Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Интервью

Мне он понравился еще во "Властелине колец". Кино для актеров легкое, играть там нечего, хмурь брови или улыбайся в полный рот. Сказка она и есть сказка, полутона не нужны. Но мужественный Арагорн получился у Вигго Мортенсена на удивление реалистичным. Потому он и запомнился, запал в душу. Сегодня 49-летний актер в мировом кино нарасхват.
Добавить в закладки

Мне он понравился еще во «Властелине колец». Кино для актеров легкое, играть там нечего, хмурь брови или улыбайся в полный рот. Сказка она и есть сказка, полутона не нужны. Но мужественный Арагорн получился у Вигго Мортенсена на удивление реалистичным. Потому он и запомнился, запал в душу. Сегодня 49-летний актер в мировом кино нарасхват. Бывают такие вдруг востребованные лица. Все хотят их видеть.

Вигго Мортенсен в фильме "Порок на экспорт"

Канадский режиссер Дэвид Кроненберг немало способствовал головокружительному взлету Вигго. Он снял его сначала в «Оправданной жестокости» /History of Violence, A/ (2005) в сочной, хотя и малоправдоподобной роли «завязавшего» до поры до времени виртуозного в своем деле киллера. Когда мирный владелец закусочной сурово расправляется с нагрянувшими бандитами, ты понимаешь, что биография у парня непростая. Дальнейшие события подтверждают эту догадку. В новой ленте Кроненберга «Восточные посулы», которую в России выпустили как «Порок на экспорт» /Eastern Promises/ (2007), Мортенсен перевоплотился в русского парня Николая Лужина, личного шофера и подручного босса русской мафии в Лондоне.

Вигго настолько увлекся задачей, что стал изучать русскую криминальную преступность и по книгам, и по жизни. И, главное, очень старался понять и почувствовать загадочную русскую душу. На пресс-джанкете с Кроненбергом и сценаристом Стивом Найтом в нью-йоркской гостинице Regency Мортенсен то и дело вворачивал русские словечки, а прощаясь с репортерами, сказал нам на превосходном русском: «Надеюсь, что фильм вам понравится».

Вигго Мортенсен родился в Нью-Йорке в 1958 году. Отец – датчанин, мать – американка, познакомились они в Норвегии. Семья много путешествовала, отец разводил домашнюю птицу в Венесуэле, Аргентине. Когда Вигго было 11 лет, родители развелись, и Вигго с матерью вернулся в родной Нью-Йорк. В 1976 году окончил здесь школу и поступил в Университет Сент-Лоренс в Кэнтоне. По окончании учебы уехал в Данию, где начал писать стихи и короткие рассказы, а трудился грузчиком в морском порту, даже цветы продавал на улице. Влюбившись, последовал за своей герлфренд в Нью-Йорк. Но любовь угасла быстро, как закат над Гудзоном, и он пытался выживать, зарабатывая на хлеб официантом и барменом. Начал актерскую карьеру в Нью-Йорке, затем перебрался в Лос-Анджелес, где был замечен в театральной постановке Rent.

Мортенсен дебютировал в кинематографе маленькой ролью в психологическом триллере Питера Уира «Свидетель» /Witness/ (1985). Сыграв в ленте «Спасение!» /Salvation!/ (1987), он женился на актрисе Эксине Червенковой, панк-певице и партнерше по фильму. У них родился сын Генри. Через десять лет они развелись.

В 1999 году в доме у Вигго раздался телефонный звонок, круто переменивший его судьбу. Его пригласили на роль Арагорна в приключенческую эпопею «Властелин колец» по знаменитой книге Толкиена. Поначалу актер не проявил большого энтузиазма, тематика и стиль его не зажигали. Уговорил его сынишка, большой поклонник жанра «фэнтези».

Мортенсен сыграл в трех десятках фильмов, часто оказываясь в очень достойной компании. Так, с Дэвидом Морсом и Патришей Аркетт работал на картине Шона Пенна «Индеец-беглец» /Indian Runner/ (1991), с Аль Пачино – в боевике Брайана Де Пальмы «Путь Карлито» /Carlito's Way/ (1993), с Николь Кидман – в драме Джейн Кэмпион «Портрет леди» /Portrait Of A Lady, The/ (1997), с Деми Мур – в ленте Ридли Скотта «Солдат Джейн» /G.I. Jane/ (1997), с Дайэн Лэйн – в картине Тони Голдуина «Прогулка по Луне» /Walk on the Moon, A/ (1999).

Наоми Уоттс и Вигго Мортенсен в фильме "Порок на экспорт"

После получения фильмом «Порок на экспорт» престижной премии на международном кинофестивале в Торонто, газеты заговорили об оскаровских шансах для Кроненберга, Мортенсена и его партнерши по фильму Наоми Уоттс.

Отдавая должное мастерству и перфекционизму Вигго, все же повторю то, что уже как-то сказал. Его Николаю я ни на секунду не верю. Просто потому, что расстояние между актером и его персонажем априорно непреодолимо. Если же несколько опустить планку требовательности и сравнить героя Вигго с множеством его предшественников, то есть русских людей, сыгранных западными киноактерами, то Мортенсен заслуживает самых высших похвал. В его Николае нет дешевки и клюквы, а временами ему даже удается невозможное – он становится похож на «нашего» выражением глаз.

К этим достижениям школы перевоплощения Мортенсен шел упорным трудом. Он смотрел русские фильмы и сериалы, читал и перечитывал любимых русских авторов, таких как Толстой и Набоков (ага, вот откуда фамилия его героя – Лужин). Изучал книги и досье по русской организованной преступности. Из поездки в Россию привез четки, сделанные неким зэком в русской тюрьме из расплавленных пластмассовых зажигалок. Свой трейлер на съемочной площадке он завесил православными иконами.

«Почти все русские, кого я знаю, настроены фаталистически, – сказал на джанкете Мортенсен, отвечая на мой вопрос о впечатлениях от русских людей при близком с ними знакомстве. – Вместе с тем у них есть чувство юмора и такой чисто русский цинизм – они все про все знают в этом мире. Всегда ожидают худшего и очень радуются, когда случается что-то хорошее».

Как готовился к роли Николая? «Встречался с людьми, близкими по роду занятий к моему герою. Набрался у них уголовной мудрости и слэнговых выражений. Когда я приехал в Россию, мои коллеги по фильму слегка встревожились. Я исчез на две недели, уехав анонимно на Урал. У меня были телефоны и имена тех, с кем мне советовали встретиться».

Очень многих зрителей потрясла сцена жестокой схватки в бане, где голый Вигго противостоит двум подосланным к нему киллерам. Тело Николая как уважаемого «вора в законе» покрыто разнообразными по сюжетам и стилю уголовными татуировками, общим числом 43. Чтобы их нанести на тело актера методом «переводных картинок», потребовалось четыре часа. А ставшая мгновенно знаменитой сцена в бане снималась два дня. Приемы обороны актер изучал по русским самоучителям самбо.

«Мне было очень интересно в Москве, Петербурге, – сказал на джанкете Вигго. – Да, конечно, ходил в музеи и на концерты. Но большую часть времени бродил по улицам, ездил на метро и в автобусе, гулял, всматривался в толпу. В Екатеринбурге мне дали машину, и я много ездил за город, знакомился с деревенской жизнью. Меня интересовало, как русские смотрят друг на друга? Отчего они смеются? Отчего плачут?»

Актер Вигго еще пишет стихи, увлекается художественной фотографией и живописью. В 2002 году он создал независимое издательство Perceval Press, специализирующееся на изобразительном искусстве и художественной критике. В одной из арт-галерей Санта-Моники уже состоялась третья выставка его фотографий. Персональные фотовыставки Мортенсена были также в Дании и Исландии.

Вигго Мортенсен в фильме "Порок на экспорт"

Прощаясь после джанкета, он подарил мне свой музыкальный диск. Поставив его сразу в машине, я вытерпел минут десять, дольше не смог. Однообразные чередующиеся унылые аккорды на фортепиано, и все. Медитация? Возможно. Но кино у Вигго получается куда интереснее.

Текст: Олег Сулькин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?