Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

И треснул мир кино напополам

Что-то это все время напоминало. Про то, что все мы, чувствовали себя в "Гараже" Эльдара Рязанова, даже и говорить как-то неудобно, поскольку совсем уже очевидно. Но все время мучило еще какое-то дежа вю, какие-то ожившие картинки из старого телевизора. Вот -- словно съезд ЦК КПСС. На трибуне -- дорогой Никита Сергеевич, а из зала представители творческой интеллигенции рвутся к микрофону, чтобы рассказать о своей любви к Вождю.

Добавить в закладки

С кем президент выпивает, тот и кино "танцует". Очень просто и без затей был выдвинут главный принцип, по которому переизбирали Михалкова на пост председателя Союза кинематографистов. Кто на белом коне? У кого стать, голос, улыбка, взгляд, аж мурашки по коже? Кто с самим президентом чаи и не только гоняет, да заморских звезд запросто в Москву на смотрины привозит? Он! Он! Только он! Возьми, защити и похорони нас, дорогой Никита Сергеевич! Только на тебя вся надежда, потому что самим нам жить, лечиться да и умирать не на что. А возраст у нас, сами знаете, да и вообще, как мы без вас?! Что-то это все время напоминало. Про то, что все мы, чувствовали себя в "Гараже" Эльдара Рязанова, даже и говорить как-то неудобно, поскольку совсем уже очевидно. Но все время мучило еще какое-то дежа вю, какие-то ожившие картинки из старого телевизора. Вот – словно съезд ЦК КПСС. На трибуне – дорогой Никита Сергеевич, а из зала представители творческой интеллигенции рвутся к микрофону, чтобы рассказать о своей любви к Вождю. Вдруг, чур меня, передача то ли "Третий глаз", то ли что-то про славянороссов: "Имя мое Никита, значит – бесогон. И различаю я стук коготков в зале". То – из недалекой истории:

-- Сволочь, – кричали "фашисты".
-- Фашист, – кричали "сволочи".

И за грудки. Прямо как во время прямой телетрансляции с первых бурных Съездов народных депутатов. В ход шел весь проверенный арсенал – от "чемоданов" компромата, которые не показывают, но грозятся, до простейшего "а ты кто такой?" Было б забавно, если б не симптоматично, что выяснить "кто такой" пытались как раз те, кого никто и не знает. Ну да бесогон с ними. Но чаще всего картинка перед глазами напоминала какую-то бесконечную предвыборную хронику – делегат встречается с ветеранами, а те ему дают наказы: крыша прохудилась, лекарства дорогие, на гроб не хватает. Но главное – защити ты нас от этих демократов!

Вы думаете что же это было? Вроде звали на VI съезд Союза кинематографистов РФ. Но что на самом деле, никто не знает. И серьезно про это ну никак не получается. Потому что понять, как на твоих глазах 64,5% голосов, отданных за Никиту Михалкова, становятся 75%, ну, никак невозможно. Потому что если в Уставе СК РФ (пункт 6.5) написано, что выбрать председателя СК РФ можно, если только за него проголосуют 75% от присутствующих (ими считаются все зарегистрировавшиеся), то непонятно, почему Никита Михалков посчитал себя выбранным при 64,5% голосов (400 человек). За второго кандидата – актрису и режиссера Елену Цыплакову проголосовало 35,5% (212 человек).

Нет, конечно, было поздно и народ начал кричать: да что там, все равно альтернативы нет, какая разница, зачем нам устав? Конечно, можно предположить, кто громче, тот и прав. Конечно, можно допустить, что правы те, кто решил тут же переголосовать уже не тайно, а явно, лишь бы разойтись, и принял 189 голосов "за" при 9 "против". Конечно, конечно. Ну, тогда как относиться к собранию серьезно? Ну, не знаю. Потом, в ночи, когда все чужие, не согласные с линией Михалкова, уже покинули зал от отчаяния как-то повлиять на заведомо ясный и несокрушимый ход событий, эти двести человек начали клеймить отсутствующих. Никита Михалков предложил осудить тех, кто не с нами. И подхватили, и на все лады осудили. И были люди – милые уважаемые известные дамы, которые искренне шептали: "Ну, не надо вам этого, Никита Сергеевич. Остановитесь, недостойны вы таких побед. Мы за вас, но нельзя же так, стыдно это". Но никто их уже не слышал. На часах было 0:05, съезд закрыли, быстро сфотографировались с героем ночи на фоне черного бархата, коим была затянута сцена, и, ну их, бесов, разошлись.

Остальное вы видели по телевизору. А если не видели, то это к счастью, вам крупно повезло. Поскольку чем меньше грязи перед глазами, тем оно, ну, правда, лучше.

А теперь слово – самим кинематографистам. Вот как они специально для "МК" прокомментировали ситуацию. Все интервью, кроме Михалкова, даны перед "выборами" председателя СК РФ. Михалков говорил после.

Станислав Говорухин (режиссер, актер):

"Я отказался, потому что не хочется влезать в этот гадюшник, в этот клубок змей. Атмосфера, которая сейчас в Союзе кинематографистов, ужасна. Многих мастеров нет, потому что они из союза ушли – не хлопая дверью, а махнув рукой. Где молодежь? Где здесь те, кто сегодня делают кинематограф? Никого нет. Во-первых, их не очень-то и приглашали, Во-вторых, они и сами не идут. Они молодые, им противен сам запах коммунальной кухни. А именно в жуткую коммуналку превратился Союз кинематографистов. И все, что здесь говорили – предыдущее правительство союза, все полная ерунда. Это либо зомбированные люди, либо подлецы. Все, до чего дотрагивался союз, все разрушалось: дома творчества в Болшеве, "Красная Пахра", Киноцентр. Киноакадемия "Ника" еще сопротивляется, но будет уничтожена. Безусловно. Потому что такова логика войны – на уничтожение. Я поддался на секундную слабость, на уговоры, согласился с тем, чтобы меня тоже выдвигали на пост председателя СК РФ. Но когда предложили и Лену Цыплакову, я был счастлив отказаться от своего участия. У нее много энергии, она чистый и порядочный человек. Сегодня в век безнравственности хороший человек – это высшая профессия. Лена – честный человек и вокруг нее обязательно должны сгруппироваться честные люди. Женщина на этом посту сделает гораздо больше. Женщинам я доверяю больше. Ну как может Никита Михалков выдвигаться на третий срок, когда такая атмосфера? А выдвигается он, потому что не выдвинутся нельзя. Потому что первый же аудит, первая же проверка, преподнесет нежелательные для него результаты. Разрушено все. Осталось разрушить Дом кино, а его обязательно теперь разрушат. И союз будет уничтожен. Через четыре года, когда на месте Дома кино возведут новый жилой дом или еще что-то, про союз уже никто и не вспомнит".



Сергей Урсуляк (режиссер):

"Я считаю, все, что здесь происходит, очень вредно для творческого человека, потому что выбивает почву из-под ног. Есть такая история про Пастернака, который сказал одному великому артисту, который должен был играть Гамлета в переводе Пастернака и при том не порядочно себя вел. И Пастернак ему сказал: "Ты хочешь сыграть Гамлета? Чем ты будешь его играть?" Мне кажется, после таких съездов исчезает чем играть, чем снимать, чем жить. Правильнее здесь не находится, но я решил для себя, что должен знать все "из первых рук", то есть в "авторском исполнении", и я это выдержал… Я считаю, есть вещи важнее, чем борьба за Киноцентр. И нельзя сидеть дольше положенного. И даже если этого захотели б все, все равно надо уходить. К сожалению, наше сообщество часто предвосхищает процессы, происходящие в жизни. И боюсь, что так и произойдет. Но я все-таки хочу, чтобы в 2008 году произошла смена президента вне зависимости от того, нравится он мне или нет".



Александр Атанесян (продюсер, режиссер):

"То, что сегодня мы увидели, это агония. Этих людей объединяют только вопросы собственности. Как только исчезнет Дом кино, исчезнет и Союз кинематографистов. Как в стране не правит закон, так и здесь не правит закон. Закон – это согласие всех подчиняться. А здесь несогласие подчиняться чему бы то ни было. Я пожимаю руки и Никите Михалкову, и Рустаму Ибрагимбекову. Но моя работа с Сергеем Параджановым научила меня отделять художника от человека. Как художникам, я им пожимаю руки с удовольствием. Как людям – без удовольствия. Потому что они разрушали свою дружбу. Судить об имущественных проблемах Киноцентра я не готов, потому что лукавые документы предлагают и с той, и с другой стороны. Ни одной независимой экспертизы, ни одного независимого юриста. Понять ничего нельзя. Самое страшное, что я сам сейчас об этом говорю, будто у союза нет других вопросов. Понятие цели существования Союза кинематографистов полностью утрачено. Это, я думаю, является краеугольным камнем проблемы, которая сегодня существуют. Если это творческий союз, то, тогда вообще не понятно что здесь происходит. Потому что действующие ныне режиссеры – Алексей Балабанов, Александр Рогожкин, Петр Буслов, Егор Кончаловский, Андрей Звягинцев, Александр Хлебников и Борис Попогребский, Алексей Сидоров, Валерий Тодоровский – где они? Люди, которые занимаются творчеством, которые создают успешные фильмы, которые отмечают фестивали и их смотрят зрители, их нет сегодня в зале. Им не интересно. Если творческий союз не превратится в организацию, защищающую профессиональные интересы, он погибнет." Александр Баширов (актер, режиссер): "Я считаю, коней на переправе не меняют. Я буду голосовать за Михалкова. Хотя, я думаю, я бы тоже был неплохим председателем. Жаль, не успел себя предложить".



Никита Михалков (режиссер, актер):

"Преодолен раскол, пресечена попытка группы людей, которые кровно заинтересованы в том, чтобы продолжать править бал и распоряжаться собственностью и бесконтрольно существовать в Союзе, диктуя свои условия. И я очень счастлив, что все-таки здоровые силы союза одержали победу, хотя очень трудно было все это вытерпеть просто, да еще и молчать. Но я совершенно точно знаю, что правда за нами, потому что мы никого не хотели не обидеть, ни унизить. Никогда и никто, из тех, кто со мной спорил, не расплачивался за это, как почему-то считали те, кто пытался нас задавить. Раскол преодолен, хотя многие видели, какие безобразные формы это порой принимало. Я молю Бога, что награжден моей спортивной и творческой жизнью терпением. И мы закончим всю борьбу за Киноцентр. Я убежден, что восторжествовала справедливость и я выполнил обещание, данное съезду и президенту".

А в конце я бы хотела от себя лично признаться Вам в любви, дорогой Никита Сергеевич! И сколько бы раз по телевизору "Жестокий романс", "Рабу любви" или "Свой среди чужих, чужой среди своих" не показывали, смотреть буду – от первого до последнего кадра на одном дыхании. Потому что там вы – настоящий, неповторимый и единственный. А остальное все – морок, сон дурной. Потому что если я вдруг решу, что все, что я увидела на VI Съезде кинематографистов происходило на самом деле, значит я сошла с ума.

Текст: Елена Ардабацкая
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?