В Музее Кино состоялся торжественный вечер в честь 75-летия фильма Сергей Эйзенштейна «Броненосец »Потемкин«». Выступали ученики, коллеги и исследователи творчества великого мастера. Демонстрировалась неозвученная версия фильма «Броненосец »Потемкин«» 1925/1926 года. Среди участников вечера были и те, кто лично знал режиссера: Борис Бунеев, Семен Фрейлих. «Броненосец »Потемкин«» – это своеобразная формула века: начиная с 50-х годов, во множестве международных голосований и обсуждений кинокритиков он неизменно входил в десятку лучших фильмов века. По словам Леонида Козлова – исследователя творчества режиссера, «Потемкин» – ключевое произведение для кинематографа, в котором ощущается удивительное соединение противоположностей. С одной стороны, революция здесь изображается как беспощадная война, с другой – как идеал братства человечества. Фильм служит парадигмой, исходной моделью в понимании человеческих отношений – «Все за одного, один за всех!»
Все что он сделал, было посвящено конечной идее достижения единства. И дело не в идеологии. В фильме мы наблюдаем движение людей не куда-то, а к чему-то. По словам Семена Фрейлиха, «Броненосец »Потемкин«» – «бессмертный фильм, его надо бояться».
А Леонид Козлов заметил, что стоит пересмотреть все варианты «Потемкина» (а их более пяти), поскольку очень многое зависит от состава монтажного текста, темпа и, разумеется, музыки. Ведь из-за большого количества версий существует и несколько вариантов озвучивания: в том числе музыка немецкого композитора Эдмунда Майзеля.
На вечере было представлено также и дополненное издание книги Эйзенштейна «Монтаж» (1937), куда вошли работы, статьи, эссе, не попавшие в 6-томник 1971 г.
Над книгой, составленной Н.Клейманом, работали исследователи творчества режиссера: А.Трошин, В.Забродин, В.Походаев, Л. Козлов.
В настоящее время готовятся к показу версии фильма Эйзенштейна в Париже, Лондоне, Берлине. «Потемкин» будет существовать. И мы, возможно, увидим его новыми глазами.