Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

КИНО + ТВ = ЛЮБОВЬ

Добавить в закладки

Заглавие может показаться идиллическим, но не следует забывать, что обобщающим термином «любовь» называют многие разновидности и проявления известного чувства. Во всяком случае, количество фильмов, крутящихся на телеканалах, и количество телепередач, посвящённых кино, свидетельствуют о явном неравнодушии и глубокой рейтинговой привязанности. Кинотематика на ТВ эффектно муссируется, загадочно взбивается, и порой кажется, что на телевидении кино больше, чем в кинематографе, что напоминает известную шутку: «Отечественных кинофестивалей больше, чем отечественных фильмов». Ну, и хорошо, что ситуация оптимизируется, чему немало способствуют специализированные передачи о кино и рубрики кинопоказа.
Почти на всех каналах существуют регулярные телепередачи, рассказывающие о кино - российском и зарубежном, о новом и старом, «арт-хаусном» и народном. Телезрители и потенциальные кинозрители имеют возможность узнать, что происходило на киноэкранах в предыдущие сто лет и что происходит на текущей неделе. Значительная часть популяризаторских передач рассчитана на широкий вкусовой, образовательный и возрастной диапазон, но имеется и «клубное» вещание. Главные каналы стараются удовлетворить все интересы.
Начнём с ОРГ. «Дневной киносеанс» показывает, в основном, ностальгические фильмы, перед которыми известные актрисы, выступающие в роли ведущих, беседуют с создателями, участниками и поклонниками старых картин. Например, перед «Лекарством от страха» Наталья Фатеева вела интересный разговор с Георгием Вайнером, соавтором сценария, а о «Человеке ниоткуда» замечательно, как всегда, говорил Сергей Юрский. Собеседники вспомнили добрым словом многих ушедших и здравствующих кинематографистов. Кстати, по всем передачам прошла волна приветствий в адрес юбиляра Георгия Жжёнова.
Понятно, что «Тихий дом» Сергея Шолохова отличается от «Дневного сеанса» не только новизной содержания, но и современной «крутизной» манеры общения, эксклюзивностью событий и звездных встреч на какой-нибудь Круазетт, а также глобально-интеллектуальной напряжённостью бесед о кино в психоаналитическом и сексопатологическом разрезе. Интересная и оригинальная передача, расширяющая и стимулирующая кинозрительский потенциал. Недавно был Берлинский кинофестиваль с Леонардо Ди Каприо и Вимом Вендерсом, не говоря уж о Владимире Машкове и Сергее Маковецком, а грядут, очевидно, «оскаровские» подмостки и кулуары.
К несомненным заслугам ОРТ относятся выступления кино критиков и других экранных профессионалов перед значительными премьерами мирового кино. Отдельной строкой хочется отметить адаптированную трансляцию церемонии вручения наград Американской киноакадемии «Оскар- 2000».
На РГР образовалась одна из лучших на сегодняшний день передач о кино - тележурнал «Кино + ТВ» Ивана Дыховичного, освещающий кинопроцесс не только снаружи, но и изнутри. Когда в качестве ведущего выступает профессиональный и действующий кинорежиссёр, а не кинообозреватель, комментарий обретает иную степень осведомлённости и глубины проникновения в объект исследования. Тайны кино выдаются и обобщаются не просто очевидцем, а участником тяжкой работы. Авторы сюжетов добывают не затасканный визуальный материал вроде рабочего момента съёмок «Зеркала» Андрея Тарковского, когда на пиротехнический пожар хлынул настоящий дождь, и грамотно комментируют его, соблюдая импонирующий баланс между серьёзностью и юмором. Умные люди умеют быть уважительными без тугодумной натужности.
Киноматериалы «Команды-2» без «Абзаца» как-то потускнели, кажутся архаичными и неприметными, но, возможно, это кажется только людям, не удосужившимся нажать вторую кнопку в часы удач «К-2».
Нынешняя передача Бориса Бермана и Ильдара Жандарёза «Интересное кино» на НТВ рассказывает о новинках и о прошлом каждый будний день по десять минут с присущим авторам остроумием, энергичностью и осведомлённостью. За последнее время прошли интересные скжеты о премьерном «Спекулянте» с Энди Гарсиа и о юбилее «Белого солнца пустыни», о Жераре Депардье в новом фильме Владимира Меньшова и о последних работах Антонио Бандераса, о «Берлинале» и об «Оскаре». Если кажется, что зарубежного кино больше, так его действительно больше повсюду - таковы факты.
Жаль, что давно не появляется «Кинескоп» Петра Шепотинника. Есть мнение, что у этой команды и у ТВ-6 разные представления о киноискусстве, а о переезде «Кинескопа» на РТР пока ничего не слышно.
На канале «Культура» десятая муза пользуется заслуженным уважением - столетняя история мирового кино признана ценным вкладом в сокровищницу культуры. Эта данность постоянно подтверждается циклом «XX век в кадре и за кадром», авторской программой Виктора Божовича «Кино вчера и всегда», мемуарными страницами «Кинопанорамы», документальными лентами и юбилейными передачами о деятелях искусства кино. Советую не пропускать информационно-насыщенную и самостоятельную в оценках передачу «Новое кино». Например, на прошлой неделе она состояла из семи эксклюзивных сюжетов: о репетициях «оскаровской» церемонии, о съёмках американской картины «Красная площадь» в московском казино, о видеосериале «Как делать телевидение», об актрисе Анне Яновской («Стрингер», «ДДД»), об анимационном супер-хите «История игрушек-2», о «Конце романа» Нила Джордана по Грэму Грину и о несправедливости Американской киноакадемии по отношению к «Талантливому мистеру Рипли» Мингеллы.
На ТВЦ появилась «Киноигра »Третьего не дано«, но мне не удалось сообразить, какое отношение к кино имеет этот проект Владимира Мукусева, предлагающий интерактивное обсуждение общежитейских морально-этических проблем. Впрочем, не знаю, время покажет. А что касается передач ТВЦ »Твой ход, киноман!« и киноафиши »Смотри!«, идущих между часом ночи и тремя часами утра, нельзя не отметить, что они популяризируют кино в весьма зауженной зрительской аудитории, то есть явно преуменьшают и без того малую единицу посещаемости кинотеатров.
А в целом, итожа увиденное, следует признать, что ТВ стало коллективным пропагандистом и агитатором кинематографа, причём самый интересный вывод заключается в следующем: в телеэфире кино вдвое или втрое больше, чем в телеанонсах. Помимо всех фильмов и передач о кино, киностраницы и кинодеятели присутствуют во множестве телевизионных произведений и ток-шоу. Например, среди хозяев, принимающих Тимура Кизякова, »пока все дома«, в »Добром утре«, в »Смаке«, в »Колизее«. »Серебряный шар« показывает Фаину Раневскую, »Цивилизация« рассказывает о Сергее Эйзенштейне, и даже программа »Человек и закон« принимала киноактёров и разбиралась в проблемах Театра киноактёра. Всё это только на ОРТ, а на РTP кинолюбимцы заседают в »Белом попугае«, в »Круглых датах« и даже мультфильм называется »Крот-кинозвезда«. На ТВЦ кинематографисты нередко совершают »Ночной полёт«, а на НТВ смотрят и вспоминают »Старый телевизор«, участвуют в »Антропологии« и бывают даже »Героями дня«. А кто царит в »Великих романах XX века«? Конечно же, великие и неповторимые »звёзды«. О кино часто рассказывают »Новости культуры«, »старый сплетник« Александр Белинский и Олег Басилашвили - »с потолка«. Даже в передаче о Льве Толстом сообщается, что великий граф »смотрел синематограф и остался доволен«. Но самая неожиданная киностраница встретилась в медицинском »Консилиуме« на канале »Культура«, где, задействовав мемуары, рассказали о гинекологических недомоганиях Брижитт Бардо. В визуальном ряду при этом легкомысленные кадры из фильмов актрисы с задиранием юбочки и гривуазными куплетами, что только подчеркнуло волевые качества знаменитой женщины.
Никто и нигде не обходится без кино. Мир вообще и мир ТВ, в частности, пронизан и пропитан киномифологией. Новости из столицы зрелищного кино Голливуда каждую неделю рассказывает на ТНТ Чарли Туна в программе »Кино, кино, кино«. Во первых, интересно узнать, что снимается и что смотрится, а во-вторых, эта передача с топ-десяткой самых кассовых картиз постоянно напоминает, что кинематограф, откровенно провозгласивший приоритет зрительского интереса, не жалуется на бедность.
При всём при том очень часто кассовым оказывается и настоящее искусство кино, но не из маргинального закутка туманной зауми, а с блистательного пути энергичного профессионализма.
Среди дециметровых каналов своими киноафишными сюжетами выделяется СТО, особенно »Шоу-бизнес« Татьяны Золочевской, адресованный молодёжи. Там много новостей и зрительских конкурсов. А в передаче »Стильные штучки« была неожиданно большая и трогательная (при таком-то названии программы) подборка кадров и интервью про »Старых кляч« Эльдара Рязанова. По-моему, правильно, что большинство передач о кино на ТВ занимает эфир информированием и общением, а не критическими »разборками«. Всему своё место и время. А потенциальный кинозритель, нуждающийся в профессиональном критическом анализе, может найти таковой в специальных преамбулах перед просмотрами на OFT, FTP, »Культуре« и в улыбчивых намёках »Интересного кино«.
Как же, в конечном итоге, определить отношение телевидения к кино? Можно ли обозначить грань между использовались и популяризацией? Не будем мелочиться. Пока чувствуешь себя беспечным телезрителем, пока смотришь »телик" не для того, чтобы писать об увиденном, трудно понять, как неразделимо сегодня связаны два экранных искусства. Если бы не было телевидения, кто и где увидел бы большинство кинофильмов? А если бы не было кино, что показывало бы телевидение? Не знаю, Не случайно преданы забвению пессимистические пророчества о том, что ТВ сожрёт кино. То есть пищеварительный процесс, конечно, идёт, но ведь прилюдно - в присутствии зрителей. Значит, фильмы не зря снимались. Словом, кажется, настала пора не только анализировать, но и благословлять взаимно необходимый, взаимоспасительный и живительный симбиоз кино и ТВ. Желательно, чтобы всеобщее братание не осквернялось материальной безответственностью. Давайте выживать дружно.

Текст: Дая Смирнова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?