Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Белые столбы: грезы и реалии

Добавить в закладки

«Есть у кино волшебная страна.
Госфильмофондом называется она…».
Таким элегическим гимном открывался и закрывался 5-й фестиваль архивного кино «Белые Столбы», очередной праздник для киногурманов, коих немало среди киноведов, критиков и архивистов. Здесь, на территории главного фильмохранилища страны, собираются на границе января с февралем те, кто готов смотреть фильмы с утра до ночи, причем такие, которые обычная публика смотреть вряд ли станет.
Кому, скажем, интересен канувший в лету фильм 1928 года «Пленники моря»? Для специалистов же эта картина по сценарию С.Ермолинского и с участием О.Книппер-Чеховой, не сохранившаяся даже в Госфильмофонде, но найденная в чешских архивах, – просто радость. Речь тут идет о подводной лодке, которая терпит катастрофу. Ну, разве не актуальна эта драма сегодня?
В программе «Белых Столбов-2001» встретились забытое творение Марка Донского «Песня о счастье» (1934) про флейтиста-марийца, ставшего известным музыкантом, и только что законченный монтажный фильм «Цветы времен оккупации» – о том, почему многие советские люди были рады приходу немцев; немой шедевр комбинированных съемок «Дантов ад» (1909) и новелла Жана-Люка Годара «Самая древняя профессия в мире»; «Фантазия» Уолта Диснея и индийский документальный фильм «Наш Ленин», который сегодня трудно воспринимать без иронии.
Если у других фестивалей есть основной конкурс и ретроспективы, то «Белые Столбы» состоят, по сути, только из ретроспектив. Их объединили в одну программу по принципу журнала, где можно найти и страницы про политику, и очерки об истории, и немного беллетристики, и курьезы. И хотя основными темами были заявлены «Терроризм и кинематограф», «Цензура – способ самосохранения нации или гестапо для умов?» (по ним шли «круглые столы»), программа все равно была мозаичной. Зато каждый мог найти в ней интересное для себя.
Безусловно, не только специалистам, но и рядовым зрителям было бы интересно посмотреть и некогда осужденную специальным постановлением ЦК КПСС вторую серию фильма «Большая жизнь», и первую игровую ленту Э.Рязанова «Весенние голоса» с участием юной Надежды Румянцевой и «Танец скелетов» Диснея. Было бы любопытно сравнить сделанные в период «холодной войны» «Русский вопрос» М.Ромма и американский детектив «Я был коммунистом по заданию ФБР», немой фильм 1925г. о террористе Степане Халтурине и итальянскую «Битву за Алжир», провести многие другие параллели, на которые наводила программа. Но директор Госфильмофонда Владимир Малышев и подключившиеся к его инициативе Министерство культуры, Сбербанк России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации и даже посольство Франции в Москве проводят фестиваль, повторяю, для профессионалов.
При этом не ограничиваются лишь критиками. В дни фестиваля в поселок Белые Столбы устремляются режиссеры, актеры, журналисты, зарубежные знатоки русского кино. На заснеженных тропках среди берез можно было встретить Эльдара Рязанова, Станислава Ростоцкого, Марлена Хуциева, Леонида Куравлева, Вадима Абдрашитова, Всеволода Шиловского, писателя Андрея Битова, немецкого киноведа Ганса Шлегеля, профессора-слависта из США Виду Джонсон и других известных в нашей среде персон.
Успехом, надо сказать, пользовался фильм «Пьянство и его последствия» 1909 года с участием Ивана Мозжухина. Эта антиалкогольная картина, о которой некогда много писала критика, считалась утраченной – от нее удалось найти лишь десяток срезок. Но даже из этого скупого материала с помощью компьютерной распечатки и ироничного закадрового текста, прочитанного киноведами Евгением Марголитом и Владимиром Забродиным, сотруднику НИИ киноискусства Николаю Изволову удалось сделать замечательный кинофельетон. Показанный желудок пьяницы, страшный, изрытый язвами и уже не выделяющий желудочного сока, произвел на публику неизгладимое впечатление – его даже попросили повторить на заключительном банкете (правда, нервные старались на экран не смотреть, дабы не испортить аппетит).
Впрочем, были и нарекания. Так, суровый критик Виктор Матизен высказал мнение, что в показанных фильмах нет никакой загадки, они «ничем не озадачивают» и подобраны по принципу идеологического заказа. «Давайте смотреть кино, которое и сегодня что-то говорит. А о цензуре в кино надо было говорить в 87-м году, а не теперь», – призывал он. Но другие считали, что и показанные ленты говорят о многом; и о проблеме цензуры, призрак которой опять начинает маячить, вспомнить не грех…
На закрытии «Белых столбов-2001» директору Госфильмофонда Владимиру Малышеву французский посланник вручил знак «Кавалера словесности и искусств», а несколько сотрудников киноархива, давно заслужившие такое право (среди них Юрий Бобров, исполнявший обязанности директора фестиваля, Наталья Чемоданова, Владимир Антропов, Наталья Яковлева), были приняты в члены Союза кинематографистов. Призами Госфильмофонда были награждены киновед Николай Изволов, журналист Денис Горелов и автор программы о документальном кино Андрей Шемякин. Армен Медведев, вытирая слезы, вручил приз имени Виктора Демина, своего друга и однокурсника по киноведческому факультету ВГИКа.
Интересно, что приз получил и актер Леонид Куравлев. Специалисты посчитали, что Белых Столбах картин с его участием хранится больше, чем с кем-либо другим – 240. Этот рекорд нельзя было не отметить фейерверком.
Кроме прекрасных впечатлений гости Белых столбов увозили с собой и «Христианский кинословарь», изданный Госфильмофондом.
…А маршрутов по тропинкам Белых столбов, как указывалось на снежной глыбе, предлагалось три: «Налево пойдешь – на тропу Любви попадешь, направо пойдешь – пива попьешь, прямо пойдешь – пирогов и зрелищ найдешь». Особенной популярностью пользовалась тропа Любви – после того как открылась тайна ее скворечников. Сначала все думали: что ж скворечники так низко висят, рукой можно достать – птиц же это напугает. Оказалось, на то и расчет, чтобы рукой доставать. В скворечниках… стояли бутыли самогона, стаканчики, лежали соленые огурцы, сухарики, сало. Подходи, согревайся, киношный народ!
Причем самогон был не абы какой, а отменный. Владимир Сергеевич Малышев рассказал, что накануне фестиваля среди жительниц Белых Столбов, промышляющих самогоноварением, был проведен конкурс на лучший продукт. Их работу оценивала дегустационная комиссия Госфильмофонда (почти все жители поселка работают на этом предприятии), и лучший первач, приятный на вкус, не оставляющий похмелья, был признан официальным напитком фестиваля и получил название «Белостолбовские грезы». Как всегда, хозяева киносмотра заботились о самочувствии своих гостей – на столах всегда были витамины, таблетки от простуды, а особо страждущих ждал напиток «Утренняя бодрость» – отменный рассол.

Текст: Петр Черняев
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?