Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Интервью

Интервью с Алексеем Медведевым

Алексей Медведев, директор программ фестиваля "Завтра", рассказал о гибели арт-хауса, плохом фильме Уэльбека и хороших картинах фестиваля, которые нельзя пропустить.
Добавить в закладки

Алексей Медведев

-- Зачем нам еще один фестиваль?

-- Ни одного нормального фестиваля в России не было. За исключением тех славных времен, когда Григорий Чухрай вручал приз за «Восемь с половиной» Феллини в 63-м году. А после 91-го года, когда Феллини согласился дать свою картину «Интервью» /Intervista/ (1987) в конкурс, под гарантию, что ему вручат Гран-при, ни одного более внятного международного фестиваля игрового кино в нашей стране не проводилось. «Завтра» – это фестиваль одновременно очень скромный и амбициозный. Скромный – потому что он не премьерный. Расчеты на развитие арт-хаусного рынка в России совершенно не оправдались, и никому особенно не интересно давать фестивальное кино в Россию на премьеру. Но при этом мы амбициозны, потому что показываем по-настоящему хорошее кино. Такого кино очень мало. Кадри Кусаар, которая в прошлом году на нашем фестивале получила приз за звук за свой фильм «Магнус», открытым текстом написала в отзывах о фестивале то, о чем я стеснялся говорить. Она написала, что на других фестивалях очень осторожно нужно подходить к кинопроцессу, а здесь можно зайти на любой фильм и знать, что, как минимум, не потеряешь времени зря. Собственно, это и есть наша амбициозная цель.

-- А для кого этот фестиваль, если с арт-хаусным прокатом в стране не очень хорошо, и на такие фильмы никто не ходит, кроме пяти людей, которых мы знаем в лицо?

-- Такая сфера человеческой деятельности, как искусство, отличается тем, что неважно, сколько людей пришло, неважно даже, сколько денег заплачено. Есть какой-то гамбургский счет, какая-то иерархия ценностей, из которой становится ясно: вот это хорошо, а это плохо. И ради тех людей, которые могут это оценить и которые сами этот гамбургский счет формируют своими вкусами, ради них мы это и делаем. А сколько их, пять или пять тысяч… я, собственно, склоняюсь ко второму. Прелесть как раз заключается в том, что эти пять тысяч правы, а все остальные – нет.

-- Какие фильмы из тех, что вы покажете, выйдут в прокат?

-- Ну, есть у нас компания «Кино без границ», которая продолжает выпускать так называемый арт-хаус…

-- Почему «так называемый»?

-- Потому что арт-хаус – это, прежде всего, коммерческий термин. Он означает, что фильм выпускается в ограниченной сети специализированных кинотеатров. Арт-хаусом может быть и последний фильм братьев Дарденнов, и с таким же успехом корейский боевик, суперкоммерческий на родине, но в Европе или в Америке он выпускается в этой арт-хаусной сети. К сожалению, сейчас арт-хаусная модель проката рушится, и рушится стремительно. Все специализированные отделы студий – Warner Independent Pictures или Paramaunt Vantage – либо закрываются, либо перепрофилируются. То есть деньги на этом «кино не для всех» становится делать все труднее и труднее, по разным причинам. Арт-хаус превратился просто в разновидность бизнеса, в котором в силу его маленьких масштабов участвуют менее амбициозные и менее талантливые люди. Талантливые люди вроде Апатова идут и клепают комедии «Сорокалетний девственник» /40 Year Old Virgin, The/ (2005). Хотя задай ему такую задачу – Апатов бы спродюсировал следующего лауреата Каннского фестиваля.

Да, так по поводу проката. В прокат что-то выйдет – «Джонни Бешеный Пес» /Johnny Mad Dog/ (2008), «О' Хортен» /O' Horten/ (2007). После того, как мы уже пригласили на открытие фестиваля фильм «Карамазовы» /Karamazovi/ (2008), им заинтересовалась одна из прокатных компаний.

-- Что надо смотреть? Я понимаю, что все, но есть какие-то особые рекомендации?

-- Да, смотреть, конечно, надо все. Ну, если говорить о конкурсной программе, вот на открытии будет Петр Зеленка, «Карамазовы», на мой взгляд, один из ведущих европейских режиссеров молодого поколения. Еще «Все умрут, а я останусь» (2008) Валерии Гай Германики, «Мой Виннипег» /My Winnipeg/ (2007) одного из моих любимых режиссеров Гая Мэддина… Кстати, почему мне пришло в голову устраивать эти фестивали: где бы я ни видел фильмы Гая Мэддина, они все время выносятся в какие-то параллельные программы. Хотелось сделать хоть один фестиваль, в котором Гай Мэддин, один из лучших режиссеров мира, может соревноваться в конкурсе с равновеликими людьми.

-- Гай Германика равновелика Гаю Мэддину?

-- Это покажет ее следующий фильм, но в этом фильме все те плюсы, которые давал ей ее возраст, она использовала не просто на 100, а на 999 процентов. В программе, не только в конкурсе, много всего хорошего будет, покажем «Токио!» /Tokyo!/ (2008) на закрытии, Леос Каракс приедет, даст мастер-класс. Или еще «Идеология Чучхе» /Juche Idea, The/ (2008), это американская документальная работа, основанная на известном происшествии: в 70-е годы северокорейские спецслужбы выкрали известного южнокорейского режиссера, привезли его в Северную Корею и заставили возрождать национальный кинематограф. В этом фильме одним из сценаристов является Ким Чен Ир, потому что использован текст его работы о кино. Вот такого бы гостя нам заполучить, вот это была бы настоящая звезда.

-- Кто из гостей будет?

-- Мишель Уэльбек даст мастер-класс, покажет свой полнометражный дебют.

-- Хорошее кино?

-- Нет. Но для меня важное и интересное. Почему кинематограф стал важнейшим из искусств в ХХ веке? Потому что он говорил какие-то сущностные вещи о человеке и его отношении с реальностью. И с какой-то анекдотической точностью, как прошел 2000 год, так все и закончилось. Остались какие-то пустые оболочки форматов: коммерческий, голливудский, фестивальный. Глубинная связь кинематографа с реальностью в одночасье была перерублена, пусть и не в 100% случаях. И фильм Уэльбека для меня интересен как раз тем, что он, как человек интуитивно очень чуткий и тонкий, это почувствовал и обратился к кинематографу, именно желая говорить о самом главном. Еще приедет Абель Феррара, он будет в жюри, а еще представит свой документальный фильм «Челси со льдом» /Chelsea on the Rocks/ (2008).

-- И что они тут все будут делать, тот же Феррара?

-- Феррара будет кино смотреть. На всяком фестивале такие правила игры, что нужно устраивать поездки, обеды. Но чем меньше этого, тем, мне кажется, лучше. При той тщательности, с которой мы относимся к отбору фильмов, хочется сделать фестиваль, на котором именно фильмы будут самым главным.

Текст: Ксения Рождественская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?