Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

«Созвездие» – самый первый из российских кинофестивалей – состоялся в последний раз. XII Международный фестиваль актеров кино «Созвездие--2001», прошедший с большим размахом в Архангельске с 29 июля по 4 августа, завершил двенадцатилетнею историю этого кинофорума. Сергей Жигунов, президент фестиваля, объявил, что Гильдия актеров кино России приняла решение трансформировать «Созвездие» в национальную актерскую премию, вручаемую в Москве, наподобие «Ники».
Архангельское «Созвездие» впечатляло своим масштабом. Гильдия актеров за последние 10 месяцев провела в Архангельске 3 фестиваля (два «Созвездия» и «Сполохи» – телевизионных фильмов) и нашла необходимый баланс между зрелищностью, массовостью и культурным значением акции. От раза к разу фестиваль проходил все слаженнее и четче, привлекая все больше зрителей.
Главное – конкурс.
В этом году отборочная комиссия работала в новом составе: главный редактор журнала «Кинопроцесс» Вячеслав Шмыров – руководитель, программный директор «Ликов любви» и международного фестиваля в Сочи Сергей Лаврентьев, кинокритик Витта Рамм и актри- са Лариса Лужина. Комиссия отобрала 16 фильмов из 61, премьеры которыхсостоялись в течение последнего года. К ним уже на пресс-конференции прибавилась картина «Два солдатика бумажных», и возникла идея разделить конкурс актерских дебютов на мужской и женский. Если до сих пор в эту номинацию автоматически попадали все две-три дебютные работы, то в этом году многие режиссеры доверили главные роли новичкам. В итоге в номинации «Дебют» были представлены шесть актерских работ. Забегая вперед, скажу, что не зря Борис Токарев так отстаивал картину, произведенную МПТО «Дебют». Дмитрий Бурханкин («Два солдатика бумажных») получил пылающую свечу (приз «Созвездия») единогласным решением жюри. Как нам сообщила член жюри Екатерина Редникова, это был чуть ли не единственный лауреат, определенный бесспорно.
Во второй раз вручался приз в номинации «Легионер» – российскому актеру, снявшемуся в зарубежном фильме. В этом году его получила Наталья Назарова («Почтовый рай», США), сыгравшая русскую жену, выписанную по почте американским выпивохой. Она очень трогательно поблагодарила со сцены гильдию и коллег за поддержку своего мужа, Евгения Назарова, в тяжелое для него время.
Среди других конкурсных картин – «Два товарища», «В августе 44-го…», «Свадьба», «Москва», «Под полярной звездой», «Сестры» (удостоенные сразу двух призов). Оксана Акиньшина, получая приз за лучший дебют, сказала: «Спасибо жюри, правильно оценившему фильм». Уверенная в себе поросль подрастает, не правда ли?
Кроме конкурса прошли ретроспективы, посвященные 100-летним юбилеям Игоря Ильинского, Бориса Чиркова, Николая Симонова. Картины Николая Симонова представлял Константин Смирнов, ведущий программы «Большие родители» и автор фильма о Н.Симонове.
Прессу надо любить.
«Созвездие» – единственный фестиваль, поощряющий журналистов призами и дипломами. Они раздавались лауреатам в предпоследний день фестиваля на приеме для прессы. Представители архангельских СМИ получили 51 диплом. В отличие от избалованной столичной прессы, они были искренни рады таким знакам внимания. А на самой церемонии вручения присутствовали все руководители фестиваля, губернатор области и основные спонсоры. Так много начальства сразу можно было увидеть еще только на церемониях открытия и закрытия. Если архангельские журналисты всегда пользуются таким расположением со стороны местных ньюсмейкеров, им можно только позавидовать.
Архангельская пресса освещала фестиваль на редкость полно. В те редкие моменты, когда мы включали местные ТВ-каналы, неизменно попадали на репортажи с «Созвездия»: хроника события, разговор в студии, прямой эфир с актерами – все было заполнено актерским фестивалем. То же самое – на радио и в газетах. А на улицах – афиши, растяжки, плакаты, программы. Для Архангельска фестиваль стал событием крупного масштаба, что подтверждали переполненные залы.
Наполните залы.
Конкурсные просмотры были бесплатными, в залах яблоку негде было упасть – и на достаточно известных «Нежном возрасте» и «Сестрах», и абсолютно новых «Двух солдатиках бумажных». Публика принимала картины очень благожелательно, смеялась, аплодировала в ходе просмотра, подолгу не отпускала актеров после показа. Дима Бурханкин сказал, что ради такой премьеры стоило отказаться от любого московского просмотра. Вы скажете, что провинциальный зритель не избалован зрелищами. А я отвечу, что в Архангельске одновременно с Москвой идет «Лара Крофт» и «Наблюдатель», и зрители вполне могли проигнорировать картину без единого известного имени на афише.
Правильно открыть и вовремя закрыть.
Говорили, что на фестивальных меро-приятиях побывали около 250 тыс. зрителей. Учитывая, что население Архангельска примерно 400 тысяч, надо было очень постараться, чтобы вытащить более половины архангелогородцев из дома. (Кстати, на третьем фестивале уже все гости выучили, как правильно называются жители Архангельска). И дирекция старалась. На самой большой площади города была выстроена сцена по эскизам знаменитого художника Павла Каплевича, привезены грузовики света и звука, огромный экран, на который транслировалось происходящее на сцене. На этой сцене проходили церемонии открытия и закрытия, собравшие 30 и 40 тыс. зрителей, и музыкальные концерты. Не секрет, что цере-монии открытия-закрытия – очень трудный жанр. Даже фестивали категории «А» с огромными бюджетами без конца критикуются за свои церемонии. В Каннах – это строгая, сухая акция минут на 30, в Берлине – еще короче, в Москве пока идет поиск формы от светского бала до домашнего приема. «Созвездию» удается совместить ностальгические мелодии из «Кавказской пленницы» и современный темп, поющего Жигунова и отстукивающего степ Караченцева в белом фраке. Потом Жигунов признавался, что ему проще было несколько ночей не спать в организационной суете, чем спеть те несколько куплетов. Добавьте сюда фейерверк, звездную дорожку, на которой больше всего оваций досталось Дмитрию Певцову и Николаю Караченцову, и вы получите красивую и стильную картинку церемоний «Созвездия».
Побольше зрелищ – и можно без хлеба.
Белыми ночами на открытой сцене проходили концерты на любой вкус. ВИА «Поющие гитары», цыганский ансамбль «Лойко», гастролирующий, в основном, за рубежом, группы «Жуки» и «Чайф». На концерте «Чайфа», отработавшего почти 3 часа при температуре 10 градусов, собралось рекордное число зрителей – 47 тысяч. «Созвездие» сделало шаг навстречу городу, и архангелогородцы живо откликнулись. Единственное, что еще можно было придумать – открытые просмотры на передвижном экране, но белые ночи и прохладные вечера помешали этой идее.
Почти полный стадион болельщиков собрал товарищеский матч «Звезды кино» – «Сборная профессионалов». Актеры схитрили и поставили в ворота Спартака Мишулина и Валентина Букина, отвлекавших противников анекдотами, и целую ватагу мальчишек, стеной вставших на защиту «звездных» ворот. Победила дружба – 1:1.
Гильдия подготовила также экспозицию для Соловецкого музея о репрессированных актерах – «КиноГУЛАГ».
Товарищ кино.
На «Созвездии» давно заведена традиция вывозить артистов на творческие встречи в отдаленные городки и села. Программа «Товарищ кино», повторяя славные традиции БПСК, колесит по окрестностям фестивального города, неизменно собирая полные залы. Ия Нинидзе, Светлана Тома, Михаил Мамаев, Александр Носик, Лариса Голубкина, Наталья Варлей выезжали с пятичасовой концертной программой в Нарьян-Мар, Мезень, Северодвинск и Новодвинск. Кроме того, для детишек из интернатов и детских домов Архангельской области, специально собранных по такому случаю в самом большом кинотеатре города – «Русь», показали картину «Ключ без права передачи», представленную Еленой Прокловой. Для многих ребят это был первый в жизни настоящий кинопоказ на большом экране.
Круглые столы.
На фестивале прошли два Круглых стола, посвященных актерским проблемам. В них наряду с москвичами приняли участие питерские актеры Леонид Мозговой, Мария Кузнецова, Эрнст Романов, украинцы Олег Савкин, Раиса Недашковская, представители Белоруссии дебютантка Ольга Вотчец и Анатолий Котенев. Актеры поддержали мысль, что в условиях сокращенного кинопроизводства не соблюдается принцип «лучше меньше да лучше». Особенно это актуально для киноиндустрии Украины и Белоруссии. Президент гильдии актеров Украины Нина Ильина рассказала, что их гильдия трансформировалась в актерское агентство и пытается совместно с гильдией актеров Белоруссии подписать рамочный договор о минимальных ставках оплаты украинских и белорусских актеров, которые зачастую получают значительно меньше российских коллег.
Неясно впрочем, каким образом этот договор сможет повлиять на продюсера, чье слово – всегда последнее. Но, возможно, когда-нибудь мы доживем до уровня американской гильдии актеров, которая способна держать в тонусе все студии, угрожая забастовкой актеров. Сергей Жигунов рассказал, что российская гильдия актеров содержит квалифицированного юриста, консультирующего наших актеров. Кроме того, гильдия всегда готова поднажать на медлящего с оплатой продюсера. Бывает достаточно одного звонка, чтобы дело уладилось.
Кино, равенство, Архангельск.
На церемонии открытия Главу администрации Архангельской области Анатолия Ефремова приняли в члены Гильдии актеров кино. «Мы не хотим прощаться с »Созвездием«!» – сказал он напоследок. «Не в наших правилах игнорировать мнение рядовых членов гильдии, – ответил Сергей Жигунов, – и мы обязательно рассмотрим ваше предложение на Правлении». Вот так вектор власти в Архангельске смещается в сторону кино.
Призеры:
«Лучшая главная женская роль»
-- Екатерина Васильева, «Приходи на меня посмотреть»
«Лучшая главная мужская роль»
-- Сергей Баталов, «Под полярной звездой»
«Лучшая женская роль второго плана»
-- Евгения Добровольская, «Механическая сюита»
«Лучшая мужская роль второго плана»
-- Андрей Панин, «Свадьба»
«Лучшая женская эпизодическая роль»
-- Ирина Малышева, «Два товарища»
«Лучшая мужская эпизодическая роль»
-- Дмитрий Орлов, «Сестры»
«Лучший женский дебют»
-- Оксана Акиньшина, «Сестры»
«Лучший мужской дебют»
-- Дмитрий Бурханкин, «Два солдатика бумажных» «Легионер»
-- Наталья Назарова, «Почтовый рай»

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  28

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть