Югославия хорошо смотрится и без пороха, и без знойных цыган. Молодой режиссёр Предраг Велинович снял человечную ленту о забытых актёрах старого кино. Исполнитель главной роли Велимир (Бата) Живойнович был знаменит в 60-х годах и широко известен в 70-х. Он снимался в фильмах «Битва на Неретве», «Поезд вне расписания», «Козара», «Мост» (в нашем прокате «По следу Тигра»), «Скупщики перьев» и множестве других. Картина «Момент» была премирована на ММКФ в 1979 году. Героя фильма «Тени воспоминаний» зовут Любо Радованович, но его ностальгическая актёрская биография иллюстрируется фрагментами фильмографии Живойновича.
Дедушка Любо давно не снимается, продал столичную квартиру и поселился в сельской глуши, в бревенчатом домике у реки. Соседская девочка Эмма однажды спасла его, когда он чуть не утонул, и прониклась опекунской нежностью ко всеми забытому одинокому кумиру прошлого. Участливо выясняя, за какие заслуги его надо ценить, она спрашивает, кого он играл – ковбоев, гангстеров или киллеров, но слышит в ответ: «Партизан». «Ка-а-ак ску-у-учно…», – протянуло юное современное существо, но на требовательной решимости Эммы вернуть бедолаге интерес к жизни этот унылый вывод не отразился. Настырная девчонка решила пристроить Любо на выдающуюся роль в новый фильм, как только узнала о работающей неподалёку киногруппе. Да и личную жизнь подопечного Эмма не собиралась пускать на самотёк, тем более, что в окрестностях объявилась давняя любовь Любо.
Сентиментальный по теме и возрастным особенностям персонажей фильм Велиновича не грешит ни сюсюканьем, ни слезоточивостью. Фабульная ситуация свела сильных людей, обладающих трезвым чувством собственного достоинства, и наблюдать взаимодействие таких характеров интересно. Угасшие «звёзды» в меру философичны и ироничны, а сочувственная нежность девочки мило дополняется вздорностью и ворчливостью. При выстраивании человеческих отношений на экране режиссёру редко изменяет чувство меры, но соразмерность… композиции картины в целом не удалась. После кадров в закатном лесу, похожих на финал, история монотонно продолжается, а окончательный финал кажется нарочитым хэппи-эндом после смертельного танца на съёмочной площадке.
Предраг Велинович пришёл в игровое кино с телевидения. «Тени воспоминаний» – дебют. Не дерзкий, но вполне профессиональный и во многом удачный дебют. Очень симпатично, что режиссёр начинает кинокарьеру с объяснения в любви к кино, к отечественному кинематографу и к кинодеятелям, которые были до него.
В названии картины ощущается некоторая эфемерность, призрачность былого, но, судя по событиям и диалогам, «тени» требовательно правы в своём отношении к искусству и активны, как «Тень отца Гамлета». Беспомощный и пьяненький молодой режиссёр, который снимает «фильм в фильме», кажется никчёмным фигляром рядом с Любо и Божо. Старый «фон» явно обыгрывает молодой «первый план». Очевидно, только последующие фильмы дебютанта Ве-линовича прояснят, чем были для него «Тени воспоминаний» – комплиментом прошлому или манифестом будущего.