Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

"Двадцать лет в кино"...

Добавить в закладки

Игорь Кантюков пишет настоящую киношную музыку, которая не мешает, не давит, а движется вместе с изображением, дает эмоциональный настрой фильму. 20 лет в кино – срок немалый. За плечами композитора огромное количество работ. Есть оригинальная музыка, есть талантливо сделанные аранжировки. Кантюков писал музыку для Сергея Тарасова, Петра Тодоровского, Станислава Говорухина, Александра Бланка – к фильмам: "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Черная стрела", "Квентин Дорвард – стрелок королевской гвардии", "Перехват", "Рыцарский замок", "Князь Юрий Долгорукий", "Военно-полевой роман", "По главной улице с оркестром", "Анкор, еще анкор", "Интердевочка", "Какая чудная игра", "Дети капитана Гранта", "Возвращение Будулая".
Сегодня Кантюков работает над новым проектом. На студии им.Горького снят полнометражный фильм "Двенадцатая осень".
-- Расскажите, что это за фильм?
-- Это полнометражная картина, снятая в системе долби режиссером Игорем Талпа по собственному сценарию. Место действия – Чечня. Время – сегодняшняя реальность. Все как теперь в жизни – бандиты, заложники. Женщины, дети. Главный герой – мальчишка. Фильм уже смонтирован, сделано озвучание. Осталось только хорошую музыку для него написать.
-- Двадцать лет назад в кино впервые зазвучала ваша музыка. Что для вас является точкой отсчета?
-- Самая большая и первая моя победа в кино была на картине Сергея Тарасова "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго". Баллады Высоцкого, которые звучат в этом фильме, были написаны к другому фильму – "Стрелы Робин Гуда", но в него не вошли. А после того, как Высоцкого не стало, Тарасов решил использовать эти песни в новом фильме.
Когда-то первую пластинку Владимира Высоцкого "Кони привередливые" делал я с ансамблем "Мелодия". На готовые фонограммы я дописывал струнные, а потом органично вплетал их в контекст картины. На старую запись легло современное звучание – и музыка оделась в новые одежды.
Доволен работой над фильмом "Черная стрела". "Князь Юрий Долгорукий" является предметом моей особой гордости.
С удовольствием вспоминаю работу с Петром Ефимовичем Тодоровским. Он невероятно музыкален. В его фильмах все очень жизненно и естественно, как будто в них он рассказывает о себе. Ироничный и в то же время трогательный взгляд на мир. Он мне насвистывает мелодию, а дальше работаю я. С Тодоровским мы сотрудничаем уже 15 лет. И я надеюсь, что мы сделаем что-нибудь еще.
Когда-то, в 1991г., в журнале "Искусство кино" был проведен опрос, и среди 14-ти самых работающих в кино композиторов был и я – ваш покорный слуга.
-- Какую вам нравится писать музыку?
-- Мне больше по вкусу симфонический оркестр со всеми его тембрами. Тут никакая электроника ни в какое сравнение не идет. Музыка Чайковского, Вагнера, без всяких "ноу-хау", – вечная.
И тем не менее, музыкальный язык любого фильма должен быть подстать фактуре сюжетного действия и изображению. В фантастике звук должен быть один, в историческом фильме – другой. Но главное правило такое: музыки плохой или хорошей не бывает. Она либо есть, либо ее нет.
-- Я знаю, что в свое время вы начинали еще с ансамблем "Мелодия". Не скучаете по тем временам?
-- Ансамбль "Мелодия" был ярчайшим примером музыкального братства. Причем не только творческого, но и человеческого. Мы записали более 300 пластинок совершенно разных жанров, из них 20 сольных дисков, где инструментальная музыка является главной. И делали это, не постесняюсь сказать, с блеском и удовольствием. Судьба свела меня с замечательными джазовыми музыкантами. Со Станиславом Григорьевым, саксофонистом. Он владеет аранжировкой, играет на рояле, кларнете, при этом обладает просто энциклопедическими знаниями. С Алексеем Кузнецовым, гитаристом божьей милостью. Он обладает дивным ощущением партнера. Умеет аккомпанировать как никто! У него всегда присутствует голосоведение. Для меня игра с Алексеем была откровением. С Владимиром Данилиным – аккордеонистом и пианистом. Когда аккордеон незаконно забыли, он играл на фортепьяно. Потом вернулся в аккордеону. Когда не стало нашего тромбониста Константина Бахолдина, мы встретились Володей в Минске, на поминках. Кто-то привез аккордеон. У меня с собой была бас-гитара. И вдруг я услышал, как этот человек мыслит на аккордеоне. Такого внутреннего потрясения я не испытывал никогда. Мне казалось, что и я никогда не играл лучше, чем тогда. Это было настоящее счастье.
Ансамбль "Мелодия" был коллективом единомышленников. Жаль, что об этом приходится говорить в прошедшем времени.
-- Как вы считаете, аранжировка – дело серьезное?
-- Более чем. Когда есть хорошая мелодия – это важно. Тут нужно добавить мелодии пикантности, насытить чем-то новым. Поменять тембр, язык, а иногда и темп, и придать ей, скажем, другой характер.
В одной известной пьесе Германа Лукьянова звучит одна нота, видоизменяясь только ритмически. Зато оркестровое полотно так изысканно, что каждый раз, слушая его, думаешь: Господи, ты боже мой!
А у Кола Портера в песне "Ай лав Пари" идет "попевка" вокруг квинты. Буквально из трех нот. Четыре строчки в миноре и еще четыре в мажоре. Казалось бы, сама простота. Если звучит одна мелодия – заскучаешь. Но когда слушаешь ее в замечательной аранжировке, где вокруг темы витают волшебные звуки, понимаешь: это делал мастер.
Как вы знаете, в кино, где видеоряд является самым важным, все остальное должно помогать изображению. Музыка в кино редко бывает самостоятельной. Она должна рождать какие-то переживания, впечатления в сочетании с картинкой.
Когда Говорухин снимал фильм "В поисках капитана Гранта", нужно было заново прочесть великую музыку Исаака Дунаевского. Задача не из легких. В фильме звучат вариации на тему Дунаевского: главная, побочная, связующая – в зависимости от изображения. Но каждая серия непременно заканчивалась увертюрой, которая была сделана для старого фильма. В картине есть и моя музыка, и мне, надеюсь, удалось сохранить единый стиль.
Мне сейчас пришел на ум такой образ: когда переливают кровь, она должна быть у обоих людей одной и той же группы, чтобы не произошло в организме человека отторжения. Так и в аранжировке.
Старый фильм был известен больше благодаря музыке. В фильме Говорухина "Дети капитана Гранта" музыка зазвучала по-новому. Прошло много лет, но фильм не постарел. Новое поколение мальчишек смотрит его с большим интересом. А во взрослых он будоражит юношеские переживания.
-- Как сочетаются в одном человеке играющий музыкант и композитор?
-- Я – музыкант, оттого и оркестр знаю как бы изнутри, живя в нем как необходимый для жизни орган. Как-то мы в "Мелодии" записывали музыку к фильму одного композитора, не буду называть его фамилию. Музыка была, прямо скажем, слабая. Мы сыграли ее так, что она вдруг зазвучала. Так что от исполнителя тоже кое-что зависит.

Текст: Наталия Юнгвальд-Хилькевич
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?