Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

15 самых успешных российских фильмов в международном прокате

Порывшись в доступных нам финансовых сводках, мы составили хит-парад российских картин, которые больше всех заработали за пределами России

Добавить в закладки
Хиты на чужбине

Отметим, что в этот список попали только ленты с преимущественно отечественной съемочной группой, а не совместные картины вроде «Мачете убивает» и «Монгола», над которыми работало лишь несколько наших кинематографистов (пусть и на ключевых должностях вроде режиссера и продюсера).

15. «Август. Восьмого» (2012, зарубежные сборы – 2,56 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Август. Восьмого»

Авторы этого военного блокбастера потратили немало сил на попытки убедить журналистов, что «Август. Восьмого» рассказывает о простых людях, страдающих во время бомбардировок и перестрелок, а не пропагандирует российское видение «Пятидневной войны» 2008 года. Но шило в мешке было не утаить, и попытки проката фильма за пределами России встречали яростное сопротивление всех, кто хотел выразить солидарность с грузинскими войсками, героически отбившими неспровоцированное российское вторжение (именно так события войны были представлены во многих западных СМИ). На Украине, например, прокат «Августа» был запрещен после жалобы нацистской партии «Свобода» на то, что фильм «разжигает ненависть к братскому грузинскому народу». Казалось, международный прокат ленты не состоится. Однако братский китайский народ помог северной родне, и фильм Джаника Файзиева заработал в Поднебесной львиную долю своей зарубежной кассы. В России, напомним, «Август» собрал почти 10 миллионов долларов.

14. «Метро» (2013, зарубежные сборы – 3 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Метро»

Учитывая то, какие чувства питают к русским и россиянам во многих странах мира, «Метро» должно было стать международным хитом. Зрители всей планеты должны были строиться в очереди, чтобы увидеть, как москвичи гибнут, когда в метро случается катастрофический потоп. Строятся же люди в очереди, чтобы увидеть, как погибают американцы в голливудских фильмах-катастрофах! А если серьезно, то «Метро» Антона Мегердичева было достойно большего, чем три миллиона зарубежных долларов, преимущественно заработанных в Китае и на Украине. Хотя это, конечно, не был «катастрофический фильм» американского размаха, и большая часть экранного времени была потрачена на отнюдь не спецэффектные сцены. Что ж, зато в России картина собрала более 12 миллионов долларов.

13. «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011, зарубежные сборы – 3,5 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Высоцкий, конечно, уже тридцать лет как не живой. Но это по документам. В памяти своих поклонников, некоторые из которых родились уже после его смерти, знаменитый актер, поэт и певец все еще жив. Жив настолько, что российские зрители чуть ли не двери сносили, чтобы увидеть, мягко говоря, не лучшую в мире зарисовку-байопик Петра Буслова (именно «зарисовку» – на полноценный, глубокий байопик лента никак не тянула). Картина собрала в отечественном прокате 27,5 миллиона долларов и взывала жаркие споры о том, кто скрывался под маской музыканта (сейчас мы знаем, что Высоцкого в основном сыграл Сергей Безруков). Не забывшую русский язык публику из стран бывшего СССР лента тоже увлекла, и благодаря ей суммарные сборы ленты зашкалили за 30 миллионов долларов.

12. «Возвращение» (2003, зарубежные сборы – 3,5 миллиона долларов)

Кадр из фильма "Возвращение"

Мало кто из современных российских режиссеров может похвастаться таким художественно сильным и таким коммерчески успешным дебютом, как Андрей Звягинцев. Именно коммерчески успешным – снятая за 400 тысяч долларов семейная драма собрала в мире более 4 миллионов долларов. Большая их часть была заработана в прокате западных стран. В США, например, зрители заплатили 500 тысяч долларов на возможность посмотреть на Константина Лавроненко, а в итальянских кинотеатрах ленту посмотрели 175 тысяч человек. Хотя для такого кино главная награда – это престижные фестивальные призы, и Звягинцев наверняка был счастлив, когда «Возвращение» удостоилась «Золотого льва» МКФ в Венеции и еще четырех наград того же фестиваля.

11. «Адмиралъ» (2008, зарубежные сборы – 3,6 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Адмиралъ»

У критиков в свое время нашлось немало нелестных слов в адрес двухчасовой эпопеи о морском офицере Александре Колчаке, который до революции участвовал в географических экспедициях, а во время Гражданской войны стал одним из предводителей белого движения (в 1919 году он даже был объявлен Верховным правителем России). Однако российские сборы в 34,5 миллиона долларов показали, что антибольшевистский пафос в сочетании с трогательной любовной историей и знаменитыми актерами отлично продается и даже окупается – расходы на фильм составили около 20 миллионов долларов. Из иностранных зрителей прокатчиков порадовали только украинцы. 750 тысяч жителей Украины увидели в кино, как Колчак отбивался от коммунистов.

10. «Курочка Ряба» (1994, зарубежные сборы – 4 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Курочка Ряба»

Помните такое кино? Мы, честно говоря, с трудом его вспомнили, когда нашли сведения о его сборах. Фарсовая комедия Андрея Кончаловского о нравах российской деревни, только что переставшей быть советской, – кино, которое хочется стереть из памяти и никогда о нем не думать. Потому что спорить с ним невозможно – идейный бардак после краха СССР действительно был жуткий, и вещи в стране творились страшные. Куда более страшные, чем события, которые разворачиваются в бывшем колхозе, когда одна из кур сносит золотое яичко. Российский прокат в то время отдал концы, но Кончаловский был хорошо известен на Западе. Поэтому «Курочка Ряба» участвовала в основном конкурсе Каннского фестиваля и неплохо заработала в прокате Западной Европы.

9. «Утомленные солнцем» (1994, зарубежные сборы – 4 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Утомленные солнцем»

Такие разные, и все же они рядом! В 1994 году братья-режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков выпустили по значимому фильму, и их картины примерно одинаково заработали в европейском прокате. Было, однако, и важное различие. Если «Курочка Ряба» сейчас вспоминается с трудом, то «Утомленным солнцем» мы числим среди лучших постсоветских картин. И отнюдь не потому, что она получила «Оскар» и приз жюри Каннского фестиваля. «Утомленные солнцем» рассказывает о сталинских репрессиях, но она также напоминает, что среди репрессированных были палачи и мерзавцы, И объективный взгляд на случившееся позволил Михалкову снять интересную, сложную, не сводящуюся к штампам психологическую и политическую драму.

8. «Снежная королева» (2012, зарубежные сборы – 4,3 миллиона долларов)

Кадр из мультфильма «Снежная королева»

Нынешние прокатные успехи «Снежной королевы 2» – это продолжение достижений первой серии, которая при бюджете в 7 миллионов долларов заработала во всемирном прокате 12 миллионов долларов. При этом, как и сейчас, наибольший интерес мультфильм по мотивам сказки Андерсена вызвал в странах, обычно не появляющихся в прокатных перечнях наших картин. Так, в Южной Корее «Снежную королеву» посмотрели 277 тысяч зрителей, в Бразилии – 135 тысяч, в Польше – 125 тысяч, а в Турции – 81 тысяча. Ну и, конечно, украинцы тоже здорово помогли московским продюсерам и воронежским аниматорам «Королевы».

7. «Вий» (2014, зарубежные сборы – 4,95 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Вий»

Как нам доводилось писать, у приглашения британского актера Джейсона Флеминга на главную роль в российском триллере «Вий» были веские художественные основания. Подобные ленты только выигрывают от того, что в центре событий оказывается абсолютный «чужак», и украинский или русский персонажи не смогли бы заменить европейца, оказавшегося в глухой прикарпатской деревушке. Но, конечно, в первую очередь Флеминга нанимали, чтобы обеспечить «Вию» полноценный международный прокат, и от картины ждали, что она побьет все рекорды в этой категории для российского кино. Однако, по имеющимся у нас данным, рекорд не получился. Как и можно было предположить, вольная фантазия на гоголевские мотивы заинтересовала только зрителей в России и на Украине. Что ж, по крайней мере, у нас «Вий» стал хитом – 34 миллиона долларов, четвертый результат в годовом бокс-офисе (после трех голливудских блокбастеров).

6. «Ирония судьбы. Продолжение» (2007, зарубежные сборы – 5,7 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

Стоило ли снимать сиквел «Иронии судьбы»? Ответ зависит от того, как вы понимаете кино. Если вы считаете, что кино – это прежде всего искусство, то, конечно, к новогоднему шедевру Эльдара Рязанова нельзя было притрагиваться. Тем более через 30 лет после его выхода. Если же вы полагаете, что кино – это в первую очередь бизнес, то, конечно, Константин Эрнст и Тимур Бекбамбетов обязаны были нажиться на ностальгии и выпустить картину, которая предсказуемо собрала грандиозные для российского проката 50 миллионов долларов. Зарубежные сборы «Иронии» на фоне этого рекорда были не слишком впечатляющими, но 5,7 миллиона долларов – не фунт изюма. Особенно когда собираешь их либо в маленьких, либо в бедных странах бывшего СССР.

5. «Русский ковчег» (2002, зарубежные сборы – 6 миллионов долларов)

Кадр из фильма "Русский ковчег"

У западных киноманов фильм Александра Сокурова в свое время вызвал культурный шок. В то время как другие режиссеры гордятся сложными непрерывными кадрами длиной в несколько минут, Сокуров снял одним дублем полуторачасовую картину, в течение которой камера «проходит» по 33 залам Эрмитажа и «замечает» две тысячи актеров и участников костюмированной массовки. Это одно из величайших технических достижений мирового кино. Но является ли картина также художественным достижением? Этот вопрос можно обсуждать бесконечно. Мы лишь констатируем, что в России причудливая лента о трех столетиях русской истории вызвала куда меньший интерес, чем на Западе, и у нас в кино «Ковчег» практически не шел. Все его прокатные сборы – зарубежные.

4. «Дневной Дозор» (2006, зарубежные сборы – 6,9 миллиона долларов)

Промо-кадр к фильму "Дневной дозор"

Интересно, что именно помешало иностранным зрителям явиться на показы сиквела «Ночного Дозора»? Почему рекордное достижение «Ночного Дозора» не было повторено? Может, зарубежной публике наше фэнтези показалось слишком странным и непонятным? Или триумф первого «Дозора» был неповторимым и необъяснимым всплеском интереса к российскому кино? Как бы то ни было, цифры говорят сами за себя. В одной только Германии «Дневной Дозор» посмотрело в восемь раз меньше людей, чем первую картину по мотивам книг Сергея Лукьяненко. А ведь Тимур Бекмамбетов так старался – даже Останкинскую телебашню снес! Понятно, понарошку. Впрочем, почти 7 миллионов долларов – это тоже замечательный результат. И, конечно, заработанные вторым «Дозором» в России 32 миллиона долларов вполне компенсировали невнимание к картине иностранцев.

3. «Сибирский цирюльник» (1998, зарубежные сборы – 8,6 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»

«Он русский. Это многое объясняет». Вот уж действительно. В какой стране решились бы ухнуть 35 миллионов долларов на кино, которое толком негде было показывать? Ведь старый прокат к 1998 году уже отдал концы, а новый прокат только начал складываться. Конечно, эксцентричный исторический эпик Никиты Михалкова можно было показать по ТВ. Но снимался-то он для большого экрана и для мощной звуковой системы! Впрочем, чего уж теперь переживать… Что сделано, то сделано. По крайней мере, иностранцы (прежде всего французы) смогли оценить «Цирюльника» во всем его блеске. В России же лента собрала всего 2,6 миллиона долларов. И спровоцировала немало яростных дискуссий о сути фильма, о смысле нашего кинематографа и о том, как лучше было бы потратить 35 миллионов «зеленых».

2. «Сталинград» (2013, зарубежные сборы – 16,4 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Сталинград»

Какой все-таки огромный путь проделала наша киноиндустрия со времен «Сибирского цирюльника»! В 1998 году только безумец мог ожидать, что 35-миллионная лента окупится в России. А всего 15 лет спустя Федор Бондарчук снял набитое спецэффектами военное кино, и его 30-миллионный блокбастер заработал в России 52 миллиона долларов. То есть он окупился, даже если бы за границей «Сталинград» никто не увидел. Однако его увидели. Картину посмотрели почти 2 миллиона китайцев и почти 600 тысяч украинцев. Также «Сталинград» заработал миллион долларов в ограниченном (очень ограниченном) американском прокате. Все это вместе обеспечило ленте почти 70-миллионные мировые сборы. Отличный результат! Вот бы еще фильм был безупречным…

1. «Ночной Дозор» (2004, зарубежные сборы – 17,7 миллиона долларов)

Кадр из фильма «Ночной дозор»

Многие голливудские ленты зарабатывают половину своих мировых сборов на родине, а вторую половину – за рубежом. В России такой расклад кажется невозможным. Разве что для картины, которая найдет очень ограниченный спрос как «здесь», так и «там». Однако «Ночной Дозор» в 2004 году показал, что это не невозможно. Картина Тимура Бекбамбетова заработала 33 миллиона долларов, и лишь половину из них заплатили отечественные зрители. В Германии, например, ленту увидели почти 600 тысяч человек, а в Испании – почти 450 тысяч. В Штатах же «Ночной Дозор» заработал 1,5 миллиона долларов. Невероятное достижение для фильма по мотивам книги, пропитанной «русским духом» (несмотря на формальное родство с западными фэнтези). Легко понять, почему именно с «Ночного Дозора» отсчитывается новая, блокбастерная эпоха российского кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?