Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Мастер продолжает жить в рботах своих учеников

Добавить в закладки

Порой, восхищаясь игрой того или иного актера, мы как-то не задумываемся об истоках его дарования. Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Любовь Соколова, Майя Булгакова, Надежда Румянцева, Леонид Куравлев, Софико Чиаурели, Лидия Федосеева-Шукшина, Екатерина Савинова, Евгений Ташков, Светлана Дружинина, Валентина Владимирова, Руфина Нифонтова, Ариадна Шенгелая, Ия Арепина, Семен Морозов, Борис Токарев и многие-многие другие… Что могло объединять этих актеров, чьи работы вошли в золотой фонд российского кинематографа? Школа актерского мастерства. И Учитель, Мастер – Борис Владимирович Бибиков.
22 июля исполняется 100 лет со дня рождения профессора, лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля искусств Таджикской ССР и Башкирской АССР, заслуженного артиста Кара-Калпакской АССР, актера, режиссера, выдающегося педагога Бориса Владимировича Бибикова. Борис Владимирович многие годы работал во ВГИКе, вместе с Ольгой Ивановной Пыжовой руководил актерской мастерской. «Мастерская Бибикова и Пыжовой», «Учились у Бибикова и Пыжовой», «Бибиковцы» – в прежние времена эти слова можно было часто услышать в театральных и кинематографических кругах. Выпускники мастерской Бибикова и Пыжовой образовывали целые театры в республиках бывшего СССР.
Помнят ли сегодня о том, что Борис Владимирович взял к себе в мастерскую Вячеслава Тихонова после того, как его не приняли в другую актерскую мастерскую ВГИКа? Борис Владимирович умел заметить будущую звезду экрана и сцены. Но основную ценность представляют принципы его работы со студентами. «Принимая студента, мы не можем проверить его на главное качество – на трудолюбие», – говорил в одном из интервью Борис Владимирович. – Пушкин определил талант как «предрасположение к труду». Многим же студентам больше по душе горьковские слова: «Талант – это вера в себя». Но вера в свои силы и самоуверенность – понятия различные«.
Вспоминает заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, выпускник мастерской Б.В.Бибикова и О.И.Пыжовой – Евгений Иванович Ташков:
»Когда я поступил во ВГИК, на нашем курсе было сорок человек. Борис Владимирович тренировал нас, как лошадей. Он требовал от нас аккуратности во всем. Бибиков любил свою работу беззаветно и того же требовал от других. Он всегда подсказывал нам, как должен вести себя актер, всегда старался все объяснить нам, чтобы не было недопонимания того или иного аспекта роли«.
»Поверьте, только актер очень хорошей «технической оснастки» может преодолеть главное зло кинематографа – отсутствие репетиционного периода, постепенного вхождения в образ, – говорил Борис Владимирович. – Именно поэтому так хочется дать ученикам крепкую профессиональную основу. Станут ли они большими актерами – это уравнение со многими неизвестными, но вот научить их самостоятельно работать, искать у жизни ответа на все творческие проблемы, научить добиваться, «дотрудиться», как говорил К.С.Станиславский, – наша обязанность«.
Но может ли это послужить поводом к тому, чтобы думать о своей актерской судьбе, как о лотерее? »Свою жизнь в искусстве никто не может, не должен строить в расчете на фортуну, – считал Бибиков. – Надо быть всегда во всеоружии, не прекращать работать. В.И.Немирович-Данченко сказал однажды о молодом артисте А.М.Азарине: «Из него выйдет актер. Он ходит на чужие репетиции». Это очень точное замечание. Ходить на репетиции, в которых не занят сам, жить спектаклем, фильмом, а не собственной ролью в нем, брать уроки мастерства везде, где только можно взять, по крупице накапливать золотые запасы – это и значит подчинить себе фортуну«.
Вспоминает актер, выпускник мастерской Б.В.Бибикова и О.И.Пыжовой Семен Михайлович Морозов:
»Помню первые ощущения: когда он появился на третьем туре, на нас угнетающе подействовала его красота. Он, действительно, был очень красивым мужчиной: великолепные манеры, незавязанные галстуки. Даже в 65 лет в него влюблялись студентки и, конечно, у него были свои любимицы и любимцы.
Он часто рассказывал о том, как в 30-е годы его пути пересеклись со Станиславским, который, увидев Бибикова, шутливо заметил: «О, выше меня!..».
На самом деле все мы очень боялись Бориса Владимировича. Дело в том, что первокурсники в наше время праздновали свое поступление в институт полгода. Те, кто не слишком одарены, обычно учатся, репетируют, а более одаренные филонят. Бибиков этого не любил и, когда что-то подобное замечал, гневался страшно. Одному нашему однокурснику доставалось особенно. Борис Владимирович просто кричал на него таким зычным театральным голосом. В этом смысле в противовес ему всегда выступала Ольга Ивановна Пыжова. Ее он боготворил.
Всеми таинствами профессии педагога Борис Владимирович владел в совершенстве. Он достиг высочайшего уровня проникновения в профессию, чем очень помогал будущим актерам. Не терпел мусора в исполнении. К примеру, он изводил нас работой с декорациями – всего 15 отрывков, и после каждого мы должны бесшумно унести старые и расположить новые декорации. Занавес закрыт, зрители не должны заподозрить какое-то действие на сцене, поэтому нам приходилось снимать обувь и передвигаться босиком. Борис Владимирович считал это культурой сцены: зритель должен видеть и слышать только то, что положено видеть и слышать зрителю.
Всю жизнь Борису Владимировичу мешало плохое зрение. В те годы не было таких возможностей, как сегодня. Бибиков из-за этого очень переживал, поскольку его любимым занятием было чтение«.
Бибиков был строгим педагогом, но строгость, с которой он относился к работам своих студентов присутствовала и в его отношении к собственным работам: »Я привык искать причины неуспеха в первую очередь в себе самом, в своей работе, не сваливая их на «сложившиеся обстоятельства», – говорил Борис Владимирович. И хотя «неудовлетворенность сделанным всегда неприятна», Бибиков все же считал, что она плодотворна, поскольку именно эта неудовлетворенность «заставляет анализировать свои ошибки, учиться на них и через них, как это ни парадоксально прозвучит, стремиться к успеху».
Борис Владимирович учил студентов не только актерскому мастерству. Он воспитывал в первую очередь людей. Воспитывал собственным примером. «Говорят же: искусство – ежедневный подвиг», – сказал как-то он. Бибиков считал, что доброжелательность и участие безусловно «выгодны» в искусстве. Но ежедневный подвиг он не воспринимал как отдельно существующее явление, связанное только с его работой. Можно сказать, что и его жизнь, его личные отношения с коллегами, студентами, близкими людьми также были составляющими ежедневного подвига. Вспоминает народная артистка РСФСР, выпускница мастерской Б.В.Бибикова и О.И.Пыжовой Любовь Сергеевна Соколова:
«Время было трудное, война еще не закончилась. Помню, Борис Владимирович все время угощал нас бутербродами. Он относился к нам, как к собственным детям. Вместе с Ольгой Ивановной Пыжовой они делились с нами своим пайком, покупали витамины, все говорили: »…хоть витамины ешьте, ведь просвечиваете…«
Борис Владимирович многому нас научил, потому что учил нас жизни. Многие, если не все его ученики, впоследствии выбились в люди. Бибиков любил нас и жалел. Светлый человек».
Тепло вспоминают о Борисе Владимировиче не только выпускники его мастерской. Народная артистка РСФСР Тамара Петровна Семина:
«Хотя я училась у Ольги Ивановны Пыжовой, но Бориса Владимировича помню очень хорошо. Он был блистательным актером, гениальным преподавателем. Дай бог, чтобы таких преподавателей было как можно больше, чтобы студенты, как и мы в свое время, могли бы получать удовольствие от учебы».
В энциклопедическом словаре о Борисе Владимировиче написано 16 строк. Почти половину этого краткого информационного текста занимают имена его выпускников. «Нет большего наслаждения для педагога, чем видеть ученика в расцвете сил и таланта», – говорил Борис Владимирович Бибиков. Его работа, его гений продолжают свою жизнь в образах, создаваемых его учениками.
В статье использованы материалы, опубликованные в следующих изданиях: «Советское кино», 17.02.1968 г.; «Советская культура» 24.01.1970 г.; «Советский экран» №12, 1965 г., №18, 1980 г.

Текст: Анна Калин, Яна Пономаренко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?