С 26 по 29 октября в Москве пройдет первый международный фестиваль авторского кино «Завтра». Он откроется картиной Стива Бушеми «Интервью» /Interview/ (2007), а закроется «Моим лучшим другом» /Mon meilleur ami/ (2006) Патриса Леконта. В конкурсе – фильмы этого года, премьеры которых прошли в Канне, Берлине, Локарно, Сандэнсе. Помимо главной награды за лучшую режиссуру в размере 100 тысяч долларов будут вручены призы в номинациях «Звук», «Изображение», Актеры«, »Истории«, а жюри из самых популярных блогеров Живого Журнала выберет собственного победителя.
1. »Завтра« – фестиваль авторского кино. Это не отпугнет широкую публику?
-- Никого отпугивать мы не хотим, у нас есть картины, открытые к зрителю – ну, к определенному, конечно. Это миф, что в России для такого кино зрителя нет. Просто с ним никто не работает: зачем, когда можно прекрасно бабки собирать с американского кино и «Антидури» (2007)? Но есть люди, которые смотрят другое кино, – черт с ним, пусть их будет 3%: мы – большая страна, и это не так мало.
2. Тема фестиваля – музыка и контркультура. В этом чудится какое-то подспудное сопротивление…
-- В нашей реальности, если ты что-то делаешь, ты все время находишься в напряженной стойке. Мне вот стали звонить какие-то люди и задавать вопросы: а вас не смущает, что Ренат (Давлетьяров, генеральный директор компании »Интерфест«, которая занимается организацией фестиваля. – »РР«) работал с Михалковым?
3. А вас не смущает?
-- Да я даже об этом не думал. Ну, работал и работал, взялся за наш фестиваль, и мы договорились абсолютно спокойно. В России надо себя позиционировать очень жестко. Всегда. Вот, мы делаем такой фестиваль – приходите, если вам интересно. А если вам заранее неинтересно, то мы вас никакими способами в наш зал не заманим. Потому что если мы обратимся к широкой публике, то я считаю, что народ всегда неправ. Понимаете, народ прекрасно реагирует на самое русское кино, на »Антидурь«. Но я ж никогда все равно не буду любить это кино, и никогда его делать не буду. Это мое право.
4. И все-таки вы чувствуете себя альтернативой ММКФ?
-- Нет. Честно. У нас маленький фестиваль, мизерный бюджет, но мы все сделали, привезли интересных людей. Потому что нужен авангард, по которому определяется вектор, и он в искусстве всегда очень интересный. И я не понимаю, почему мы все время встаем с каких-то колен, мы же были в начале прошлого века законодателями в определенной культуре. Почему теперь этого нет? Вы, например, видели, что делают в кино наши люди? Это же зулусы так не разговаривают! Такого языка на свете нет!
5. В конкурсе у вас только один русский фильм – «Падение в небеса» (2007) Натальи Митрошиной?
-- Есть еще один, документальный, но я посчитал, что его можно взять как художественный: картина называется «Мать» (2007).
6. Почему так мало?
-- Я за последнее время такой уж выдающейся русской картины не знаю.
7. Приз имеет только денежное выражение?
-- Нет, он имеет форму, про которую мы очень долго спорили. А денежный приз – я предлагал следующее: мы даем по всем номинациям приз, говорим, кому достается главный, а деньги кидаем в тотализатор. Потому что деньги – это же чистый фатум, как повезет: мы выбрали эту картину, а может, на другом фестивале награду получила бы другая. Но мне сказали: »этого нельзя«, »мы не поймем, что это такое…". Ну, не поймут – будут тогда, значит, раздавать деньги.