Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Книга всей его жизни

Добавить в закладки

М.Черненко. «Красная звезда, желтая звезда»: Кинематографическая история еврейства в России (1919-1999). Винница. Глобус-Пресс, 2001.
Он не мог не написать эту книгу. Торопился ее опубликовать. Вероятность выхода в свет такого глубокого и смелого исследования нельзя было запрограммировать. Автор чувствовал, что политическая ситуация в стране может измениться, и рукопись надолго останется в его письменном столе.
Трагический жизненный путь родителей (отец был репрессирован до войны), нелегкие послевоенные судьбы школьных и институтских друзей-евреев, многолетний интерес к истории российского еврейства ХХ века – все это подвигло Мирона Черненко, автора 14-ти киноведческих книг, к созданию первой кинематографической истории еврейства в России советского и раннего пост-советского времени.
Мирон Черненко понимал, что рискует. И, раздавая благодарности людям, без поддержки которых издание книги не могло состояться, с трогательной нежностью обращается к жене и сыну, поддержавшим его, когда работа над книгой казалась безумием или самоубийством.
Своим названием книга удивляла и даже шокировала покупателей в книжных магазинах. Соединение на обложке красной сталинской звезды и желтой, гитлеровской, зримо демонстрировало мысль автора: тождество сталинского и гитлеровского холокостов. Гитлеровский тоталитаризм оставлял евреям только смерть в газовых камерах, сталинский конца 40-х – начала 50-х был обозначен разгромом еврейской культуры, травлей «космополитов», «делом врачей», подготовкой к депортации советского еврейства на Дальний Восток и Крайний Север.
Более 270-ти игровых картин и огромное количество документальных просмотрел в киноархивах Мирон Черненко, проследив драматическую историю «малого народа» на российской земле.
В первые годы Советской власти кинематографом насаждалась идея, сформулированная в титрах немого фильма того времени: «Земляки, возлюбите ближнего своего – еврея; он тоже человек, и не верьте никому, кто посмеет убеждать вас в обратном». Но миролюбивая политика продолжается недолго. В 1922-25 годах религиозная жизнь евреев подпадает под партийный контроль. Из фильмов этого времени, как пишет автор книги, сколь бы густым флёром не покрывались идеологические конструкции, следует, что на бытовом уровне антисемитизм никогда не исчезал из сознания и подсознания советских людей. Появлению антисемитизма государственного предшествует введение во всех документах, вплоть до больничных карт и библиотечных формуляров, графы «национальность», определившей начало эпохи «пятого пункта». В это время персонажи с еврейской внешностью в фильмах даются только для так называемого «оживляжа». Классический пример – роль Фаины Раневской в «Подкидыше». Подобное отношение к образам евреев в кино соответствует представлениям Сталина и его гениальным выводам в трудах по национальному вопросу, где евреи представлены этнографическим курьезом, не имеющим четких национальных критериев, территории, языка. В конце войны еврейская тема исчезает с экрана. «Конец сороковых – начало пятидесятых, – пишет Черненко, – один из самых трагических периодов советского еврейства, как бы вобравший и спрессовавший в кратчайшем историческом мгновении всю эпоху »пятой графы«». Травля еврейства продолжается до хрущевской оттепели. После фильма М.Ромма «Обыкновенный фашизм» кинематографическая история еврейства приобретает новый импульс. В 80-е годы в России произошло возрождение еврейского самосознания: «Еврейское кино стало модным, – отмечает автор книги, – более того, на какое-то время, после отмены цензуры, оно стало одним из основных тематических приоритетов отечественного кинематографа, гарантировавших почти немедленный коммерческий или фестивальный успех на Западе». Государственный антисемитизм ослабел, зато бытовой вновь набирает силу, как извечная константа еврейского бытия, готовая реализоваться, как только созреют соответствующие политические и идеологические условия. «Сегодня, в самом начале двадцать первого века, привычная еврейская проблематика, судя по всему, на российском экране исчерпана. Это не значит, что у нее нет будущего, но это зависит не столько от желания и потребности кинематографа, сколько от реальной ситуации еврейства на российской земле…».
Не обойтись без критических замечаний. Книга написана поспешно, в ней есть стилистические погрешности, которые легко устранить в следующем издании книги. Меня удивляет негативное отношение автора к фильму М.Ромма «Мечта». Оно бездоказательно и поэтому несправедливо.
Книга получилась интересной и яркой. Она не обычная, проходная, а та, в которой авторскую работу можно назвать гражданским Поступком. Эта книга – одновременно и авторское покаяние, и возвращение сыновьего долга, и мудрый разговор со своим народом о прошлом, настоящем и будущем.
кинорежиссер

Текст: Владимир Берман
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?