Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Без ума от шизофреника

"Золотой глобус" рукоплещет австралийцам
Добавить в закладки

«Когда Бог хочет тебя наказать, он исполняет твои желания», – задумчиво изрек актер Стенли Туччи, выйдя получать золоченую статуэтку, увенчанную шариком-глобусом, за роль второго плана в телесериале «Заговор» (Conspiracy). Эту парадоксальную сентенцию хочется приложить к главным результатам 59-й церемонии наград «Золотой глобус», присуждаемых группой из примерно 80-ти иноязычных журналистов, живущих в районе Большого Лос-Анджелеса и объединившихся в Голливудскую ассоциацию зарубежной прессы (HFPA).
«Золотой глобус» считается второй по престижности премией в мире кинематографа и предваряет кульминацию года – вручение премий «Оскар», присуждаемых Академией киноискусства. Напомним, что в этом году «Оскаров» раздадут 24 марта.
Главные «Золотые глобусы» года получил биографический фильм «Игры разума» режиссера Рона Хоуарда. Его признали лучшей драмой, актера Рассела Кроу назвали лучшим актером в драме, актрису Дженнифер Конноли отметили за лучшую роль второго плана, наградили и сценариста Акиву Голдсмана.
«Гладиатор» Кроу перековал меч на извилины, сыграв Нобелевского лауреата математика Джона Нэша. То, что инопресса оказалась без ума от этой крепкой, но очень плоской и благостной картины, характеризует, в первую очередь, вкусы судей. В соревновании участвовали между тем два выдающихся, на мой взгляд, фильма – «В спальне» и «Властелин колец», каждый из которых в своем жанре открывает новые горизонты. Еще два фильма главного конкурса – виртуозные эстетские опусы культовых кумиров братьев Коэнов («Человек, которого там не было») и Дэвида Линча («Малхолланд-Драйв»). Их проигнорировали по всем статьям.
Деление фильмов на две группы – в одной драмы, а в другой мюзиклы и комедии – архаично и бессмысленно. Почему голливудская инопресса упорно цепляется за этот атавизм? Непонятно. В этой второй, как бы облегченной категории «Золотой глобус» достался эклектичной и громоздкой ретро-фантазии «Мулен-Руж» режиссера Бэза Лурмана. Николь Кидман праздновала победу в актерской номинации, но было ощущение, что жалостливые журналисты просто морально поддержали ее после болезненного разрыва с Томом Крузом.
Лучшим режиссером провозгласили замечательного мастера Роберта Олтмена за иронично-желчную театрализацию быта английских аристократов 30-х годов прошлого века. Опять же, почему «Госфорд-Парк» оказался в категории «мюзикл и комедия», хотя в равной степени это и социальный детектив, и психологическая драма? По-моему, это не лучшая лента Олтмена, несколько выдохшегося и повторяющего самого себя в калейдоскопическом пробеге по лицам и судьбам. Сэр Иен Мак-Келлен, вышедший вручать приз в категории «лучший иностранный фильм», съязвил, заметив, что представляет небольшую группу британских актеров, не занятых в «Госфорд-Парке».
Лучшим иностранным фильмом названа замечательная военная картина боснийца Даниса Тановича «Ничейная территория», победившая, как ни странно, очаровательную и зрелищную «Амели», которую многие считали фаворитом. Лента Тановича жестока и смешна, как и жизнь в кровавом котле абсурдного межнационального конфликта.
Абсолютно по делу наградили Сисси Спейсек за роль безутешной матери в превосходной драме «В спальне». Выйдя на сцену, она поблагодарила молодого режиссера Тодда Филда, чей чеканный профиль римского кондотьера мелькнул пару раз в телетрансляции. «Он (Филд) вел себя на съемках как соседский парень, – сказала Спейсек, – но сделан из железа». В комедийной актерской категории статуэтку вручили ветерану Джину Хекмену, переживающему «болдинскую осень». Такое ощущение, что он играет в каждом втором фильме, выходящем на экраны, играет лихо и искрометно. Таков его шебутной глава большого семейства в картине Уэса Андерсона «Царственные Тененбаумы».
Но в категории драмы дать приз Кроу за роль математика-шизофреника, в которой больше штампа и натуги, чем артистизма и проникновения в глубину?! В то время как за бортом номинаций осталась выдающаяся работа Тома Уилкинсона в картине «В спальне», а рядом с Кроу в списке номинантов соседствуют замечательные Билли Боб Торнтон («Человек, которого там не было»), Уилл Смит («Али») и Дензел Вашингтон («Тренировочный день»)? Загадка…
У меня не выходит из головы скептическая ухмылка Харрисона Форда, которому вручали ритуальную награду имени Сесиля де Милля за выдающиеся достижения в кинематографе. На мониторе крутили кадры из его этапных киноработ, включая «Звездные войны» и «Индиану Джонса», а поседевший, но неизменно обаятельный Форд лишь странно хмурился. То ли ему не понравился в ретропроекции он сам, то ли ему стало просто грустно оттого, что выходит в тираж и подпадает теперь под стариковский приз.
(Я намеренно не касаюсь телевизионных категорий, за что приношу почтенной публике извинения. Телесериалы и прочее «мыло», за редчайшим исключением, не смотрю. По двум причинам: нет времени и нет желания. Телекино имеет какую-то другую природу, чем кино большого экрана. Нужно, например, не раздражаться, когда в конце эпизода телекомедий включается записанный смех публики. А я раздражаюсь. И так далее.)
Все отметили победу австралийцев, которые доминировали во многих категориях. Из страны-вверх-тормашками родом Николь Кидман, Рассел Кроу (он, вообще-то, новозеландец, но жил долгое время в Австралии), режиссер «Мулен-Руж» Бэз Лурман, актеры Хью Джекман («Кейт и Леопольд»), Кейт Бланшетт, Саймон Бейкер, Джуди Дэвис и Рейчел Гриффитс.
О самой церемонии сказать особо нечего. Она уложилась в три часа, и это – ее главное достоинство. Никакого «оживляжа», никакой «художественной части», как на «Оскарах», все протокольно и стерильно, как в хирургической палате. Но главный компонент интереса имелся в достатке – стадо холеных и разодетых суперзвезд крупным планом. Пусть говорили почти все по бумажкам и ритуально били поклоны всем-всем-всем, но визуально предъявляли себя народу, а это для успеха голливудского шоу – главное.
Оскаровский пересчет не за горами. Есть шанс, что реальные фавориты года, обойденные «Золотым глобусом», плюс мощный военный эпос «Падение Черного Ястреба», не успевший попасть в «глобусные» номинации, получат по заслугам в конце марта.
Нью-Йорк

Текст: Олег Сулькин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?