Возможно, не все знают, что знаменитый карикатурист Борис Ефимов, отметивший 28 сентября свое 100-летие, связан тесными узами с кино. Долгое время он был членом художественного совета «Союзмультфильма». По его рисункам сделано несколько мультипкационных лент («Сказка о попе и работнике его Балде», «Баллада о столе», «Три богатыря», «Пророки и уроки»). «Все они были сатирическими, юмористическими. Я их делал с удовольствием», – вспоминает об этих работах Борис Ефимович.
…Он никогда не думал, что станет художником. Хотя рисовать любил с детства, испещряя бумагу фигурами и персонажами созданными собственной фантазией, которая питалась обрывками разговоров взрослых. Но в большей мере – содержанием прочитанных книг. Мальчик поглощал их в невероятном количестве, так что чуть ли не с 8-летнего возраста стал носить очки.
К третьему-четвертому классу Боря уже имел репутацию карикатуриста и «работал» в рукописном школьном журнале, редактором которого был его старший брат Миша. «Со стороны мы, наверное, немного напоминали братьев из повести Марка Твена: Миша – предприимчивого, озорного Тома Сойера, я – благонравного, послушного Сида. Впрочем, подобно Сиду, ябедничать на старшего брата мне и в голову не приходило: я слишком любил Мишу, считал его для себя непререкаемым авторитетом».
По настоянию брата Михаила, к тому времени довольно известного фельетониста и корреспондента «Правды» Михаила Кольцова, в 1922г. Борис приехал в Москву, «имея за собой достаточно солидный опыт работы в политической карикатуре, других видах газетно-журнальной графики, сатирического плаката в »Окнах РОСТА« в Киеве, Одессе, Харькове». 4 октября 1922 г. «Известия» публикуют его первую карикатуру, за ней – многие тысячи других. Будущий академик Российской академии художеств становится постоянным художником «Огонька», «Крокодила», «Правды», «Прожектора», журналов «Чудак» и «За рубежом».
Настоящая фамилия братьев – Фридлянд. Но в годы гражданской войны обстановка в Киеве, где они росли, была сложной, в городе 12 раз менялась власть. Поэтому, чтобы не подвергать своих родителей опасности («завоеватели» то и дело вымещали свою ярость на мирном населении) братья взяли другие фамилии – Кольцов и Ефимов.
Они навсегда расстались 2 февраля 1940 года. После 13-месячного тюремного заключения в застенках Берии, а потом 20-минутного слушания «дела» в Военной коллегии Верховного Суда СССР Михаил Кольцов был расстрелян как «враг народа» в Лефортовской тюрьме. А в декабре 1954-го его реабилитировали.
Бориса Ефимовича репрессии не коснулись, как он считает, по простой причине: «Сталин был Хозяин. Его хозяйством была вся страна И в этой стране между прочими делами ему нужен был хороший опытный карикатурист. Мои карикатуры ему нравились, он их, в чем я не раз убеждался, внимательно рассматривал. И он меня оставил, сказав: »Нэ трогать«.
Однако как »брата врага народа« его отстранили от работы в печати. »Единственный, кто не оставил меня в беде, – литературовед и искусствовед Илья Зильберштейн, со свойственной ему настойчивостью уговоривший директора Литературного музея В.Д.Бонч-Бруевича заказать мне серию иллюстраций к произведениям Салтыкова-Щедрина, что в ту пору очень поддержало меня материально и морально«, – вспоминает Ефимов.
…К его первому альбому политических карикатур, юмористических рисунков и шаржей написал предисловие сам Л.Д.Троцкий: Ефимов пользовался его дружеским расположением. Борис Ефимович хорошо знал Маяковского, с которым познакомился в начале 20-х в »Известиях«, дружил с Леонидом Утесовым, Ильей Ильфом, Евгением Петровым (»Они для меня были Иля и Женя, я был для них – Боря«), с Василием Гроссманом…
Результат многолетней работы Б.Е.Ефимова – множество социальных, бытовых, политических (в том числе с Нюрнбергского процесса) карикатур, юмористических рисунков, дружеских шаржей (в том числе на Станиславского, Утесова, Рину Зеленую, Агнию Барто). Увы, есть среди работ художника и такие, за которые ему сегодня досадно. »Не хочется видеть их, ни о них вспоминать. Но они были. Потому что было такое время, когда, так сказать, не приходилось капризничать: «Нет, этого я рисовать не буду!» Подобное означало бы просто положить голову на плаху. Вы понимаете, какое время я имею в виду«.
Но время само отсеяло ценное от преходящего. Ефимова, народного художника СССР, трижды лауреата Государственной премии (1950, 1951, 1972), кавалера трех Орденов Ленина, признанного классика своего жанра, ценят и любят. На днях к его многочисленным отечественным и зарубежным наградам прибавилась еще одна: он удостоен звания »Человек ХХ столетия".