Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Кино - его стихия.

Добавить в закладки

Иосиф Львович Долинский - ровесник века. Он родился 2 июня 1900 года в местечке Радунь под городом Лида в правоверной еврейской семье. Дед его был раввином, отец учился в еврейской школе, но потом ее оставил и работал в мукомольной фирме. Это стало его профессией. Семья Долинских была большой - 5 братьев. Только, когда, старшему, а Иосиф Львович был старшим, было лет двадцать, в семье неожиданно родилась девочка - Галочка. Но к сожалению, она жила недолго.
В 20-е годы семья уехала из Ростова. Тогда была образована Литовская республика и появилась возможность вернуться на Родину. Семья Долинского была связана с городом Вильно. И по дороге туда девочка заболела дизентерией и погибла. Но это было только начало трагедии этой семьи. В годы войны была уничтожена практически вся семья Иосифа Львовича во всех поколениях. И случилось так, что очень большая фамилия осталась жить в одном единственном лице.
Ирина Николаевна Гращенкова, киновед, жена И.Л.Долинского:
-Семья его была интересна тем, что отец Долинского был настоящим педагогом и философом не по профессии, а по своей сути. Я это знаю, потому что за три года до смерти Иосиф Львович написал книгу воспоминаний. Кроме того, он мне рассказывал, о чем они с отцом говорили, о чем спорили - это были проблемы не бытовые, а бытийные, проблемы национальной истории, национального самосознания, национального достоинства.
Иосиф Львович не захотел уехать из России вместе с родными, потому что русская культура стала для него родной, он избрал ее своего рода духовной нишей. И, конечно, просто так порвать с Россией он не мог.
Поскольку Иосиф Львович был старшим в семье, он рано сделался ближайшим помощником родителей, особенно отца. Поэтому он был фактически воспитателем своих братьев.
Ирина Николаевна Гращенкова, киновед, жена И.Л.Долинского:
-Я считаю, что педагогом он стал по зову своей души, своего естества. Может быть, поэтому он был педагогом совершенно особенным.
По первому образованию, Иосиф Львович - филолог. Он окончил Ростовский университет. В то время Ростовский университет был очень известен, потому что практически это был Варшавский университет, который был эвакуирован в годы первой мировой войны в Ростов, очень сильны были кафедры и математические, и филологические. Там преподавал знаменитый Бобров, прямой учитель Долинского. И вот в 1925 году Иосиф Львович закончил филологический факультет и получил диплом преподавателя русской литературы и русского языка в школе. Он этого действительно хотел, потому что мечтал стать педагогом.
После окончания Ростовского университета, Долинский стал основателем первого в нашей стране Ростовского кинотехникума. В нем он был заместителем директора и заведующим учебной частью, занимался, вероятно, всей искусствоведческой и эстетической проблематикой.
И следующая ступень - ВГИК. Он поступил в первую киноведческую аспирантуру, которая была только-только образована в институте. В его личном деле есть выписка из приказа, где его научным руководителем первоначально назначался Валентин Константинович Туркин.
Как рассказала мне И.Н. Гращенкова, это случилось потому, что Иосиф Львович сразу решил написать диссертацию, которая бы соединила его первую профессию - филологическую с новой - киноведческой. Он задумал работу по драматургии фильма, где можно было бы говорить не только о сценарии, а именно о драматургии фильма, в которую входили бы и сам сценарий, но и режиссура. Поэтому и возник В.Туркин, с которым Долинский сохранил на всю жизнь очень теплые взаимоотношения.
В конце концов Иосиф Львович стал аспирантом Николая Михайловича Иезуитова. Это было для него настоящим счастьем. Он по-настоящему полюбил своего мастера, проникся его идеями, воспринял все то хорошее, что мог дать ему известный уже тогда историк кино. Долинский написал свою диссертацию достаточно быстро и сдал ее раньше срока. Помог ему сделать это, безусловно, его филологический опыт, который очень ему тогда пригодился.
Ирина Николаевна Гращенкова, киновед, жена И.Л.Долинского:
-Ему даже предлагали тут же защищать докторскую по этому тексту, потому что Иосиф Львович был уже достаточно зрелым педагогом, хотя и не слишком старым - ему было тогда 37 лет. Но он отказался, потому что сам процесс работы доставлял ему такую радость, что он сказал: «Я с удовольствием напишу еще».
В аспирантуре Долинский учился вместе с В. Жданом, будущим директором ВГИКа, с С. Гинзбургом, будущим знаменитым историком кино. К сожалению, многие его соученики погибли в годы войны. Сам Иосиф Львович, как истинный человек своего времени и своей страны не мог бы позволить себе спрятаться от войны.
Когда состоялся митинг во ВГИКе, на котором была объявлена запись в ополчение, он под номером 1 записался и воевал в 15 Ростокинской дивизии. С войны вернулось немногие вгиковцы. И Николай Михайлович Иезуитов погиб где-то на Смоленской направлении, убиты были легендарный директор института Д. Вайнштейн, А.К. Круг и многие аспиранты. Долинский был тяжело искалечен - у него была сильная контузия, искалечена правая рука и левая нога, он долгое время ходил с палочкой и с рукой на перевязи.
Ирина Николаевна Гращенкова, киновед, жена И.Л.Долинского:
Но вот какой интересный факт: после контузии, которую он получил во время декабрьского наступления под Москвой, ему присвоили военную инвалидность. Но в 1948 году он пошел в военкомат и отказался от нее в пользу вдов и сирот. Он понимал, что многим жилось гораздо хуже, чем ему. Это такой характерный случай, который многое говорит о существе Долинского.
Иосиф Львович успел защититься до войны. Но его книга по диссертации (о драматургии фильма «Чапаев» - М.Б.) вышла только в 1945 году, когда он вернулся с войны. По сравнению с диссертацией в книгу многое не вошло. Например, филологические таблицы, которые он как филолог сумел внедрить в киноведение, попали в книгу в сильно сокращенном объеме (2-3). Что касается самой диссертации, то есть прекрасные отзывы его оппонентов - Н.М. Иезуитова и С.М. Эйзенштейна.
Сразу после войны возникла идея о создании киноведческого факультета. И Долинский вместе с Николаем Алексеевичем Лебедевым и с Семеном Сергеевичем Гинзбургом создавал этот факультет. Иосиф Львович и выпускал первые две киноведческие мастерские - в 1949 и 1950 годах. После этого он еще тридцать лет преподавал во ВГИКе.
Клара Михайловна Исаева, доцент ВГИКа, руководитель киноведческой мастерской, ученица И.Л. Долинского:
-Я помню, как он пришел к нам в первый раз. Мы еще были на экономическом факультете. В аудиторию зашел высокий, статный человек в шинели, рука на перевязи.
Он читал историю кино, вел семинар по современному фильму. Раньше, еще в 30-е годы ВГИК, по-видимому, очень нуждался в такой новой педагогической силе. Многие, успешно написавшие и защитившие диссертацию, тут же становились деканами факультетов. И Иосиф Львович стал деканом режиссерского факультета и был в этой должности где-то около 10 лет.
Клара Михайловна Исаева, доцент ВГИКа, руководитель киноведческой мастерской, ученица И.Л. Долинского:
-Он обходил острые углы, но не скрывал ни одного имени, тогда запрещенного. И если фильм был поставлен по повести Ивана Шмелева «Человек из ресторана», писателя - эмигранта, то он прямо нам говорил это и рассказывал основное содержание повести, чтобы мы поняли истинный смысл фильма.
В его деле есть документальное подтверждение тому, что он был секретарем С.М. Эйзенштейна. Вообще, то, что он был связан с режиссерским факультетом, привело к тому, что в течение многих лет он был фактически единственным, кто читал историю кино у режиссеров.
И все режиссеры самых разных мастерских и самых разных поколений - М. Швейцер, В. Венгеров, М. Хуциев, А. Тарковский, В. Шукшин - все учились у него, ценили, уважали и любили его. Он воспитывал в них людей большой кинематографической культуры, прививал им ее через любовь к отечественному кино. Теперь становится понятно, что он был фигурой не второстепенной в режиссерских мастерских. Кроме ВГИКа Долинский преподавал в ГИТИСе на режиссерском факультете тоже историю кино.
Галина Семеновна Прожико, кинокритик, доцент ВГИКа, бывшая студентка одной из мастерских И.Л. Долинского:
Долинский открыл нам историю кино как систему, а не просто как некий калейдоскоп фильмов. Он рассказывал нам о всех фильмах, несмотря на свои пристрастия или антипатии, представляя историю кино как процесс. Поэтому история кино осталась у меня в памяти как целостное явление, а не просто как перечень имен. Он понимал, что не должен был формировать из нас самого себя. Он предоставлял знания, а мы вправе были строить свое отношение.
Он был одним из основателей сектора кино в институте истории искусств. У истоков стоял, конечно же, С.М. Эйзенштейн. Он ,наверное, и пригласил Иосифа Львовича. Судя по бумагам, Долинский был старшим научным сотрудником и ученым секретарем, то есть ближайшем помощником великого режиссера.
Можно сказать, что его профессиональная жизнь сложилась счастливо, хотя много интересных статей и докладов было не опубликовано. Например известно о докладе, который он прочитал в секторе кино на тему «Русское дореволюционное кино как лубок». После этого, ссылаясь на него, были опубликованы развернутые работы С. Гинзбурга и Н. Зоркой, посвященные той же проблематике.
Ирина Николаевна Гращенкова, киновед, жена И.Л.Долинского:
-Он был очень цельным, удивительным человеком. Нельзя в нем оторвать педагога от человека, ученого от педагога и т.д. все в нем переплеталосьиу органично соединялось. Был не честолюбивый, не суетный, не кокетливый. Никогда не дрался за свое авторство, ему было интересно исследовать.
Он был прежде всего киноведом - просветителем, а затем уже киноведом - исследователем. Вернее, для того, чтобы быть киноведом - просветителем, он был киноведом - исследователем. Поэтому так любили его предмет и его самого студенты. Его лекции были исследовательскими, он их выстраивал как изыскание, и никогда они не были начетническими .
Иосиф Львович принял эстафету от Иезуитова в своей любви к Пудовкину. Он был составителем первого сборника статей знаменитого режиссера, близко с ним общался. Наверно, в связи с этим и родился интерес к творчеству Александра Георгиевича Ржешевского, тогда незаслуженно забытого.
Ирина Николаевна Гращенкова, киновед, жена И.Л.Долинского:
-И вот однажды прибегает он из института и говорит, что Ржешевский жив (ему об этом рассказал студент мастерской режиссеров- документалистов Анатолий Панин), но находится в бедственном положении. А тогда ходили разговоры о том, что основоположник «эмоционального сценария» репрессирован и исчез. И на следующий день мы поехали к нему, привезли ему все, что можно было купить. И возник контакт, возникла дружба, идея о публикации. Тут же Долинский уладил вопрос о принятии Ржешевского в Союз кинематографистов. И начал собирать его сценарии для того, чтобы опубликовать. И под его редакцией был опубликовал первый сборник этого автора. Именно Иосиф Львович его нашел, он его открыл. И если бы не случайность, заслуженная известность прошла бы мимо Ржешевского.
Как настоящий учитель, Иосиф Львович был очень общительным, добрым, щедрым, а это очень важно в педагогической практике.
Он никогда не был лектором. Для него история кино состояла прежде всего из людей, создающих рядом с ним, вместе с ним, на глазах у него историю кино. Он был страстным адептом кино 30-х годов, потому что этот кинематограф не был для него лишь историей, а наоборот, являлся живым кинематографическим процессом. Поэтому он так любил это время, так много о нем писал. Он был поистине историком современности.
Для студентов он был прежде всего уважаемым мэтром, спокойным, мудрым. Но сам он всегда жил жизнью студентов - знал о них все, знал то основное, что им необходимо дать за время учебы в институте.
Клара Михайловна Исаева, доцент ВГИКа, руководитель киноведческой мастерской, ученица И.Л. Долинского:
- Когда был создан киноведческий факультет, и мы перешли туда с экономического, Долинский много водил нас в театры, музеи, чтобы мы воочию моли убедиться в синтетическом природе киноискусства. Сам он хорошо знал литературу, музыку, изобразительное искусство.
Долинский создал киноведческий кружок, то, что потом стало учебной дисциплиной - семинаром по современному фильму. А сначала это был кружок, к которому были стремились все. Например, Рустам Хамдамов, Леонид Асыка, Артавазд Пелешян были завсегдатаями этих факультативов.
Ирина Николаевна Гращенкова, киновед, жена И.Л.Долинского:
-Он умел повернуть историю кино в том направлении, которое было нужно им, чтобы создавать свои фильмы. Им было интересно знать, как делается большое кино. Все ему доверяли, понимали, что он человек благородный, что он не пойдет и не доложит в партком (в те годы это было очень важно).
Иосиф Львович был удивительным рассказчиком. Он импровизировал, сочинял, а когда его слушали, он просто расцветал, в нем тут же рождались новые идеи. В силу того, что он был человеком очень творческим, он любил сочинять разные истории, ему нравились мистификации.
Галина Семеновна Прожико, кинокритик, доцент ВГИКа, бывшая студентка одной из мастерских И.Л. Долинского:
Он был высокопрофессиональным преподавателем. Он давал нам не парадоксальность суждений, а полноту информации и ненастойчивость в оценках, которая позволяла нам самостоятельно в этой полной картине обнаруживать близкие нам имена, тенденции. Сейчас это качество достаточно редкое.
Клара Михайловна Исаева, доцент ВГИКа, руководитель киноведческой мастерской, ученица И.Л. Долинского:
-Это был настоящий профессор. Он все свои знания передавал в лекциях. Иосиф Львович действительно «сеял разумное, доброе, вечное».
Ирина Николаевна Гращенкова, киновед, жена И.Л.Долинского:
-Он был истинным джентльменом, мог дать пощечину, если человек того заслуживал. Иосиф Львович был личностью внутренне достаточно смелой, но не конфликтной. Вся жизнь его была наполнена творческой материей. Вода была самой любимой стихией. Для меня она воплощала чистоту его души.

Текст: Мария Безенкова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?