Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Как снять хит и подружиться с фанатами

Выходящие вскоре в прокат «Голодные игры: И вспыхнет пламя» – один из самых ожидаемых фильмов года, и мало кто сомневается, что картина Фрэнсиса Лоуренса как минимум повторит финансовый триумф первых «Голодных игр» (почти 700 миллионов долларов мирового бокс-офиса). Однако в прошлом году, когда к прокату готовилась лента Гэри Росса, ее успех не был гарантирован. Ведь все мы не раз видели, как подростковые блокбастеры оказывались на помойке. В чем же секрет «Голодных игр»? Почему они взлетели, пока их конкуренты падали и взрывались? Вот десять причин триумфа первого фильма и всего сериала.

1. Многочисленные и страстные поклонники книг Сьюзен Коллинз. В наши дни фандом есть у всех мало-мальски известных произведений, но фандом фандому рознь. На примере «Перси Джексона» видно, что наличие поклонников успех экранизации не гарантирует. Чтобы повторить достижения «Гарри Поттера», «Сумерек» и «Голодных игр», нужно иметь страстных поклонников, которые и сами в кино придут, и друзей сагитируют. И таких фанатов должно быть не три калеки, а легион. Цикл о Джексоне хорошо продавался, но «Игры» продаются намного лучше, и потому поклонников у них намного больше. Размер фандома имеет значение. Равно как и возраст фанатов. Подростки относятся к своим увлечениям серьезнее, чем взрослые, и не слишком внушительные сборы «Игры Эндера», большинство поклонников которой были детьми в 1980-х, это наглядно демонстрируют.

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

2. Тщательная работа с фанатами. Когда у проекта много поклонников, легко счесть их гарантированными зрителями и не уделять им особого внимания. Создатели экранизации «Голодных игр» этой ошибки не допустили. Все три года работы над первым фильмом они старательно окучивали западных поклонников цикла, чтобы в день премьеры ребята шли в кино с воодушевлением, а не с опаской. Кстати, стоило это не так уж дорого. Рекламная кампания в соцсетях куда дешевле, чем столь же продолжительная и интенсивная бомбардировка публики через традиционные СМИ.

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

3. «Оккупируй Уолл-стрит!» Первая «голодная» книга Коллинз была опубликована в 2008-м, а работа над первым фильмом цикла началась в 2009-м. Ни писательница, ни продюсеры в то время понятия не имели, что в 2011-м общественный парк на Уолл-стрит будет на два месяца занят протестующими и что «оккупационное» движение пронесется по всей стране и затронет другие государства (в том числе Россию). Правда, пар тогда ушел в свисток, и «оккупанты» равным счетом ничего не добились. Но зато Occupy Wall Street оказалась превосходной и совершенно бесплатной рекламной кампанией для фильма, в котором «униженные и оскорбленные» бедняки противостоят заевшимся угнетателям. Ведь Occupy-движение не только привлекло внимание к проблемам, которые в США обычно стараются игнорировать, но и подарило публике хлесткий язык для описания «Голодных игр». Так, «оккупайное» выражение «однопроцентщики» (самые богатые жители страны, контролирующие львиную долю ее ресурсов) постоянно использовалось в рассказах о сюжете картины.

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

4. Трендовое контрпрограммирование. Молодежная мода не просто переменчива. Ее вечно бросает из крайности в крайность. Сегодня все танцуют диско, завтра все трясут хайерами на концерте Metallica, а послезавтра даже белые парни из богатых кварталов учатся сочинять рэп. Поэтому те, кто хотят не следовать моде, а задавать ее, должны смотреть, что модно сейчас, и делать наоборот. Например, вкладываться в душераздирающую мелодраму о школьнице и вампире, пока все ищут нового «Гарри Поттера». Или экранизировать футуристическую книгу без монстров и с физически и духовно сильной героиней, пока продюсеры-неудачники носятся в поисках нового Эдварда и новой Беллы. «Голодные игры» рекламировались как «анти-Сумерки», и это сработало на 200%.

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

5. «Не фигурять!» Фантастика и фэнтези эффектны, но они описывают миры, которые читателям и зрителям поначалу незнакомы и непонятны. Конечно, преданный поклонник жанра может разобраться в любых хитросплетениях авторской фантазии. Но если вы работаете для массового зрителя, то сюжет должен быть ясным и очевидным. Вспомните первые «Звездные войны». Кто такой Император? Кто такой Дарт Вейдер? За что сражаются повстанцы? Какую сторону представляет Лея? Чем опасна Звезда Смерти? В начале фильма зрители всего этого не знают. Зато им ясно, что Лея – хорошая (молодая женщина в белом), а Дарт Вейдер – плохой (жестокий убийца в черном). И дальше картина танцует от классического мифа о доблестном юноше, который спасает заточенную в темнице принцессу. «Голодные игры» также выстроены вокруг очевидных моральных и визуальных контрастов (нищая девушка против расфуфыренных богачей), и это сразу ориентирует зрителей в постапокалиптическом будущем.

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

6. Китнисс Эвердин. Популярный киноцикл не обязан иметь всеми любимого и яркого главного героя. Гарри Поттер, откровенно говоря, блекло смотрится на фоне многих одноклассников, а Беллу Суон поклонницы «Сумерек» зачастую ненавидят. Однако если в центре цикла стоит такой персонаж, как Китнисс, то это для сериала жирный плюс. Ведь Китнисс – настоящая «ролевая модель». Идеальная старшая сестра, верная подруга, решительная, но не кровожадная воительница… И при этом она достаточно человечна, чтобы не раздражать зрителей безупречностью.

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

7. Дженнифер Лоуренс. Опять же, подростковому сериалу не нужно во что бы то ни стало найти превосходного актера на главную роль. Но ему нужен харизматичный исполнитель, который, помимо прочего, за время раскрутки проекта не отвадит зрителей от похода в кино. И Лоуренс оказалась превосходной находкой и как актриса, и как человек. Причем даже больше как человек. Сейчас в Америке сложился целый культ девушки как «единственной искренней женщины в Голливуде», которая говорит что думает, не воспринимает себя всерьез и на людях ведет себя не как дива, а как восторженная фанатка, которая случайно оказалась среди знаменитостей.

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

8. Превосходная рекламная кампания. Продвигать качественный продукт намного проще, чем ерунду, но это все равно сложная задача, и команда «Голодных игр» превосходно с ней справилась. За три года маркетологи и рекламщики первого фильма превратили фанатов в армию своих добровольных помощников, рассказали всем встречным и поперечным о «Голодных играх», протащили Лоуренс на обложки многих журналов… И, наконец, смонтировали отличный трейлер, который внятно объяснил, о чем будет картина, но не раскрыл все ее секреты. «Как мы сняли сражения между подростками? Извините, это тайна. Если хотите ее узнать, заплатите за билет!»

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

9. Кино-унисекс. «Голодные игры» относятся к девичьей литературе, но они достаточно интересны для парней, и фильм был снят и отрекламирован так, чтобы оба пола чувствовали себя комфортно в очереди за билетами. В частности, была ослаблена романтическая линия картины. И снимал «Игры» мужчина, хотя вполне можно было найти постановщика-женщину, как это было в случае первых «Сумерек». В результате если на «сумеречных» сеансах девушек было 80% и более, то на «Играх» был почти паритет – 60% девушек на 40% парней.

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

Кадр из фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

10. Провал «Джона Картера». Предусмотрительно назначив премьеру первых «Игр» на март, за несколько месяцев до летней блокбастерной бойни, прокатчики опасались конкуренции лишь со стороны одного потенциального хита – «Джона Картера». Однако диснеевцы допустили все мыслимые ошибки, когда работали над этой картиной и ее рекламной кампанией. Они выбрали устаревший исходный материал, не нашли по-настоящему яркого актера на главную роль, сочинили глуповатый даже по меркам подростковой фантастики сценарий… А затем не смогли представить публике сильные стороны постановки. Даже название картины было выбрано бездарно! Апофеозом этого Epic Fail стали американские постеры, где были лишь неясные силуэты персонажей и слова «Джон Картер». Кто эти существа? Что они делают? О чем вообще кино? Ничего этого по таким постерам понять было нельзя. И зрители на «Картера» не пошли. Напротив, в России постеры были куда более эффектными, и у нас фильм прошел превосходно.

Комментарии  108

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть