Наверх
Т-34 Снежная Королева: Зазеркалье Мэри Поппинс возвращается Крид 2 Стекло Две королевы Бабушка легкого поведения 2 Зеленая книга Холмс и Ватсон Спасти Ленинград

2007 год стал для корпорации IMAX юбилейным. Имея уже около 300 кинозалов по всему миру, компания собирается отметить свое 40-летие. В этом же году одним из новых кинотеатров стал и IMAX-Coca Cola в Санкт-Петербурге – третий в России после Москвы и Казани.

Как сообщил сопредседатель и управляющий директор компании IMAX – Ричард Гэлфонд, уже есть контракты на создание новых кинотеатров IMAX в обеих столицах – в Петербурге второй откроется в декабре 2007 года – а также в Перми и Уфе.

До 2010 года корпорация надеется открыть 20 кинотеатров по всей России – контракты находятся в стадии обсуждения. Процессом заинтересовалась и Украина, там два кинотеатра уже в рабочих планах, а еще пять – в близкой перспективе.

В кинотеатре Coca-Cola IMAX экран имеет размер 20х12 метров, что не предел для подобных залов, в которых высота экрана может достигать высоты восьмиэтажного дома и ширины до 40 метров. Смысл такого огромного экрана в том, что его края должны выходить за пределы периферийного зрения зрителей, где бы они ни сидели, – ради того, чтобы человек забыл себя в кинозале и целиком погрузился в действие фильма.

Кстати, в Петербурге только в 2003 году прекратил свое существование кинотеатр «Ленинград», который работал с 1958 года, когда был открыт как панорамный и широкоформатный, с уникальным экраном площадью 20х10 метров. Советская киноиндустрия теоретически имела все шансы дойти до технологии, подобной IMAX, но практически остановилась перед затратами на создание контента: снималось очень мало панорамных и широкоформатных фильмов. Объяснение, вероятно, следует искать в сфере идеологии: в СССР важнее были идейно-воспитательные задачи киноискусства, чем его развлекательно-релаксационная функция. А целям пропаганды соответствовал и «нормальный» экран. К тому же государственная киноиндустрия не заботилась о зарабатывании денег.

За океаном были другие задачи, которые и привели к созданию технологии IMAX – судя по всему, передовой сегодня технологии кинопоказа, обеспечивающей наилучшее его качество: самое четкое, яркое и устойчивое изображение. Оно достигается сочетанием четырех компонентов: программным обеспечением, свойствами проектора – с уникальной системой «вращающаяся петля», которая при помощи вакуума плотно прижимает каждый кадр к линзе, чем достигается абсолютная неподвижность картинки и фокуса; звуковой системы и специальной конструкцией экрана – слегка искривленный, как бы вогнутый, наклоненный вперед, он покрыт серебряной краской для лучшего светоотражения.

Кроме того, формат пленки IMAX (15/70, где 15 – число перфораций на один кадр, а 70 – ширина пленки) в десять раз превышает формат обычной 35-мм пленки и в три раза – формат стандартной 70-мм пленки. Этот формат вместе с технологией проецирования дает исключительную четкость изображения.

Принципиальное отличие системы кинопоказа IMAX от обычной – в создании эффекта присутствия зрителя внутри действия. Иллюзия присутствия должна возникать даже без применения «объемного изображения», а только за счет сочетания перечисленных компонентов. К которым следует добавить эргономические кресла, которые легко откидываются, чем обеспечивается нужный угол обзора любой части экрана.

Репертуар кинозалов IMAX сейчас составляют картины как в дву-, так и в трехмерном формате.

Первые (например – «Бэтмен: начало» /Batman Begins/ (2005), «Делай ноги» /Happy Feet/ (2006), «300 спартанцев» /300/ (2006)) – это обычные фильмы, снятые на 35-мм пленку. Изображение оцифровывается, при помощи специальной программы увеличивается в десять раз, улучшается по части контраста и цветокоррекции, удаляются зернистость и колебания кадра. И затем снова переводится на пленку, теперь уже 15/70. Этот процесс называется ремастеринг в формат IMAX DMR.

Технология была представлена в 2002 году, на сегодня в ней уже представлены голливудские хиты от «Аполлон 13: Версия IMAX» /Apollo 13: The IMAX Experience/ (2002) до серии фильмов о Гарри Поттере, «Человеке-пауке и Бэтмене – всего около двадцати названий. Сборы от их проката составили уже более 100 млн долларов. В ближайшее время каждый год будет появляться шесть-восемь таких продуктов, созданных совместно с голливудскими студиями.

Фильмы в технологии 3D, создающие иллюзию объемного изображения, для просмотра которых требуются специальные очки, производятся тремя способами. Первый: созданный в технике компьютерной анимации фильм переводится в формат 3D; так в 2004 году кинокомпания Warner Bros. выпустила полнометражный фильм «Полярный экспресс» /Polar Express, The/ (2004), переведенный цифровым способом в формат IMAX 3D.

Второй способ: фильмы снимаются самой корпорацией на специальную камеру IMAX сразу на две пленки; так в 2006 году были сделаны 45-минутные »Тайны глубин океана«. Сейчас в библиотеке IMAX таких картин около двухсот, и каждый год снимается еще по одной-две. Как известно, Джеймс Кэмерон сделал уже две картины в этом формате («Танец бездны 3D» /Aliens of the Deep 3D/ (2005), «Призраки бездны: Титаник» /Ghosts of the Abyss/ (2003)) и готовится к съемкам третьей.

Третий способ: перевод 2D изображения в 3D, пока только в виде фрагментов голливудских хитов-блокбастеров. Этот технологический прорыв осуществлен летом 2006 года, когда был выпущен фильм «Возвращение Супермена» /Superman Returns/ (2006) с избранными сценами в формате IMAX 3D. Технология запатентована, работа продолжается. 13 июля 2007 года начнется показ картины «Гарри Поттер и Орден Феникса» /Harry Potter and the Order of the Phoenix/ (2007), в котором двадцатиминутный фрагмент будет демонстрироваться в трехмерном формате.

Сама технология 3D заключается в строго синхронном проецировании двух пленок с изображением, снятым отдельно для левого и правого глаз. Соответственно, фильм в формате IMAX – это действительно 48 кадров в секунду. Два изображения через проекционный аппарат идут на экран, каждый глаз видит »свое кино«, изображение совмещается в мозгу зрителя благодаря поляризационным очкам.

Это впечатляющее зрелище, однако, страдает двумя недостатками. Первый и главный – нарушение восприятия размеров тел и предметов: истинную величину того либо иного нового объекта понять невозможно до тех пор, пока рядом с ним не появляется легко определимая фигура – скажем, человек рядом с китом. Второй недочет – мертвенность фонов при активном действии на самом, если можно так выразиться, первом плане. Очевидно, с развитием технологии эти недостатки будут устранены.

По словам господина Гэлфонда, фильмы IMAX гораздо более успешны в финансовом смысле, чем »обыкновенные«. Например, анимационный »Полярный экспресс" в 85 кинотеатрах корпорации заработал около 45 млн долларов, в то время как в 7000 обычных кинотеатров – 135 млн долларов.

Лицензия на зал IMAX стоит 1,5 млн. долларов, оборудование берется в аренду сроком на десять лет, эти вложения окупаются за два-три года в зависимости от страны и города. Цена билета в кинотеатр IMAX в среднем на 30 процентов выше, чем в обычный кинотеатр того же мегаполиса, при этом в Великобритании она составляет примерно 20 долларов, а в Индии – 3,5 доллара.

Однако следует заметить, что, судя по всему, в ближайшее время кинотеатрам IMAX предстоит серьезная конкурентная борьба с так называемым цифровым кинопоказом, который все активнее внедряется по всему миру – есть уже примеры и России. Цифровой показ как таковой во всех смыслах дешевле, есть у него и другие преимущества, главное из которых – резкое увеличение ассортимента зрелищ на киноэкране (от трансляций спортивных соревнований и концертов до разнообразных матчевых игр). Но это уже другая тема.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


 57


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть