Хлопотное это дело – анимационный сериал. Как впрочем, хлопотное дело – растить детей. Проще сунуть в руки ему покемона или тамагучи, включить на полтора часа «ящик» с так называемым «киндер-фоксом» и чувствовать себя свободным. В телевизионной программе я насчитала десятки названий бессмысленного компьютерного мыла. Среди этих названий особенно популярны железные человеки, монстры, могучие рейнджеры, дьяволики, человеки-пауки. Труднее всего в этом кислотном вареве найти самого человека.
Это одна сторона медали, другая – не светлее. Ведь в отсутствие индустрии вымирает вся среда анимации. Исчезают целые профессии. Сегодня режиссеры уже с трудом находят на свои проекты прорисовщиков, фазовщиков, да и одушевителей все меньше и меньше.
Все знают о крушении «Союзмультфильма», но тихо и незаметно скончался и «Мульттелефильм», на базе которого создавались сотни картин, обращенных к детской аудитории. Сейчас такая студия могла бы стать основой отечественного сериала для детей, если бы чиновники от телевидения умели просчитывать не только сюиминутную экономическую выгоду и не разрушали того, что создавалось годами.
Я не являлась горячей поклонницей нового серийного «Незнайки», не все получилось и в первых сериях «Волшебника изумрудного города». Но с производством этих фильмов появилась надежда на возрождение мультсериала. Появилась и угасла. А ведь видеопродажи «Незнайки» и при существующем пиратском рынке достигали немыслимых рекордов.
Между тем в любой гостинице мира, стоит вам утром включить любой из европейских телеканалов – и вы наткнетесь на анимационный сериал. Ибо они составляют более 90% от всей мультпродукции. И вкладываются в эти сериалы прежде всего телеканалы. За их счет, в основном, и живет вся индустрия.
Как искать выход из создавшегося положения? Как убедить телевизионное начальство не крутить с утра до ночи монстроидальный мультфильм, который в Японии запрещают, потому что среди юных зрителей он возбудил эпидемию эпилепсии? Как объяснить им, что бэканье и мэканье телепузиков тормозит развитие детей? И будущие Эллочки-людоедки обоих полов с удовольствием в зрелом возрасте ограничатся дебильной лексикой и отупляющим просмотром новых «телепузиков». Как объяснять очевидное: что воспитание – не та сфера, где «спрос опережает предложение», что не рейтинги определяют суть этого кропотливого хрупкого процесса. Ребенок должен дорастать до фильма, а не садиться на корточки, чтобы рассматривать элементарный кислотный мир с синтетической травой. Неловко говорить о национальном интересе, сущностных понятиях, которые либо закладываются в детстве книгами, фильмами, либо отсутствуют вовсе. Но побойтесь Бога: с точки зрения не только этики, но и эстетики, вы творите дело недоброе, нехорошее дело. Вот дальновидные японцы, насытившие наш рынок ниндзями всех сортов, о своих детях заботятся. Мало того, что открыли замечательный музей анимации, превратили Юрия Норштейна чуть ли не в национального героя, но еще ведут переговоры и с Эдуардом Успенским (тем самым, что точно обозвал телепузиков «телетрупиками») на предмет создания нового большого сериала, героем которого станет Чебурашка.
Думаю, что необходима консолидированная гуманитарная политика. Министерство культуры, Союз кинематографистов должны выступить с инициативным предложением выработать концепцию создания национальных анимационных сериалов для детей. Недавняя встреча на самых верхах по поводу возрождения детского телевидения свидетельствует о том, что наконец-то и политики озаботились будущим здоровьем нации. Вот бы не упустить момента и, пока горит «зеленый свет» (у нас это обычно недолго), «проскочить» и затеять производство детских телевизионных мультфильмов.
кандидат искусствоведения