Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Киностудия "Бегемот": особенности виртуального театра

Добавить в закладки

Студия «Бегемот» создана в 1996 г. путем объединения в юридическое лицо группы товарищей, прежде работавших самостоятельно, а также в студии «АСКОД-видео». Обе студии получали призы на «Графиконе», «ТелеГрафе», «Аниграфе». Фильм «Фараон», к которому «Бегемот» имеет самое непосредственное отношение, – лауреат Берлинского фестиваля, фестиваля в Торонто (отмечен за анимацию), других российских и зарубежных конкурсов. Студия сотрудничает с такими известными кинорежиссерами, как С.Овчаров, Ю.Мамин, А.Рогожкин, В.Бутурлин, В.Зайкин, театральным режиссером В.Крамером.
В картине «Особенности национальной рыбалки» (кинокомпания СТВ, продюсер – Сергей Сельянов, режиссер – Александр Рогожкин) есть эпизод, в котором осуществляется запуск боевой ракеты с катера, мирно покачивающегося на волнах. Один мой друг и одноклассник, человек военный, не раз видевший подобное зрелище, недоумевал: как это позволили снять и зачем выбросили такие деньги на ветер? Самое смешное в том, что деньги действительно выбросили и ракету запустили. Но произошло это за несколько часов до начала съемок.
Мирно покоился русский вооруженный до зубов катер на волнах Финского залива. Ожидалась съемочная группа – отснять запуск ракеты. Но тут радиограмма из штаба: в российские территориальные воды вторгся страшный польский рыболовный сейнер. Ну, и шмальнули по нему: ведь безопасность рубежей дороже. Так и осталась съемочная группа ни с чем, то есть – с дальним планом залива и катера, теперь уж абсолютно мирного…
Но ракету по сценарию все же надо было запустить. За дело взялась питерская киностудия «Бегемот», специализирующаяся на компьютерной графике. В данном случае, все обошлось без жертв.
Подробности о том, как создаются спецэффекты, можно посмотреть на веб-сайте киностудии по адресу http://www.begemot.spb.ru.
Сайт киностудии «Бегемот» – один из самых интересных в нашей отрасли. Здесь нашлось место и для популярных заметок о спецэффектах, о работе студии вообще, и для деловых контактов, и просто для юмора. Вообще, с «бегемотами» не соскучишься. Представьте себе афиши к гипотетическим фильмам Эльдара Рязанова, таким как «Преисподняя обетованная», «Гусарская заруба», «Гроб для двоих»… Это, пожалуй, одна из самых удачных шуток известного питерского комедиографа Юрия Мамина.
А сейчас предлагаем вашему вниманию интервью с продюсером студии Александром Смирновым.
СКН: Как возникла идея создания веб-сайта студии?
А.С.: Идея сайта была очевидной. Заключалась она в следующем – у всех есть, а мы чем хуже? Начинали мы не на пустом месте. У нас было дисковое пространство под домашнюю страничку на сервере провайдера, которое длительное время оставалось ничем не занятым, кроме HTML файлика с грозным предупреждением «under construction». И когда мы, наконец, решились обзавестись страничкой, то как нельзя кстати пришлась «бескорыстная» помощь провайдера, который взял на себя труд по регистрации домена в Интернет.
СКН: В чем проявляются «рабочие качества» веб-сайта: каким образом устанавливаются деловые контакты, какова их эффективность, существует ли реальная экономическая отдача именно от работы в Интернет?
А.С.: Пока реальной экономической пользы мы не ощутили. Но за время работы сайта мы приобрели множество друзей и знакомых. Оказывается мы не одни в этой вселенной. И вопросы, волнующие нас, так же интересны людям в различных уголках мира. Что касается деловых контактов, то время от времени возникают стихийные попытки затеять с нами какое-нибудь дело, но до реализации данные прожекты пока не добрались. Алло, мы ищем богатых заказчиков с хорошим вкусом!
СКН: Можете ли вы привести конкретные примеры того, как Интернет способствовал организации работы студии?
А.С.: Могу привести массу примеров того, как Интернет способствовал дезорганизации работы студии… Смех смехом, а в работе Интернет – штука незаменимая. Ежедневно получаем мегабайты электронной корреспонденции. Процентов пятьдесят из них напрямую касаются работы. В работе с зарубежными партнерами телефон используется в очень редких случаях, немного чаще – факс, и постоянно в работе Интернет.
СКН: Насколько совпали ожидаемый и реальный эффект в работе сайта студии?
А.С.: Можно сказать, реальные результаты превзошли все ожидания. То есть, создавая сайт – стреляли в воздух. А тут, после регистрации во всех возможных и невозможных поисковиках «рунета», нами интересуется множество людей.
«Рунетом» на сетевом языке называют русский Интернет. «Поисковики» – это поисковые системы, каталоги, куда хозяева сайтов помещают свои координаты и ключевые слова. Кроме того, программы-роботы находят в сети все возможные слова и автоматически заносят их в каталоги. Так что, набрав в поисковике слово «бегемот», вы с равным успехом можете выйти и на киностудию, и на сайт какого-нибудь зоопарка.
СКН: Можно ли назвать работу по созданию веб-сайтов художественным творчеством? Если веб-дизайн – это новая отрасль искусства, то в чем она пересекается с кинематографом?
А.С.: Наверное, любую работу, сделанную с душой, можно назвать творчеством, да к тому же художественным. В жизни всегда есть место маленьким подвигам. Что же касается второго вопроса, то, скорее всего, создателей кинематографа и веб-дизайнеров роднит заэкранность – виртуальность их творчества. И те, и другие создают то, чего на самом деле не существует, по сути – движущееся отражение на экране, или изменяющееся свечение точек люминофора на мониторе. Одним словом, занимаются обманом зрителей, которым, кстати, нравится обманываться.
Плюс ко всему, у веб-дизайнеров в руках сложный, но чрезвычайно интересный инструмент – интерактивность. Инструмент, который режиссеры могут использовать пока только в компьютерных играх. Но это уже отдельная тема для разговора.
СКН: То же самое касатется спецэффектов в кино. Что Вы можете сказать о тенденции выделения спецэффектов в отдельную отрасль кинематографии – со своей индустрией, студиями? А вообще: есть ли такая тенденция?
А.С.: Есть технология и отношение создателей кино к использованию тех или иных технологических фишек. Есть студии, специализирующиеся на создании спецэффектов для кино, есть организации более широкого профиля – такие как мы. Но я бы выделил только анимационное кино, как самостоятельную отрасль кинематографа. А без анимации – одушевления любой спецэффект становится спецдефектом.
СКН: Расскажите, пожалуйста, в нескольких словах, как делаются современные спецэффекты и в чем их отличие от тех, которые применялись в кино до появления компьютерной графики? В частности, возможно ли сравнить те и другие по материальным затратам, времени создания, количеству специалистов?
А.С.: Старые времена, когда спецэффекты – комбинированные кадры – полностью создавались руками, уходят в прошлое. Во многом потому, что старые мастера уходят, а их ученики и последователи ищут новые выразительные средства.
Основное преимущество компьютерной графики – в возможности бесконечного повтора уникальных явлений, с внесением тонких и значительных изменений в процессе создания продукции. При этом вся последовательность ваших действий остается сохраненной, и вы вольны вернуться к любому этапу и внести коррективы.
Пути и возможности у современных создателей компьютерной графики различаются технологией и философией подхода. Кто-то отталкивается от дизайна, кому-то ближе драматургия и режиссура, в редких случаях одно не мешает другому.
Студия не использует ни мощных компьютеров, ни дорогостоящих программ. Вся ее аппаратура умещается в комнате, арендуемой на «Ленфильме». Как говорит Олег Кондратьев, художественный руководитель «бегемотов», концепция студии не технократическая, когда приоритетом становится аппаратура, а технологическая, которая подразумевает, что на первом месте стоят люди – художники и программисты, режиссеры и операторы.
Стоимость и сроки изготовления варьируются от сложности поставленной задачи. Нельзя сказать, что классические технологии лучше, дороже или хуже, дешевле новых. Все дело в оперативности и качестве финального результата. Мы всегда следуем принципу: всё, что можно снять, должно быть снято. Мне кажется, что современные и традиционные технологии будут еще очень долго сосуществовать вместе.
СКН: В одной из публикаций говорится о «славянском типе организации работы» вашей студии. Можно узнать подробнее, что это такое?
А.С.: Скорее всего, это означает полную личную и творческую свободу каждого сотрудника студии. У нас нет поточных линий, норм и работы от звонка до звонка. При этом не возникает простоя ни на одном из этапов работы, так как она подразумевает высокую личную мотивацию и ответственность перед командой. Каждый старается быть максимально полезен. Плохие люди у нас не задерживаются. Конечно, есть секреты, каким образом мы этого достигли, но не всё сразу…
СКН: Ваша студия работает по принципу самофинансирования, что в наше время звучит фантастично. Как вам это удается?
А.С.: Очень просто. У нас нет ничего лишнего. Только то, что действительно необходимо. Основной девиз – рациональность. Каждый новый проект определяет технологию, под нее выстраивается общая работа студии. Мы приглашаем необходимых специалистов для выполнения отдельных задач. Кругом множество простаивающего оборудования, которое можно арендовать. Студия как база. Вопрос в организации. Вот здесь и начинаются подводные камни, которые мы научились обходить.
СКН: В публикациях о съемках «Рыбалки» приводится пример: «стоимость запуска ракеты сравнима со стоимостью постройки девятиэтажного дома». Спецэффекты как-то экономят бюджет картины или наоборот?
А.С.: Экономика простая. Каскадер на съемках может провести трюк без страховки, при этом он рискует своей жизнью. А можно оставить в кадре страховочные тали, получив гарантию полной безопасности и аккуратно в компьютере их убрать. Дорого? Но что дороже?
Для 10-минутного фильма «Фараон» (реж. – Сергей Овчаров) было отснято более 20-ти кассет продолжительностью 11 часов. Материалы, отобранные режиссером, были взяты в компьютерную обработку. Она длилась почти два месяца, а съемки – 10 дней.
Стоимость спецэффектов и анимации колеблется от 50$ до 1000$ за секунду. Но, учитывая «весёлую» финансовую ситуацию в российском кинематографе, многое делается практически бесплатно.

Текст: Сергей Саканский
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?