Наверх
Фильмы 2018 Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти Три билборда на границе Эббинга, Миссури Селфи Пятьдесят оттенков свободы Черная Пантера О чём говорят мужчины. Продолжение
Все возрасты покорны!
10 экранных романтических пар с самой большой разницей в возрасте
Адский ад.
12 изображений преисподней в кинематографе
Гляди в оба!
10 самых забавных камео и «пасхалок» 2016-года
Потухшие звезды.
15 звезд, не оправдавших голливудских надежд
Голливудские ягодки .
10 самых красивых голливудских актрис старше 50

Больше чем герой

«Саботаж» и почему мы все еще болеем за Арнольда Шварценеггера

Судя по американским сборам «Возвращения героя», «Плана побега» и «Саботажа», триумфального возвращения на экран у Арнольда Шварценеггера пока не получается. И это совершенно закономерно. Когда пожилой актер вновь начинает сниматься после долгого перерыва, он неизбежно обнаруживает, что публика переключилась на его молодых конкурентов и что вернуть зрителей весьма непросто. Особенно когда он уже физически не тот, каким был когда-то. Это понятно. Непонятно другое – почему достижения и промахи Шварценеггера нам не безразличны? Почему и журналисты, и киноманы посвящают столько времени человеку, который никогда не был талантливым актером и чей последний по-настоящему удачный фильм «Правдивая ложь» вышел 20 лет назад? И почему, наконец, его картины до сих пор неплохо собирают за пределами США («План побега» – более 100 миллионов долларов)? Давайте разбираться.

Чтобы понять феномен Шварценеггера, нужно понять феномен актера, который, на первый взгляд, был мало похож на австрийского культуриста. Мы говорим о Брюсе Ли. С точки зрения традиционного Голливуда у Ли не было никаких шансов покорить американских зрителей. Ведь в Штатах и сейчас актеры с дальневосточной внешностью редко получают главные роли. В 1960-х же его пределом была вторая ключевая роль в телесериале «Зеленый Шершень». «Помощник главного героя» – досадный потолок для яркого и амбициозного артиста.

Кадр из фильма "Правдивая ложь"

Кадр из фильма "Правдивая ложь"

И, тем не менее Ли все же стал популярен в США. Правда, благодаря не голливудским, а гонконгским фильмам. Но это, если вдуматься, было еще более странно и еще менее вероятно. Ведь американцы всегда ставили свое кино выше любого другого и скептически относились к экспортным лентам.

Чем же покорил «лаоваев» Брюс Ли? Мужской красотой? Актерским перевоплощением? Блистательным произнесением остроумных диалогов? Нет, нет и нет. У Ли был свой козырь, который он смог великолепно разыграть. Он был мастером боевых искусств, прославившимся в спорте до того, как он прославился на экране. И он производил впечатление парня, который за кадром так же крут, как и в кадре. Может быть, даже круче. В этом была его «фишка», в этом была его легенда, в этом был его миф, который до сих пор вдохновляет людей.

Конечно, актеры, снимающиеся в боевиках, всегда и за кадром старались казаться «крутыми парнями». Но все, кроме самых юных и наивных фанатов, знали, что это рисовка и что ковбои, полицейские и искатели приключений – это лишь маски, которые надевают зачастую мягкие и духовно и физически слабые люди. Ведь на то и актерская игра, чтобы притворяться и казаться не таким, какой ты на самом деле.

Кадр из фильма «Возвращение героя»

Кадр из фильма «Возвращение героя»

С Брюсом Ли все было иначе. Он считался настоящим мастером, и он казался им на экране. То, что он не был похож на обычных голливудских актеров, лишь делало его «более настоящим», неподдельным мастером с Дальнего Востока, который появился перед камерами, чтобы поделиться с фанатами боевых искусств своими тайнами. Актер и Учитель в одном лице – это было уникальное предложение, которое американцы (и зрители многих других стран) не могли отвергнуть.

Так в западном кино родилась концепция «экшен-звезды» – актера, для которого экшен на первом, втором и третьем месте, а все остальное – лишь постольку поскольку. Экшен-исполнители прошлого «аутсорсили» свою крутость каскадерам и мастерам спецэффектов. Экшен-исполнители 1970-х и 1980-х эту крутость воплощали лично. Они сами были спецэффектами, не менее внушительными, чем кинотрюки.

Из-за их «альтернативности» то, что для голливудских актеров было недостатком, для экшен-звезд становилось достоинством. Слабое умение играть? Не самая привлекательная внешность? Иностранная фамилия? Странный акцент? Все это лишь подтверждало, что на экране не актер, а реально крутой парень. Который не притворяется, потому что не умеет этого делать. И который попал в кадр, потому что его крутость сводит на нет все, что закрыло бы путь в главные герои обычному исполнителю.

Кадр из фильма "План побега"

Кадр из фильма "План побега"

Из всех актеров, которые прошли по намеченному Брюсом Ли пути и прославились, Шварценеггер был самым успешным. Он не был мастером боевых искусств, но он был знаменитым профессиональным культуристом – «Мистером Вселенная» и многократным «Мистером Олимпия». На экране он воплощал новый, сложившийся при Рейгане американский идеал мужской крутости – гора мышц с огромной пушкой. Он был «мистером Америка» и, одновременно, «мистером Иммигрантом», который родился в австрийской деревне, приехал в США уже взрослым человеком, не отказался от труднопроизносимой немецкой фамилии и не избавился от германского акцента (он говорил с ним даже тогда, когда играл на 100% американские роли). Как и в случае Брюса Ли, его закадровая история была едва ли не более интересной и вдохновляющей, чем его экранные роли. И она сделала его куда большим кумиром подростков, чем прочие звезды 1980-х, снимавшиеся в экшенах. Потому что пока, скажем, Харрисон Форд играл, Шварценеггер просто был. И это производило неизгладимое впечатление.

Конечно, долго так продолжаться не могло. Как казино всегда в конце концов остается в плюсе, даже если игрокам долго идет карта, так и в кино люди искусства всегда, рано или поздно, выигрывают у пришельцев. Уже в конце 1980-х слава экшен-звезд начала увядать под натиском исполнителей вроде Брюса Уиллиса и Тома Круза – традиционных голливудцев с привлекательной внешностью, американскими именами и куда большим актерским диапазоном, чем у Шварценеггера. В наши же дни в экшен-роли можно увидеть и, прости господи, Шайлин Вудли, у которой в биографии не победы на чемпионатах, а детский сколиоз. Кому нужны звезды-спецэффекты при нынешних бюджетах на трюки и компьютерную графику? Плюс исполнителю, который не кажется неуязвимым суперменом, проще сопереживать. Это стало ясно еще тогда, когда Уиллис сорвал банк с «Крепким орешком».

Кадр из фильма "Саботаж"

Кадр из фильма "Саботаж"

Однако хотя нынешние триллеры и боевики могут обеспечить зрителям приятно проведенное время, они обычно не могут обеспечить того, что дарили боевики эпохи Шварценеггера – кумира для закадрового подражания и в какой-то мере духовного учителя. Брюс Ли вдохновлял заниматься кунг-фу, Шварценеггер привел многих ребят в тренажерные залы, а куда могут привести Лоуренс и Вудли (в отличие от их персонажей)? Только в актерскую школу. Поэтому забыть Шварценеггера трудно, и он все еще кажется родным и близким. Особенно для тех киноманов, кто тоже не вписался бы в ряды безупречно говорящих по-английски голливудских звезд. И потому мы до сих пор следим за его карьерой и переживаем из-за его неудач. Хотя и не рвемся в кино на его фильмы, потому что знаем, что того Шварца, который был когда-то, уже не вернуть. Такой вот причудливый парадокс.

 69




Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть