяться. В этом смысле «Остров» -- даже не фильм в общепринятом смысле, а идеологическое послание. Послание, очень точно уловившее сложившиеся в обществе умонастроения -- эдакого расслабленно-православного толка, настроения неопределенные, но тем не менее опасные. Опасные в двух смыслах -- в том, что мы есть другие, отличные от всех остальных, и никто нам не указ. И в том, что нам не нужно идти по пути прогресса и реформ -- ввиду своей так называемой особенной стати. С такими настроениями и до социальной революции недалеко… Видит бог, Лунгин персонально тут ни при чем -- просто так сложилось, что он каким-то образом почувствовал это дуновение снизу и как-то его удачно артикулировал. Очень важно и то, что эта картина захватывает буквально все слои населения: от академика до уборщицы, тотальный, невероятный успех. Являясь, таким образом, катализатором сложившейся ситуации, проявляя ее и обнажая. Именно поэтому «Свободное плавание», где не говорят о покаянии, а реально страдают от безработицы и нищеты, имеет гораздо меньший мифологический ресурс, нежели «Остров». Ибо эта картина говорит на другом языке, малопонятном для аудитории, и посему между ними всегда будет стена. Между «Островом» и публикой поистине нет никакого зазора.

Владислав Флярковский, руководитель студии телеканала «Культура» и ведущий программы «Новости культуры»:

- На церемонии вручения «Золотого орла» я не был. Но, судя по откликам, формат проведения не изменился. В конце концов, любая премия славится своими традициями, на том и стоит. Уверен, что «Остров» взял статуэтки в двух главных номинациях вполне заслуженно. Было бы странно, если бы жюри обошло ленту Лунгина. Ведь режиссеру удалось практически невозможное: «Остров» вызывает душевную муку. У тех, кто способен ее испытывать. Каждый человек после такого фильма начинает задумываться над тем, что значит терять. Фильм для одиноких людей. Впрочем, как сказал классик, весь «синематограф -- это искусство для одиноких. Он возвращает радость жизни». Уверен также, что это пока не конец. На долю картины выпадут еще призы, ведь любой значимый фильм собирает урожай в течение целого года.

Я не из тех, кто пытается разглядывать или провозглашать наступление каких-либо тенденций. Даже анализируя внушительные кассовые сборы «Острова», колоссальный зрительский успех, я не скажу с уверенностью, будто сейчас духовное кино как таковое пользуется у нас спросом. Я рекомендую исходить из того, что искусство -- территория случайного. В этом и заключается его прелесть: появление шедевра предсказать невозможно. Понятно, раскрученные, распиаренные фильмы, блокбастеры зачастую вызовут ажиотаж, принесут хорошую кассу. Но это уже другое искусство -- искусство зарабатывать деньги.

Что касается разговоров о том, будто в России количество качественных фильмов не соответствует количеству кинопремий, то это, как мне кажется, ерунда. Возьмите Америку. Там свои призы вручает Гильдия актеров, Гильдия продюсеров и бог знает кто еще. А уж сколько в США фестивалей, в частности, авторского кино -- Трайбека, Санденс, Теллурайд. Большее количество премий, на мой взгляд, в первую очередь необходимо самим режиссерам. Для укрепления веры в себя. Автор получил признание на одном фестивале, а если картину отметили еще и на другом -- уже можно действительно гордиться. А представьте, как воодушевится человек, если лента получит десять премий! Чем больше наград, тем больше рад художник, а я всегда рад за наших художников.




Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь
Войдите через социальную сеть







1999/2014 © Национальный кинопортал Film.ru – все о кино

Медиа-холдинг С-MEDIA

О проекте · Контакты · Вакансии · Реклама · Условия перепечатки · 
Лицензионное соглашение · Карта сайта · Партнер Рамблера

Фильм.Ру зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания
и средств массовой коммуникации.