Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Любимое кино

Любимое кино. Гремлины

Так я узнала, что Санта-Клауса не существует

Добавить в закладки
And That's How I Found Out There Was No Santa Claus

Двое молодых людей в канун Рождества прячутся от гремлинов – загадочных злобных существ, напавших на маленький городок. Когда они находят приют в разгромленном здании банка, девушка говорит парню, что теперь у нее есть еще одна причина ненавидеть Рождество. Когда он спрашивает, что она имеет в виду, девушка вспоминает, что, когда ей было девять лет, ее отец исчез накануне Рождества. После нескольких дней волнений и поисков она почуяла неприятный запах, идущий из камина. Когда пожарные вскрыли каминную трубу, они нашли труп отца девочки в костюме Санта-Клауса и с подарками в руке. Мужчина хотел сделать дочери сюрприз, но поскользнулся, упал, сломал шею и умер на месте, застряв в трубе. «Так я узнала, что Санта-Клауса не существует», – чуть не плача заключает девушка.

Новогодним фильмам положено быть добродушными, слащавыми и сентиментальными – порой драматичными, но никак не кровавыми. Конечно, время от времени режиссеры нарушают традицию и снимают новогодние ленты о Санте-маньяке или о кровожадных северных оленях. Но обычно такие контркультурные картины не лидируют в прокате и становятся в лучшем случае «культовыми хитами». Одно из немногих исключений – подростковая хоррор-комедия, которая в 1984 году собрала в американском прокате в четыре раза больше, чем «Терминатор», и не смогла обойти лишь три главных хита года. Так режиссер Джо Данте, продюсер Стивен Спилберг и сценарист Крис Коламбус добавили в мировой кинолексикон прежде сугубо английское слово «гремлины».

Хотя исследователи находят у слова «гремлин» староанглийские корни, оно впервые было зафиксировано в 1920-х, в профессиональном жаргоне британских военных летчиков. Пилоты шутливо списывали на гремлинов, якобы маленьких и шаловливых монстриков, любые необъяснимые неполадки своих самолетов. По своей природе гремлины были «городской легендой» – то есть современным мифом, который своим рождением был обязан прогрессу техники и цивилизации.

Кадр из фильма «Гремлины»

В 1942 году бывший английский пилот Роальд Даль, который в то время работал в посольстве Британии в США, написал детскую повесть «Гремлины», в которой бравый летчик убеждал монстриков, что они должны не ломать военные самолеты, а чинить их, потому что Гитлер для них столь же опасный враг, как и для британцев. Книга пользовалась таким успехом, что Уолт Дисней намеревался ее экранизировать, однако по разным причинам отказался от этого проекта. Напротив, аниматоры студии Warner нарисовали несколько короткометражных мультфильмов о гремлинах. В частности, «Русскую рапсодию» 1994 года, в которой советские гремлины разбирали личный бомбардировщик Гитлера и предотвращали нападение на Москву.

Благодаря Далю, в дальнейшем популярному автору и сочинителю повести «Чарли и шоколадная фабрика», гремлины перебрались из профессионального в национальный фольклор Британии, США и Австралии. Но все же они продолжали ассоциироваться исключительно с поломками самолетов и прочими воздушными происшествиями. Начинающий сценарист Крис Коламбус, однако, не считал себя обязанным следовать традиции Даля.

Кадр из фильма «Гремлины»

Коламбус начал работать над «Гремлинами», когда заканчивал киношколу Нью-Йоркского университета и жил в квартире, где водились мыши. «Соседей» у молодого автора было так много, что их ночные пробежки по дому не давали Коламбусу спать. И однажды он решил написать сценарий о маленьких ночных монстриках – уже не мышах, а гремлинах, – которые ставят на уши целый провинциальный городок.

Когда смотришь «Гремлинов», трудно не заметить, что сценарист вдохновлялся спорами об иммиграции. Мол, приезжают в страну несчастные, обездоленные люди, которым так и хочется помочь, а потом они размножаются, приживаются, наглеют, и раз – итальянская мафия! Намеки на политический подтекст «Гремлинов» раскиданы по всему фильму. Так, монстрик, с которого начинается история, носит китайское название «могвай» («демон», «злой дух») и попадает в американскую семью через магазин в Чайнатауне, а один из персонажей сетует на то, что Америку заполоняют вечно ломающиеся иностранные машины, которые заменяют качественную местную продукцию. Когда же добрый могвай начинает порождать злобных гремлинов (новые владельцы монстрика нарушают правила его содержания), те первым делом осваивают американские развлечения – походы в бар и в кинотеатр, а также лихие поездки на машине.

Правда, в конце картины мудрый китаец переводит сюжет в экологическое русло и говорит, что могвай причинил столько проблем, потому что американцы не умеют правильно обращаться с природой, а умеют только ее эксплуатировать. Но гремлины куда больше похожи на преступных иммигрантов, чем на пересохшую реку. И не стоит забывать, что сценарий фильма был написан в начале 1980-х, когда президентство Рейгана ознаменовало консервативный поворот американской политики и когда начали создаваться картины вроде «Красного рассвета», вышедшего одновременно с «Гремлинами» и рассказывавшего о нападении на Америку «коммунистических орд».

Кадр из фильма «Гремлины»

Какие бы реальные истории и газетные дискуссии ни вдохновляли Коламбуса, у него получилась весьма занимательная и необычная история, одновременно мрачная и смешная. Ведь гремлины напоминали бэтменовского Джокера, «клоуна хаоса», и они были по-своему забавны, даже когда убивали семью главного героя – вчерашнего школьника, который работал клерком в банке, чтобы содержать никчемушного отца-изобретателя и мать-домохозяйку.

На вкус самого автора, «Гремлины» были даже слишком необычными, и Коламбус не надеялся, что кто-то купит его сценарий для экранизации. Он включил текст в свое портфолио лишь для того, чтобы показать, какое у него бойкое воображение, и продемонстрировать, как увлекательно он умеет писать. Поэтому он не пытался продать «Гремлинов», а старался найти работу сценариста. Однако «Гремлины» никого не впечатляли, и Коламбус получил более 20 отказов, пока не прислал портфолио в офис Стивена Спилберга.

Кадр из фильма «Гремлины»

После выхода в 1982 году побившего кассовые рекорды «Инопланетянина» Спилберг из знаменитого постановщика превратился в супергероя коммерческого кино, и начинающие авторы буквально завалили его своими сценариями. У большинства из них не было никаких шансов, но на пакет от агента Коламбуса режиссер обратил внимание, так как знал имя автора (Спилберг отслеживал талантливых студентов киношкол, и ему понравилась дипломная короткометражка Коламбуса). Как только Спилберг прочел сценарий и решил, что держит в руках потенциальный хит, он позвонил автору и тут же купил права на «Гремлинов», благо что стоили они сущие копейки. В дальнейшем он еще и предложил Коламбусу написать сценарий по его сюжетной идее, и этот сценарий лег в основу детского приключенческого фильма «Балбесы».

Хотя Спилберг увидел в авторе «Гремлинов» родственную душу «вечного подростка», которому истории про монстров интереснее тонких психологических драм, он не собирался сам ставить картину. Ее сочетание юмора и хоррорной жестокости было не в его стиле (по крайней мере, на взгляд самого Спилберга). Кроме того, он уже вместе с Джорджем Лукасом занимался второй серией «Индианы Джонса». Поэтому Спилберг решил спродюсировать ленту и поручить ее режиссеру лучшего, по его мнению, вольного клона «Челюстей».

Кадр из фильма «Гремлины»

Джо Данте родился в том же 1946 году, что и Спилберг, но его карьера сложилась не столь удачно. Когда Спилберг снимал прославившие его «Челюсти», Данте монтировал трейлеры для знаменитой трэш-студии Роджера Кормана New World Pictures. Он был автором известного трюка с вертолетом – Данте вставлял кадры с взрывающимся вертолетом в почти каждый трейлер студии, чтобы впечатлить и заинтриговать публику: «Почему в этом фильме взрывается вертолет?» Это, кстати, был далеко не самый нечестный прием, которым пользовались монтажеры New World Pictures, чтобы продать свое кино. Однажды, например, они включили в трейлер купленного для западного проката японского фильма специально для этого снятые в Америке кадры с американскими актерами, чтобы зрители не поняли, что их зовут на сеансы «иностранщины».

Свой первый режиссерский проект Данте снял в 1976 году, и это был поставленный на спор, всего за 54 тысячи долларов, трэшевый триллер «Голливудский бульвар». Чтобы фильм был как можно дешевле, его значительная часть была позаимствована из других картин студии. Отметим, что в то время ленты New World Pictures обычно обходились Корману в несколько сотен тысяч долларов.

Два года спустя Данте поставил впечатливший Спилберга пародийный хоррор «Пиранья», а в 1981-м он снял комедийный хоррор об оборотнях «Вой». Эта картина Спилбергу тоже приглянулась, и мэтр счел, что Данте – как раз тот, кто сможет воздать должное «Гремлинам». Разумеется, для Спилберга была важна и привычка Данте работать на трэш-студии и снимать за копейки. Он не хотел вкладывать слишком много денег в экранизацию сценария автора-дебютанта. Другим претендентом на эту работу был Тим Бертон, но у него в то время не было в фильмографии ни одной полнометражной картины, и он был известен лишь по среднеметражке «Франкенвини». Поэтому Спилберг предпочел более опытного постановщика.

Когда Данте впервые прочел сценарий, он усомнился в том, что «Гремлинов» можно снять дешево. Ведь в тексте не думавшего о бюджетных ограничениях Коламбуса были строчки вроде: «Тысячи гремлинов проносятся по городу и крушат все на своем пути». В наши дни толпу гремлинов можно было бы нарисовать на компьютерах, но в 1980-х гремлины должны были быть кукольными, и каждому монстрику требовался минимум один оператор. А где в мире взять тысячи кукловодов?

Кадр из фильма «Гремлины»

Ясно было, что сценарий нуждается в упрощении и переработке, и Данте со Спилбергом настояли на том, чтобы Коламбус еще и сделал текст менее мрачным. Убитая собака, скатывающаяся по ступенькам голова матери главного героя – это было «слишком-слишком» для картины, которую хотели снять как подростковый комедийный ужастик. Так что погибать «разрешили» лишь второстепенным и преимущественно пожилым персонажам – а также, разумеется, гремлинам, которые не только погибали в войне с главным героем, но и «по приколу» убивали друг друга.

Хотя Данте и был экспертом по дешевому трэшу, «Вой» был снят отнюдь не за гроши, а за полтора миллиона долларов. Это была картина с великолепными для того времени эффектами, и Данте хотел продолжить работу над фильмами с настоящими «взрывающимися вертолетами» – то есть со сложными и впечатляющими сценами. Поэтому «тысячи гремлинов» из сценария исчезли, но «десятки гремлинов» остались, и режиссер выбил для своей команды бюджет в 11 миллионов долларов – почти такой же, какой был у «Инопланетянина». Естественно, студия Warner не доверила бы ему столь солидную сумму, если бы за Данте не поручился Спилберг. Позднее, кстати, он признался, что если бы сам снимал «Гремлинов», то ему бы, вероятно, потребовалось 25 миллионов долларов. Так что Данте все же показал себя мастером экономии.

Кадр из фильма «Гремлины»

Для создания могвая и гремлинов Данте пригласил эксперта по спецэффектам Криса Уоласа, с которым ранее работал над «Пираньей» (позднее Уолас создал заглавного монстра «Мухи» и сам снял сиквел хоррора Дэвида Кроненберга). Поначалу Уолас хотел использовать кукольно-пластилиновую анимацию в стиле «Кинг Конга», но она была столь трудоемкой, что с ее помощью была создана всего одна сцена – та самая, в которой толпа из нескольких десятков гремлинов шествовала по улице. В абсолютном большинстве прочих эпизодов снимались куклы-марионетки – как непосредственно манипулируемые кукловодами, так и снабженные моторчиками и дистанционным управлением.

У россиян при просмотре «Гремлинов» порой возникает вопрос: «Не вдохновлялись ли дизайнеры фильма нашим “Чебурашкой”, когда придумывали могвая Гизмо?» Отвечаем: «Нет, не вдохновлялись». Вряд ли они знали о его существовании. Просто, когда сценарист придумывает маленькую пушистую зверушку, отдаленно напоминающую человека, вполне естественно нарисовать обаятельное существо с большими глазами и ушами. Окончательный дизайн Гизмо родился после долгих мучений, и он представлял собой нечто среднее между маленьким приматом и собакой Стивена Спилберга. Последняя подарила Гизмо свой коричнево-белый окрас.

Кадр из фильма «Гремлины»

Первую версию дизайна гремлинов придумал и нарисовал на полях сценария Крис Коламбус. Он хотел, чтобы это были похожие на ящериц существа с чешуей и рогами. Данте, однако, настоял на том, чтобы у гремлинов, как и у могвая, были не большие рога, а большие уши. По его мнению, гремлины даже после «злобной мутации» и перерождения должны были походить на своего прародителя.

Подбирая молодых актеров на главные роли, Данте сперва искал их среди жителей Лос-Анджелеса, но быстро разочаровался в исполнителях, которые приходили на прослушивания, и попросил ассистентов по кастингу организовать пробы в Нью-Йорке. Так в картину попали 19-летний дебютант Зак Гэллиган и 20-летняя Фиби Кейтс, которые сыграли соответственно Билли Пелцера и Кейт Беринджер. Данте так понравилось, как они смотрелись вместе и по отдельности, что он ничуть не смутился тем, что бывшая модель Кейтс была известна как актриса, которая регулярно раздевается в кадре (в частности, в популярной молодежной комедии «Беспечные времена в „Риджмонт-Хай“»). Для целомудренного подросткового фильма это было неподходящее резюме, но слава есть слава, и лучше иметь в кадре актрису с сомнительной репутацией, чем никому не известную девушку. Что до Гэллигана, то его главным достоинством было сочетание привлекательности с «ботаничностью». «Гремлинам» нужен был умный, а не мускулистый главный герой.

Кадр из фильма «Гремлины»

Роли мистера и миссис Пелцер получили фолк-музыкант и актер Хойт Экстон и театральная и телевизионная актриса Фрэнсис Ли МакКейн. Первый идеально подходил для роли неуклюжего изобретателя-неудачника (имидж «победителя» в фолк-музыке не ценится!), а для второй «Гремлины» стали началом череды материнских ролей в известных картинах. В частности, в «Назад в будущее», «Свободные» и «Останься со мной». Как уже говорилось, в первой редакции сценария миссис Пелцер погибала от лап гремлинов, а в окончательной версии текста она превратилась в экшен-героиню, расправляющуюся с несколькими монстрами с помощью кухонной утвари. Мама – это серьезно!

Напротив, школьному учителю естествознания Рою Хэнсону пришлось соблюсти неписаный закон хорроров «Негр погибает первым» и стать первой жертвой гремлинов. Эту роль сыграл Глинн Тёрман, известный театральный актер и режиссер, звезда нескольких «черных» боевиков 1970-х и муж певицы Ареты Франклин. Когда Джордж Лукас искал актера на роль Хана Соло в «Звездных войнах», он подумывал пригласить Тёрмана, но решил, что Америка еще не доросла до межрасового романа в подростковой фантастической саге. Кроме того, Харрисон Форд определенно был более привлекательным кандидатом.

Кадр из фильма «Гремлины»

Если для Зака Гэллигана 1984-й стал началом экранной карьеры, то 12-летний Кори Фелдман, один из самых известных юных актеров десятилетия, в тот год перебрался из телесериалов на большой экран. Он параллельно снялся в четвертой серии «Пятницы, 13-е» и в «Гремлинах», где он сыграл Пита, соседа и приятеля главного героя.

Маленькую, но сюжетно важную роль китайского торговца и владельца могвая исполнил уроженец Южного Китая Кей Люк, один из немногих актеров дальневосточного происхождения, которые регулярно работали в Голливуде в середине XX века. Люк был первым исполнителем роли Като в экранизациях радиошоу «Зеленый Шершень» (ныне эта роль известна благодаря тому что в 1960-х ее играл Брюс Ли), и он изображал учителя главного героя в известном сериале 1970-х «Кунг-фу», который прославил Дэвида Кэррадайна. Ко времени съемок «Гремлинов» Люку было почти 80 лет, но он выглядел моложе своего возраста, и гримерам пришлось немало потрудиться, чтобы превратить его в нужного по сценарию дряхлого старика.

Кадр из фильма «Гремлины»

Также в фильме засветились Джадж Райнхолд, параллельно снявшийся в «Полицейском из Беверли-Хиллз», популярная телевизионная и сценическая комедиантка Полли Холлидей и постоянно игравший у Данте исполнитель характерных ролей Дик Миллер. Они сыграли соответственно банковского менеджера Джеральда Хопкинса, злобную богачку миссис Дигл и комичного ксенофоба Мюррея Футтермана.

Съемки «Гремлинов» проходили в два этапа. Сперва были сняты все сцены, в которых участвовали только люди, а затем съемочная группа два месяца напролет работала с могваями и гремлинами. Это было эффективное разделение времени, и бутафорская группа использовала его, чтобы к началу «кукольных» съемок сделать как можно больше марионеток с разной внешностью и разными «способностями» (каждая кукла могла выполнять лишь ограниченное число движений). Но для Криса Уоласа, Джо Данте и их ближайших подчиненных два месяца «игры в куклы» оказались выматывающей пыткой – настолько выматывающей, что несколько лет спустя Уолас отказался работать над сиквелом, потому что он с содроганием вспоминал недели, когда ему редко удавалось поспать больше трех часов в сутки.

Проблемы с куклами были те же, что и всегда. Они вечно ломались и работали не так, как было задумано, а так как в некоторых сценах одной куклой порой управляла дюжина кукловодов с пультами и джойстиками, то каждый сбой координации приводил к порче дубля. А теперь умножьте эти «тридцать три несчастья» на несколько десятков кукол в самых сложных сценах вроде эпизода в кинотеатре (в кадре гремлинов было больше, потому что кукол «размножили» с помощью внутрикадрового монтажа и комбинированных съемок), и вы поймете, почему к концу работы Уолас и его команда возненавидели гремлинов и могваев.

Неудивительно, что эпизод, в котором гремлины привязывают Гизмо к мишени и кидают в него дротики для дартса, был не придуман для сценария, а изобретен во время съемок. Данте объявил конкурс на самую лучшую экранную пытку для монстрика, который доставил всем столько головной боли.

Кадр из фильма «Гремлины»

Почему Гизмо пользовался особой ненавистью? Во-первых, он был самым маленьким из всех кукольных персонажей, и потому его марионетки чаще всего ломались (чем миниатюрнее сложный механизм, чем он менее надежен). Во-вторых, изначально предполагалось, что Гизмо появится лишь в нескольких ранних сценах и затем превратится в Страйпа, предводителя гремлинов. Но Спилберг уже по ходу съемок решил, что Страйп будет отдельным персонажем и что обаяшка Гизмо продержится на экране до конца фильма и в кульминации нанесет своему отпрыску решающий удар. Поэтому изготовленных бутафорами кукол Гизмо пришлось срочно адаптировать для сцен, для которых они не были приспособлены. Именно поэтому, кстати, маленький герой проводит почти всю вторую половину картины либо в рюкзаке главного героя, либо в маленькой машинке. У большинства его кукол не было нижней части!

Поскольку маленьких кукол нельзя было обучить сложной мимике (бутафорам просто некуда было вставить нужное количество моторчиков), для сцен, где головы могваев и гремлинов показывались крупным планом, были сделаны отдельные большие головы со сложным внутренним устройством. Также для них были произведены специальные увеличенные бутафорские принадлежности вроде кусков жареного цыпленка, чтобы зрители не заподозрили, что голова могвая на крупном плане намного больше, чем когда монстрика показывают целиком.

Кадр из фильма «Гремлины»

Хотя съемки «Гремлинов» финансировались Warner, они проходили не только в павильонах и уличных декорациях этой студии, но на «родной» для Спилберга студии Universal. Дело в том, что авторам картины приглянулся юниверсаловский бутафорский «город под открытым небом», который также можно увидеть, например, в цикле «Назад в будущее». Или посетить во время экскурсии по студии. Город Univeral изобразил вымышленный городок Кингстон-Фоллс, где развивается действие фильма. Уличные же декорации Warner использовались для открывающих ленту сцен в Чайнатауне.

Помимо удобства съемок на студии, а не в реальном городе с реальными жителями и реальными претензиями, Данте нравилось, что бутафорский город выглядит «как на картинке». Ведь если бы он был совершенно реалистичным, кукольные монстры на его фоне смотрелись бы нелепо. Снег в городе, кстати, тоже был не настоящим, потому что снегопад в южной Калифорнии и зимой экзотическая редкость, а уличные сцены снимались летом 1983 года.

Кадр из фильма «Гремлины»

Когда основная работа над фильмом была завершена, оказалось, что рейтинговая организация MPAA должна была присвоить ему «взрослый» рейтинг R из-за обилия жестоких сцен, пусть и снятых с юмором. Поскольку в то время рейтингов было всего четыре (G, PG, R и X), предыдущий по «жесткости» рейтинг PG («не для малышей») был слишком мягким для «Гремлинов» – равно как и для второй серии «Индианы Джонса». У любого другого продюсера из-за этого были бы большие проблемы, но из уважения к Спилбергу MPAA все же присвоила обоим фильмам рейтинг PG. Чтобы в дальнейшем таких проблем не возникало, MPAA по предложению режиссера в том же году ввела новый, подростковый рейтинг PG-13, чтобы маркировать им фильмы, не подходящие для младших школьников. Со временем PG-13 стал одним из самых популярных рейтингов для блокбастерного кино, рассчитанного на подростков и взрослых.

Хотя «Гремлины» были новогодним фильмом, они вышли в прокат 8 июня 1984 года, в один день с «Охотниками на привидений», и лишь немного уступили фильму Айвена Райтмана по сборам первого уик-энда. Обогнать «Охотников» так и не удалось, но все же снятая за 11 миллионов долларов картина показала отличный результат – 153 миллиона долларов. В 1984 году «Гремлинов» опередили лишь «Охотники», «Индиана Джонс и Храм судьбы» и «Полицейский из Беверли-Хиллз».

Кадр из фильма «Гремлины»

Помимо имени Спилберга в титрах существенной причиной успеха «Гремлинов» было то, что намеренно «туманная» реклама намекала на «мимимшную» ленту вроде «Инопланетянина», а не на анархическую комедийную бойню, какой «Гремлины» были на самом деле. Если бы зрители знали, что Данте снял хоррор, их, вероятно, было бы в залах куда меньше. Особенно родителей с детьми. Но публика была не в обиде, потому что картина получилась скорее смешной, чем по-настоящему страшной, и на проделки и гибель гремлинов хотелось смотреть снова и снова.

Критики ставили последнее Данте в вину. Они справедливо указывали, что могваи и гремлины полностью затмевают персонажей-людей – в отличие от «Инопланетянина», где для фильма были важны и пришелец, и прочие главные герои. Но «Гремлины» не планировались как шедевр – они создавались как увлекательное, необычное, обаятельное и изобретательное кино. И это позволило им не только стать хитом, но и надолго закрепиться в зрительской памяти. Правда, не достаточно надолго, чтобы сделать хитом вышедший в 1990 году сиквел, который позорно провалился в американском прокате (41 миллион сборов при 50-миллионном бюджете). Вероятно, к тому времени американцы попросту устали ждать вторую серию.

Кадр из фильма «Гремлины»

Это фиаско, однако, не помешало стать популярной цитатой последней фразе из долгой тирады героини Фиби Кейтс о том, почему она ненавидит Рождество. Этот монолог был в сценарии с его самой первой редакции, и Джо Данте сохранил его в картине, несмотря на то что некоторые студийные чиновники Warner настаивали, что ему в фильме не место. Давление на режиссера было столь сильным, что ему пришлось обратиться за помощью к Спилбергу, и тот отстоял коллегу.

Почему Данте был таким поклонником монолога, который не имел прямого отношения к сюжету ленты? Потому что этот монолог как в капле воды отражал всю суть картины. В самом деле, история о том, как чей-то папа оделся Санта-Клаусом и погиб, пытаясь спуститься в дом через каминную трубу, может показаться очень смешной – если она случилась не с вами или с вашим близким человеком. Так и «Гремлины» – это комедия для зрителей и кошмар для главных героев, чуть не погибших на Рождество.

Данте очень нравилась эта циничная двойственность, которая выгодно выделяла ленту как на фоне слащавых новогодних лент, так и на фоне монотонно-жутких хорроров. Увлекает она и сейчас, через тридцать лет после премьеры фильма. Кроме того, полезно для разнообразия иметь в каноне новогодних картин ленту, чья самая известная фраза – о том, что Санта-Клауса не существует! В отличие, понятно, от маленьких пушистых монстриков, которые размножаются, если полить их водой, мутируют, если покормить их после полуночи, и умирают от прямого солнечного света.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?