Наверх
Фильмы 2016 Доктор Стрэндж Джейсон Борн Бен-Гур Отряд самоубийц Бриджит Джонс 3 Великолепная семерка Инферно Стартрек: Бесконечность
Другая война Капитана Америка.
5 необычных фильмов Тома Хэнкса
Лучшие начальные сцены.
25 лучших начальных сцен
Автора! Автора!
10 фильмов, сочиненных неожиданными сценаристами
Тот неловкий момент.
Еще 10 конфузов из-за кулис эротических сцен
Самые ожидаемые фильмы марта 2014 года.
Горячая десятка. Ожидаемые фильмы марта 2014 года

"Елена" – страшная картина

Интервью с Андреем Смирновым

Звягинцев где-то говорил, что проект задумывался, как история об Апокалипсисе, в том числе Апокалипсисе личном, душевном. Как вы понимаете этот апокалипсис?

Исполнитель главной роли в фильме «Елена» (2011) рассказывает об Апокалипсисе, о послушании на съемочной площадке, депрессивности отечественного арт-хауса и сломанных ребрах

Это надо спрашивать у Звягинцева… Я могу сказать только о том, что относится непосредственно к моей роли. Хотя я, конечно, видел картину. Единственное, что я могу высказать, это что артхаус российский – при том что там есть очень талантливые ребята – производит не просто унылое, а депрессивное впечатление. Кого ни возьми – Бакурадзе, замечательный Боря Хлебников. Кого ни назови, семь-восемь фамилий. В конечном итоге даже фильм Попогребского «Как я провел этим летом» (2010), который получил приз в Берлине. Все эти фильмы в каком-то смысле о том, что жизни в России нет. Тут к молодым примыкают и такие мастера как Балабанов. Мне кажется, стоит задуматься, обвинять ли в этом самих мастеров или реальную российскую действительность. В этом смысле картина «Елена» – страшная картина. Убийство происходит между делом, обыденно. И ни покаяния, ни возмездия. Думаю, нам стоит задуматься, почему у нас такое кино.

Кадр из фильма "Елена"

Кадр из фильма "Елена"

Интересно, что фильм совсем не упрекают в снобизме или высокомерии, такое впечатление, что этот план не все считывают. Много говорится о классовом конфликте богатых и бедных, а о том, что это еще и конфликт интеллигентного мира с миром, грубо говоря, варваров, почти ничего. А ведь там это есть.

Конечно, там это есть. Не знаю, мне кажется, сама эта героиня и вся ее семья, все они воспроизведены режиссером настолько талантливо, внимательно, что упрекнуть авторов в том, что они плохо относятся к бедным – невозможно. Они воспроизведены, в сущности, с такой же степенью любви, понимания и знания, как и мой герой. Более того герой этот ведь малоприятный. Есть в нем что-то отталкивающее, вызывающее отторжение. Режиссерские симпатии и антипатии очень тонко в этом фильме взвешены. И мне кажется, что классовая точка зрения на эту картину далеко нас уводит и не совсем справедлива. Если уж говорить об обобщении, то наверное это обобщение касается не конкретных классов, а вообще нравов российского общества. И нравы эти воспроизведены с неумолимой жесткостью. Все просто, обыденно, очень узнаваемо, словно говорит нам: «Таков мир». Никаких проповедей за этим фильмом не стоит.

Вы придумывали для себя, кто все-таки ваш герой? Это ведь не очень типичный для нашего кино образ богатого человека.

Я сам ничего не придумывал. Нет послушней актера, чем режиссер. Потому что ты понимаешь, что только один человек на площадке знает, какой фильм он строит. Так что любой режиссер, находясь в шкуре актера, старается, как можно точнее сделать то, что от него ждут. Хотя, конечно, мы этот вопрос обсуждали со Звягинцевым. Все наши нувориши – это либо бывшие комсомольские работники, либо бывшие фсбэшники, либо это ученые, которые вовремя ушли в бизнес. Это могут быть ученые, связанные с ядерной физикой, с работой на оборону, оружейники… Мы решили, что для кэгэбэшника у меня физиономия не та, для комсомольца – тоже, так что мой герой – бывший ученый. Таких людей меньше, чем гэбэшников и комсомольцев, но они есть.

Есть такое распространенное мнение, что если боишься актерского наигрыша, возьми на роль хорошего режиссера и получишь ровно то, что нужно. Как думаете, с чем это связано? Как вы работаете?

Так же, как любой артист, только без каких-то персональных претензий. Для меня ведь это скорее хобби, хотя последние двадцать лет я зарабатывал на хлеб именно как артист. А никаких особенных отличий я не вижу, просто стараешься не наигрывать (смеется).

Звягинцев говорил, что боялся сначала с вами работать, именно потому что вы режиссер, а придется заставлять вас делать какие-то вещи.

Нет-нет, никакого режиссера, когда я по другую сторону камеры, нет (смеется). Нужно просто слушать, что говорит режиссер, и стараться сделать это. Я не вижу тут никаких проблем.

Кадр из фильма "Елена"

Кадр из фильма "Елена"

Говорят, вас в первый съемочный день привело в гнев пальто, в котором нужно было сниматься…

Ну, мы в результате нашли общий язык с художницей по костюмам. Понимаете, шел поиск костюма. У этого персонажа должны быть хорошие, дорогие вещи. Но я же точно знаю свою внешность, поэтому чисто глянцевые вещи на мне не могут смотреться – другой тип. Поэтому нужно было найти эту грань. Пальто очень дорогое, французское, я в нем – в сцене с машиной.

То есть все-таки бывают ситуации, когда вас что-то смущает?

Если бывают, мы это обговариваем. Но Звягинцев просто очень хороший режиссер. Для режиссера ведь важнее всего две вещи: знать, что ты хочешь, и уметь это объяснить другим. Звягинцев режиссер высокопрофессиональный, а таких у нас всегда было мало. Хотя теперь появились такие постановщики, как Бекмамбетов, профессионализм которого поражает. Это же относится к Звягинцеву, у которого в голове существует вся картина, ее ритмика. Я был уверен, что какие-то куски, которые мы снимаем, на монтаже вылетят из картины (я сам так снимаю, с большим запасом). Например, вся поездка героя на фитнес. Она с такой подробностью сделана: вот он выходит из квартиры, вот он на лестнице, спускается в гараж, едет, останавливается – мимо люди идут, вот он получает ключ от шкафчика. Я был уверен, что все эти кадры вылетят. А Звягинцев сделал кусок, который волшебным образом пробуждает некую тревогу по отношению к герою. Там очень точно все снято. То есть у Звягинцева не только вся картина, мясо ее, были в голове, но и ритм будущего фильма, и длина кусков, и их сопоставление – все это требует очень высокого профессионализма.

«Елена» очень сильно отличается от того, что Звягинцев делал раньше. Вам первые его два фильма нравятся?

Первые картины просто шедевры, я считаю. «Возвращение» (2003) – замечательная картина, ни на что не похожая, недаром она была так высоко оценена в Венеции. Да и вторая картина довольно сильная, хотя она сложнее, длиннее и в ней есть определенные слабости, но там есть выдающиеся вещи. «Елена» действительно совсем другая, но, понимаете, тем и отличается настоящий художник: он не повторяет того, что уже сделано, ищет что-то другое. Но надо сказать, что определенная жесткость взгляда есть во всех трех картинах.

А как вам кажется, есть в «Елене» рифма к другому периоду российской истории, в котором были революция и гражданская война?

Я не вижу. Понимаете, ведь хорошее кино, оно не проповедует. Художник старается понять людей, о которых он нам рассказывает. Любая заведомая идея, если она лежит в основе картины, уводит эту работу от искусства.

Кадр из фильма "Елена"

Кадр из фильма "Елена"

Звягинцев вроде бы не любит давать актерам читать сценарий, с вами он ведь по-другому работал, да?

Да, я читал сценарий целиком. Но я вообще, честно говоря, не собирался сниматься. Я сидел в монтажной, монтировал собственную картину («Жила-была одна баба» (2011) – EMPIRE), сделанную после тридцатилетнего перерыва. Мне прислали сценарий «Елены», Андрей позвонил, и я его, когда мы делали актерские пробы, предупредил, что прервать монтаж не смогу. Мы сняли пробы, прошел где-то месяц, потом Андрей позвонил и сказал, что приедет. Приехал он утром, с бутылкой хорошего кальвадоса. Я сказал: «Немного рано, но давайте». На его счастье дома были моя жена и сын. Я сказал, что даже речи не может быть, потому что я шесть дней в неделю работаю с монтажером, но эти на меня накинулись! «Это такой режиссер, от таких предложений не отказываются…» Насели! Я думаю: «Но как?..» Андрей сказал: «Мы под вас приспособимся». И действительно, я решил, что я прервусь на две недели, весь апрель прошлого года я снимался по выходным, а с пятнадцатого мая выделил на съемки две недели. Но надо сказать, что производство организованно у него очень четко.

Не по-артхаусному четко?

Абсолютно! При этом я умудрился сломать два ребра. Причем я не сознавался, потому что стыдно сознаться, что это я с сыном валял дурака. А сын – здоровый лоб девятнадцати лет, ну и сломал мне два ребра. На съемке мне стало худо от боли. Поехали в больницу, мне сделали укол. Но все эти сцены – за рулем машины, плавание в бассейне – это все со сломанными ребрами. Но это моя была вина. Я наврал, что поскользнулся в ванной (смеется). Мне стыдно было сказать, что я, старый ремесленник, позволил себе такое легкомыслие! Неудобно было, но потом сознался.

 32

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь






 


 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть