Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Герои Лонского -- заложники ситуации

Добавить в закладки

Наш кинематограф все активнее движется по пути к зрителю, «поп-сеет» помаленьку, значит – обретает ясность внятность. Прощается с набившим оскомину так называемым «авторским началом», порождающим на экране многозначительный туман и эклектику.
Появляются нормальные, хорошо за-крученные, зрительские фильмы. Начинается Средний Уровень. А именно он-то и создает Кинематограф, а не отдельные удачи на общем сером фоне. Кинематограф как целостное явление сложился у нас только однажды – в 60-е годы, когда реальность на экране из приветливой и радостной («Я шагаю по Москве») становилась все более давящей и отчужденной («Июльский дождь», «Долгая счастливая жизнь»), но по-прежнему сохраняла целостность и полноту.
А далее возникло деление на вершинный, высокохудожественный кинемато-граф и на кинематограф среднего звена. Люди, работавшие в последнем, четко обеспечивали социальный заказ: сколько-то нужно фильмов о рабочем классе – пожалуйста, сколько-то о тружениках деревни – ради бога, сколько-то на морально-этическую тему – за милую душу. Вот и снимали. Невероятное количество подобных произведений (как правило, вялых и полухалтурных) благополучно кануло в Лету. А те, что не канули, время от времени показываются по телевизору и даже кое-какой рейтинг обеспечивают.
Фильмы Валерия Лонского, о котором и пойдет речь, к счастью, в Лету не канули. Но и выдающимися не стали. Он как раз и принадлежал к этому «среднему» кинематографу, однако всю жизнь пытался выбиться наверх. Только совершить подобный прыжок режиссеру «второго эшелона» в те годы было исключительно сложно – даже если ему и удавалось создать что-либо значительное, культурная общественность этого как будто не замечала. Уважали лишь тех, кто сразу смог ярко заявить о себе, и --страстотерпцев, годами вынашивающих заветные замыслы.
Хотя могли бы и других. У того же Лонского была, например, замечательная новелла из фильма «В лазоревой степи» по шолоховским рассказам, где гражданская война превращалась в трагедию отдельной семьи, в которой отец пошел на сына, а брат на брата. Была попытка создать экзистенциальную драму «Летаргия». Была неоднозначная картина «Белый ворон» о духовной пустоте правильного советского пролетария, порождающей его душевное одиночество и неприкаянность. Однако сняты эти ленты были вполне реалистически, и в этом их беда. Эстетика реализма в те годы раздражала. Уже в начале 90-х режиссер постарался создать нечто эзотерически-сюрреалистическое («Свой крест»), но подобная стилистика оказалась ему не близка, она откровенно разрушала глубокий и сложный сюжет повести Ю.Трифонова, по которой был поставлен фильм.
Как и многие, Лонской устремился в сторону авторского кинематографа, но неудача заста-вила вернуться назад. Тогда зрительские фильмы по-преж-нему не приветствовались
-- интеллигентская религия, сформированная годами «застоя», продолжала отстаивать свои ценности, уже, по большому счету, мало кому нужные, И только сейчас наконец-то худо-бедно, но начали осознавать, что необходимо формировать структуры массового восприятия. Да и кто сказал, что зрительское начало обязательно противостоит искусству? По законам массового восприятия выстроены произведения Достоевского и Шекспира, да и Тарантино тоже вполне «попсов», однако, глядишь, уже едва ли не классик.
По законам массового восприятия сегодня работает и Лонской. И оказалось, что не так-то это просто. Предыдущий его фильм «Барханов и его телохранитель» страдал поспешностью и надуманностью. Новая его работа «Артист и мастер изображения» недостатки той ленты с лихвой искупает, Здесь появилось главное – закрученность сюжета, базирующаяся не на «попсовом», а земном, реалистическом подходе к жизни.
Основа «попсы» – та же халтурность, проявляющаяся в прямолинейности сюжетных ходов, грубая примитивная схема с заданным набором расхожих ситуаций. Подлинный же реализм предполагает серьезность внутреннего конфликта и неодно-значность фабульных поворотов.
Здесь все это есть. Герои оказываются не жертвами и не победителями ситуации, а в первую очередь ее заложниками – они сами себя в нее загнали. Но мы им сочувствуем, ибо на их месте мог быть каждый из нас. Так исчезает момент отстранения и появляется чувство сопричастности происходящему – необходимое для коммерческого произведения. Два безработных художника – актер и оператор, согласившиеся стать киллерами ради того, чтобы немного подзаработать, потом отказываются от выполнения «заказа». Сделка с откровенным злом всегда заключает в себе опасность. Вот и сегодняшняя наша растерянность перманентно оборачивается слабым пониманием происходящего и – как следствие – потерей нравственных критериев. А простите, друзья мои, нравственный закон внутри нас еще никто не отменял,
Однако выход для героев (Андрей Ильин и Сергей Баталов) все же находится – и не такой наивный, как в «Барханове», где мафиози в последний момент оказались дурачками, не сумевшими разглядеть очевидного обмана. Здесь же перед нами вполне нормальные бандиты, а такие, как персонаж Всеволода Шиловского, по-человечески даже значительнее главных героев. Он только, пожалуй, в одном им проигрывает – слишком серьезен, чувства юмора лишен, существует по заданным правилам, не понимая, что рано или поздно они обязательно нарушаются. И тот, кто нарушает их, еще не превратился в куклу, а значит, сильнее реальности.
Да, и на такие размышления настраивает скромный, но вполне достойный фильм Валерия Лонского. Во-многом, потому, что снят по реалистическим законам. «Экшн» в российском кино не проходит, как, кстати, и во Франции, и в Англии. Именно к их духовному уровню, а отнюдь не американскому, сегодня нужно стремиться, коли уж мы встали на буржуазно-демократические рельсы…

Текст: Александр Шпагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?