Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWxHpm3CCy
Обзоры

Киновед до последнего вздоха

Добавить в закладки

В июне нынешнего года во ВГИКе отметили 100-летие со дня рождения замечательного теоретика экрана Иосифа Долинского. 17 лет прошло после его смерти, но он не забыт. Сделанная при его участии «Краткая история совет-ского кино» – до сих пор важное учебное пособие для студентов, его очерки по теории кино не залеживаются на библиотечных полках. Жизнь Долинского, до последнего вздоха отданная любимому делу – пример для многих, посвятивших себя десятой музе.
Он родился 2 июня 1900 года в местечке Радунь под городом Лида в многодетной семье. Как старший из детей, был ближайшим помощником родителей, и своих братьев фактически воспитал сам. Иосиф не захотел уехать из России вместе с родными. Русская культура стала для него родной, она была его духовной нишей.
В 20-е годы, когда была образована Литовская республика, появилась возможность вернуться на родину (семья Долинских была связана с городом Вильно). По дороге туда младшая сестра Иосифа Галочка заболела дизентерией и умерла. Это стало началом трагедии семьи, которая в годы войны была почти целиком уничтожена.
Говорит Ирина Гращенкова, киновед, жена Долинского:
-- Семья их была интересна тем, что отец Долинского был настоящим педагогом и философом – не по профессии, а по своей сути. Иосиф Львович рассказывал, о чем они с отцом говорили, о чем спорили: это были проблемы не бытовые, а бытийные, проблемы национальной истории, национального самосознания, национального достоинства… Я считаю, что педагогом Долинский стал по зову своей души, своего естества. Может быть, поэтому он был совершенно особенным педагогом.
По первому образованию Иосиф Львович – филолог. Учился в Ростовском университете (практически это был Варшавский университет, в годы первой мировой войны эвакуированный в Ростов), там были сильные математические и филологические кафедры. Здесь
в 1925 году Иосиф Львович закончил филологический факультет и получил диплом преподавателя русской литературы и русского языка в школе. Он этого действительно хотел, потому что мечтал стать педагогом. Вскоре Долинский основал первый в стране кинотехникум – Ростовский. Работал в нем заместителем директора и заведующим учебной частью, занимался искусствоведческой и эстетической проблематикой. Следующая ступень – ВГИК. Долинский поступил в первую киноведческую аспирантуру, которая была только-только образована в институте. В его личном деле есть выписка из приказа, где его научным руководителем первоначально был известный сценарист и теоретик Валентин Туркин (по сценариям которого сделаны фильмы «Закройщик из Торжка», «Коллежский регистратор», «Девушка с коробкой»). Иосиф Львович решил написать диссертацию, которая объединила бы его знания, интересы и как филолога, и как киноведа.
В конце концов Иосиф Львович стал аспирантом замечательного киноведа Николая Иезуитова. Он полюбил своего мастера, проникся его идеями, воспринял все хорошее, что мог дать ему известный уже тогда историк кино. Благодаря своему филологическому опыту, Долинский написал диссертацию достаточно быстро и сдал ее раньше срока.
И.Г.: Ему предлагали сразу же защитить докторскую по этому тексту, потому что Иосиф Львович был уже достаточно зрелым педагогом – ему было тогда 37 лет. Но он отказался: сам процесс работы доставлял ему такую радость, что он сказал: «Я с удовольствием напишу еще».
К сожалению, многие его соученики и соратники погибли в годы войны. Николай Иезуитов сложил голову где-то на Смоленском направлении, погиб легендарный директор института Файнштейн, многие аспиранты. Сам Иосиф Львович, как человек своего времени и патриот своей страны, не мог позволить себе спрятаться от армейской службы, и когда во ВГИКе состоялся митинг, на котором была объявлена запись в ополчение, он первым (буквально под №1) записался «в солдаты», и воевал в 15-й Ростокинской дивизии.
С войны вернулись немногие вгиковцы. Долинский оказался тяжело ранен – у него была сильная контузия, искалечена правая рука и левая нога. Он долгое время ходил с палочкой и с рукой на перевязи.
И.Г.: Интересный факт: после контузии, которую он получил во время декабрьского наступления под Моск-вой, ему дали военную инвалидность. Но в 1948 году Иосиф пошел в военкомат и отказался от пенсии в пользу вдов и сирот. Он понимал, что многим жилось гораздо хуже, чем ему. Этот характерный случай многое говорит о существе Долинского.
Сразу после войны возникла идея о создании киноведческого факультета. Долинский создавал этот факультет вместе с Николаем Лебедевым и с Семеном Гинзбургом. Первые две киноведческие мастерские Иосиф Львович выпустил в 1949-50 гг. А после этого еще более тридцати лет преподавал во ВГИКе.
Клара Исаева, доцент ВГИКа, руководитель киноведческой мастерской, ученица Долинского:
-- Я помню, как он пришел к нам в первый раз. Мы еще были на экономическом факультете. В аудиторию зашел высокий, статный человек в шинели, рука на перевязи. Долинский читал нам историю кино, вел семинар по современному фильму. Да, порой он обходил острые углы, но не скрывал ни одного имени, за-прещенного тогда.
В 30-е годы ВГИК нуждался в новой педагогиче-ской силе. Иосиф Львович стал деканом режиссерского факультета и был на этой должности около десяти лет. По сути, в течение многих лет Долинский был единственным, кто читал историю кино у режиссеров. Режиссеры самых разных поколений – в том числе Михаил Швейцер, Владимир Венгеров, Марлен Хуциев, Андрей Тарковский, Василий Шукшин – учились у него, ценили, уважали и любили Долинского. Он выращивал из них людей большой кинематографиче-ской культуры, прививал им ее через любовь к оте-чественному кино.
Галина Прожико, кинокритик, доцент ВГИКа, бывшая студентка мастерской Долинского:
-- Долинский открыл нам историю кино как систему, а не просто как некий калейдоскоп фильмов. Он рассказывал нам обо всех фильмах, несмотря на свои пристрастия или антипатии, представляя историю кино как процесс. Поэтому история кино осталась у меня в памяти как целостное явление, а не просто как перечень имен. Долинский понимал, что не должен формировать из нас подобие самого себя. Он предоставлял знания, а мы вправе были строить свое отношение к тем или иным явлениям.
Долинский был одним из основателей сектора кино в Институте истории искусств, у истоков создания которого стоял Эйзенштейн (он, видимо, и пригласил Долинского). Иосиф Львович стал старшим научным сотрудником и ученым секретарем, то есть ближайшим помощником великого режиссера. Можно сказать, что профессиональная жизнь Иосифа Долинского сложилась счастливо, хотя много его интересных статей и докладов было неопубликовано.
Ирина Гращенкова:
-- Он был очень цельным, удивительным человеком. Нельзя в нем оторвать педагога от человека, ученого от педагога: все в нем переплеталось и органично соединялось. Был нечестолюбивый, несуетный, некокетливый. Никогда не дрался за свое авторство, ему было интересно исследовать.
Иосиф Львович принял эстафету от Иезуитова в своей любви к творчеству Всеволода Пудовкина. Он был составителем первого сборника статей знаменитого режиссера, близко с ним общался. Наверно, в связи с этим и родился его интерес к творчеству «непонятого» драматурга Александра Ржешевского («Скромный юноша», «Бежин луг»), тогда незаслуженно забытого.
И.Г.: Однажды прибегает он из института и говорит, что Ржешевский жив (об этом ему рассказал студент мастерской режиссеров-документалистов Анатолий Панин), но находится в бедственном положении. А тогда поговаривали о том, что основоположник «эмоционального сценария» был репрессирован и исчез. На следующий день мы поехали к нему, привезли Александру Георгиевичу все, что можно было купить. Возник контакт, возникла дружба, идея о публикации. Долинский сразу же уладил вопрос о принятии Ржешевского в Союз кинематографистов. Начал собирать его сценарии для того, чтобы опубликовать. Под его редакцией был опубликовал первый сборник этого автора. Я рада, что Иосиф Львович его нашел, открыл. Если бы не случайность, заслуженная известность прошла бы мимо Ржешевского.
Долинский создал киноведческий кружок для студентов других факультетов, который впоследствии стал учебной дисциплиной – семинаром по современному фильму. К этому кружку тянулись все. Например, ставшие потом известными режиссеры Рустам Хамдамов, Леонид Осыка, Артавазд Пелешян были завсегдатаями этого факультатива.
И.Г.: Им было интересно знать, как делается большое кино. Все ему доверяли, понимали, что он человек благородный, что не пойдет и не доложит в парт-
ком (в те годы это было очень важно). Он был истинным джентльменом, мог дать пощечину, если человек того заслуживал. Иосиф Львович был личностью достаточно смелой, но не конфликтной. Вся жизнь его была наполнена творческой материей.

Текст: Мария Безенкова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?