Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

ГОД 1963

Добавить в закладки

(Продолжение. Начало в №№ 9/45 – 46/86)
7 июля – открылся 3-й Московский Международный кинофестиваль. Партийный погром, учиненный всем советским музам, включая кино, сказался и на атмосфере фестиваля. Характерны информационные записки, срочно отправленные с Васильевской в инстанции уже в самом начале фестивального действа:
«Запись беседы с болгарскими кинематографистами 11/VII-63г.
/…/ Болгарские товарищи посмотрели на открытии фильм »Знакомьтесь, Балуев«, который считают слабым, театральным, насыщенным элементами штампа и совершенно непригодным для показа на фестивале.
Гости сообщили, что они присутствовали на открытии дискуссии, с которой ушли, не досидев до конца, так как сочли ее неинтересной.
Выступление С.А.Герасимова они охарактеризовали, как поверхностное, в котором он не поднял ни одного вопроса, волнующего кинематографистов сегодня /…/ Такое начало определило и характер всей последующей дискуссии./…/
В заключение беседы болгарские товарищи спросили о положении Союза, объясняя свой интерес тем, что в Болгарии копируют решения, принимаемые в Москве. По словам т.Шаралиева »такое объединение (речь идет о решении ЦК слить все творческие союзы в один колхоз – В.Ф.) они считают ликвидацией творческих союзов; объясняют его стремлением убить творческую мысль, разобщить деятелей кино«.
Доброхотов объяснил ему, что этот вопрос еще будет решаться самими творческими союзами, что это сложно, что нельзя упрощать проблему.
Однако на это т.Шаралиев сказал: »У нас слепо копируют все, что у вас решают сделать, и мы знаем, что если т.Хрущев это сказал у вас в стране, – значит, вопрос уже предрешен и для нас«.
Так думали не только наши »болгарские братья«. В очередной срочной информационной записке зав.международной комиссией СРК Доброхотова, адресованной на сей раз зампреду Комитета В.В.Баскакову, сообщались ужасные подробности о беседах и с другими »представителями соцлагеря«:
»Справка
Для тов.Баскакова
По первым контактам с представителями ряда социалистических стран, прибывшими на 3-й Международный кинофестиваль в Москве, сложилось впечатление о несколько беспокоящих настроениях ряда членов этих делегаций и других лиц из социалистических стран. В практике прошлых контактов подобные настроения не отмечались (добились-таки своего!!! – В.Ф.) и, по нашему мнению, в настоящее время они заслуживают внимания:
6 июня – в беседе с группой представителей делегации ГДР, среди которых находился ответственный секретарь Клуба работников кино ГДР Вольфанг Кернике, а также корреспондент газеты «Зонтаг» Гюнтер Нетцебанд, – указанными лицами был затронут вопрос о положении Союза киноработников СССР в связи с существующей идеей объединения союзов творческих работников в единую творческую организацию.
Кернике сказал при этом, что сейчас в Германии сложилась довольно трудная обстановка и ряд представителей интеллигенции выражает недовольство в связи с постановкой в последнее время вопросов в области идеологии, в частности, на июньском пленуме ЦК КПСС.
В частности, говоря о Союзе работников кино СССР, Кернике сказал: на протяжении ряда лет представители кинематографической интеллигенции ГДР искренне завидовали наличию у советских кинематографистов собственного творческого союза, который позволил объединить в одной организации многообразные профессии работников киноискусства, способствуя тем самым направлению работников кино на решение важнейших задач, стоящих перед партией и страной.
Изучая в этих целях структуру и формы работа Союза, немецкие кинематографисты провели в последнее время большую подготовительную работу по созданию аналогичной организации у себя в стране, т.к. наличие ее, по их мнению, способствовало бы привлечению творческих работников к активной общественной жизни, созданию правильных политических настроений и успешной борьбе с проявлениями в среде киноработников ориентации на Запад.
Однако во время приезда т.Романова в ГДР на премьеру фильма «Русское чудо», в одной из бесед с ним, стало известно об идее слияния творческих союзов. Это заявление, по словам Кернике, дало направление для соответствующей работы в Министерстве культуры ГДР, которое также начало думать в этом направлении.
В связи с этим Кернике добавил: «Разве это не похоже на слепое копирование образцов »старшего« партнерами? К тому же без учета специфического положения в стране».
Корреспондент газеты «Зонтаг» Нетцебанд задал вопрос: будет ли проводиться творческая дискуссия и кто из советских кинодеятелей будет ее открывать.
Я сообщил, что, по моим сведениям, дискуссию будет открывать С.А.Герасимов.
Корреспондент спросил: почему не М.Ромм? Он пользуется большой популярностью у нас и в других социалистических странах, он много помогал нам.
Я сказал, что Ромм видимо, будет также выступать.
Он спросил: кто еще будет выступать от Советского Союза?
Я сказал, что дискуссия свободная, выступать могут все желающие. Предварительно высказали пожелание выступить т.т.Караганов, Юренев, Новогрудский, Капралов. При перечислении этих фамилий немцы переглянулись, и задававший вопрос корреспондент сказал, что перечисленные лица известны им как ортодоксы.
7 июля – во время беседы с членами чехословацкой делегации тт. Питерман и Пурш поинтересовались здоровьем т.Ромма и причиной его отсутствия на фестивале. При получении ответа, что т.Ромм болен, спросили: эта болезнь – дипломатическая?
В этой же беседе Питерман и Пурш говорили о неблагополучном положении в стране, о недостаточном количестве продуктов в магазинах, об очередях, чего никогда, по их словам, в Праге не бывало.
При этом Питерман и Пурш весьма многозначительно, в ироническом плане заявили, что и здесь мы, по-видимому, копируем некоторых наших старших товарищей.
В беседе после просмотра фильма «Знакомьтесь, Балуев» зав. отделом кино в газете «Руде Право» Милош Фиала резко критически и насмешливо отозвался о фильме. Спросил, почему кинематография, в которой так много настоящих режиссеров и хороших работ, так слабо представила себя на свой же Московский фестиваль?
По вопросам участия в дискуссии чехословацкие кинематографисты высказались примерно так: посмотрим, как она пойдет, кто будет выступать, посоветуемся, тогда и решим. При этом они намекнули, что знают материалы дискуссии с итальянцами и в некоторых вопросах с ними согласны /…/
Р.S. 9 июля – М.И.Ромм посетил гостиницу «Москва». Его присутствие было замечено представителями демократических делегаций и вызвало шумные радостные приветствия«.
По традиции, СРК по итогам фестиваля отметил своими дипломами и подарками прогрессивного американца Стэнли Крамера и французскую актрису Симону Сеньоре. Но позор показа на фестивале шедевра советского киноофициоза – фильма »Знакомьтесь, Балуев« – с лихвой смыл Григорий Чухрай. Возглавляемое им жюри, несмотря на давление и страшный переполох партийных начальников, дружно и безоговорочно вручило Гран-при фильму »81/2«. Вот это была шутка так шутка!..
Тогдашний зам.зав.отделом культуры ЦК КПСС И.С.Черноуцан вспоминал об этой эпопее так: »Картине «81/2», скажу честно, мы не придали особого значения. Я смотрел ленту спокойно, не предполагая, что она пойдет на первую премию. Получилось так, что ее поставили в конце фестивальной программы, а в конце обычно показывали фильмы, которые по свежим впечатлениям выдвигались на премии. И когда стало ясно, что Феллини идет на премию, страшно перепуганный Романов призвал на помощь Караганова, Герасимова и других, но они были за фильм. Все представители социалистических стран в жюри тоже были за «81/2». Феллини получил главный приз, и все, казалось, было нормально. Но Хрущеву кто-то показал переданную ТАССом ехидную заметку, что в Москве получил премию модернистский фильм «81/2». Никита, не понимая, что такое модернистский и полагая, что речь идет о чем-то страшно антисоветском, вызвал Романова и стал его страшно ругать: мол, ты, сукин сын, торпедировал нам пленум по идеологическим вопросам. Я тебя вышвырну! и т.д. Романов был в обмороке.
Потом Хрущев подуспокоился и сказал: «Ну, ладно, присылай фильм. Буду смотреть». А дальше события развивались так. Ермаш и Куницын вызвали Романова в ЦК и, наслышавшись о криках и угрозах Хрущева, стали его «топтать», полагая, что Романову теперь уж точно не сносить министерской головы. Они полагали также, что место Романова теперь займет Ермаш. А буквально в это время Хрущев смотрит крамольный фильм. Его реакция была однозначной: через некоторое время после начала просмотра в зале раздался характерный храп. Никита Сергеевич проспал до самого конца и через некоторое время его пришлось даже будить. Хорошо отоспавшись, он заметно смягчился. «Если фильм навевает такой крепкий сон на советского человека – значит, ничего особо опасного в нем нет. Пусть идет».
Опасность, которая надвигалась на Романова, миновала, а Ермаш, поспешивший устроить ему «горячие проводы», оказался в довольно глупом положении. Впрочем, его, похоже, это не очень смутило…«
8 июля – Пырьев во время майской поездки в Америку своим острым взглядом подглядел в Голливуде много поучительного и по возвращении написал довольно увесистый труд. Поскольку отчет писался с дальним прицелом, Пырьев сразу же направил его председателю Комитета А.Романову. »Смею надеяться, что Вы их прочтете и кое-чем заинтересуетесь«, – приписал он в приложении к рукописи.
В читатели № 2 был определен один из сотрудников Идеологического отдела ЦК КПСС В.И.Снастин: »Пользуясь Вашим разрешением, я посылаю Вам свои «Заметки об Америке» с надеждой, что Вы их прочтете. Написаны они, правда, не совсем складно, но, мне кажется, в них Вы найдете кое-что интересное для дальнейшего развития нашего кино«.
Вот и пускай их в Америку!
7-10 августа – в Москве состоялось Всесоюзное совещание идеологических работников, обсудившее итоги июньского пленума ЦК КПСС. Маразм крепчал…
20 августа – Пырьев отправил письмо по кадровому вопросу. После того, как Е. Габрилович сам добровольно оставил свой пост заместителя председателя Оргкомитета, в составе Оргкомита оказалось недостаточно представленной профессия кинодраматургов. Пырьев просил у партийных начальников разрешения на то, чтобы ввести в состав Оргкомитета А. Каплера и »представителя молодого поколения« Д. Храбровицкого.
23 августа – Пырьев проинформировал ЦК, что Оргкомитет СРК намерен провести в конце октября свой очередной, III пленум со следующей повесткой дня:
1. Задачи советского киноискусства в свете решений июньского пленума ЦК КПСС.
2. Кино как средство идейно-воспитательной и учебной работы в школе и вузе.
В письме была приписка: »Учитывая, что Оргкомитет Союза существует уже шесть лет, Президиум Оргкомитета считал бы желательным рассмотреть вопрос о созыве съезда до очередного Пленума нашего Союза«.
4 сентября – Пырьев обратился к председателю Комитета по кинематографии А. В. Романову с предложением возродить о Всесоюзный кинофестиваль.
В письме говорилось: »После трех фестивалей, состоявшихся в Москве, Киеве, и Минске (1958 - I960 гг.), они более не проводятся. Имеющиеся для этого средства заморожены и не используются. Таким образом, был уничтожен чрезвычайно важный общественный и материальный стимул для повышения уровня советского киноискусства. Если не считать Ленинских премий, которые присуждаются лишь за выдающиеся произведения киноискусства, лучшие работы советских киномастеров, отвечающие требованиям партии и народа, не получают общественного поощрения. Не находят должной общественной оценки творческие удачи отдельных участников создания фильма: кинодраматургов, режиссеров, операторов, художников и т. д.
Не случайно интерес некоторых работников кино за последние годы прикован к международным кинофестивалям, и кое-кто в расчете на них даже строит свои творческие планы, что приводит к отрицательным результатам.
Оргкомитет Союза считал бы своевременным возобновление всесоюзных кинофестивалей советских фильмов.
Вместе с тем порядок их проведения должен быть изменен, исходя из накопленного опыта и требований, предъявляемых к фильмам".
Пырьев предлагал далее сократить число фильмов, даже ужесточить их отбор, дабы не снижать планку фестивальной программы. Всесоюзным фестивалям, в частности, должны были предшествовать кустовые и региональные смотры, победители каковых только и имели бы право участвовать во всесоюзном конкурсе. Дельным было предложение о том, чтобы фильмы-триумфаторы всесоюзного фестиваля предварялись в прокате соответствующим титром. Организация всей фестивальной работы возлагалась пополам на СРК и Комитет по кинематографии, для чего должна быть организована совместная комиссия.
(Продолжение следует).

Текст: Валерий Фомин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?