Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Медведи против вампиров

Добавить в закладки

У киноведов и кинокритиков накопилось что сказать по поводу нашего телерепертуара. Особенно насчет телесериалов – фильмов, которые видят все, а не только избранные. Дискуссию, к участию в которой мы приглашаем наших читателей, открывает критик Валентина Иванова.
У меня такое впечатление, что я смотрю один и тот же фильм.
Длинные, обшарпанные милицейские коридоры, знакомые каждому в нашей стране – обычным, рядовым гражданам, отнюдь не преступникам. Мало ли за что и почему человек ходит в милицию.
Потом эта скучная череда дверей прерывается погоней по чердакам и подвалам. Кого-то вытаскивают из машины и кладут на асфальт, руки за голову.
Довольно часто длинные, обшарпанные коридоры, закручиваясь в бесконечную ленту, вдруг прерываются роскошными офисами – и у меня опять-таки впечатление, что это один и тот же офис.
Одним словом, это – милицейский сериал.
Последнее время идет острейшая борьба между отечественными сериалами и зарубежными.
Мне могут возразить – ну какая борьба? Все каналы забиты разными Сансет-Бич, Коломбо, Агатой Кристи – и это еще в лучшем случае. Потому что французские, итальянские и прежде всего американские сериалы – это, конечно, не мексиканская и бразильская дребедень.
Я помню, на одном из Московских фестивалей, еще в эпоху Климова, когда и уровень фильмов, и уровень гостей (приезжали Габриель Гарсиа Маркес и Ванесса Редгрейв) были другими, президент фестиваля Олег Янковский дал один из главных призов мексиканскому фильму «Домашнее задание» и сказал, что делает это только потому (на фестивале были, безусловно и более высокого порядка ленты), что в Мексике, когда-то славившейся именами (Флоренс Дель Рио, Габриела Фигероа и др.) теперь почти что нет собственного кино.
-- То есть как это нет? – может воскликнуть читатель, – а бесконечные сериалы, которые крутятся на нашем телеэкране? Все эти героини во главе с Вероникой Кастро? А вы помните, какой ажиотаж вызвал когда-то ее приезд к нам в гости? И встречал ее в аэропорту Доренко, бывший тогда не фурией экрана, а всего лишь самым красивым советским телерепортером.
Даже повторы латиноамериканских сериалов по разным каналам все еще вызывают интерес у телезрителей.
Таким образом, у нас встает та же проблема, что и в многосериальном производстве той же Латинской Америки: нет игровых фильмов для большого экрана, а сериалы пекутся, как тортильи. Почему так происходит, прекрасно показано в знаменитой картине Сиднея Поллака «Тутси». Сериал как таковой, по сути, имеет очень мало общего с большим кино. Но как видно, и у нас решили, что пока суд да дело и денег на большое кино нет, попробуем-ка и мы тоже делать сериалы.
Помню один из первых таких опытов нового времени (я не беру здесь наши старые ленты типа «Тени исчезают в полдень»), широко разрекламированный «Дом» – странная смесь из русской сценической классики и наворота насчет «новых русских». К новому слову в телевизионном кино привлекли и изысканные силы нашего кино в лице, скажем, Адабашьяна и прочих. И актеров было немало выдающихся. Но получилась такая несусветная дребедень, что рядом с ними какие-нибудь бразильские сериалы покажутся сказкой.
Потом появилось нечто такое о неком детективе Дубровском («Д.Д.Д.») с Караченцовым в главной роли, нечто из жизни русской мафии – что никакой Караченцов спасти бы не мог. И каждый раз кажется, что хуже уже некуда (я, например, честно скажу, что предпочитаю «Тени исчезают в полдень», там, если отбросить идеологию, есть чистый профессионализм). Но вот после Караченцова-Дубровского появляется какой-то «Агент национальной безопасности», то ли всерьез, то ли в насмешку – не поняла. Ни то, ни другое не получилось – ведь гротеск на данную тему делать еще труднее. И показывается все это по лучшему, казалось бы, каналу – НТВ, вечером, и повторяется по утрам.
А теперь нам громогласно обещают (уже частично показали) еще один шедевр – нечто из милицейской прозы Алек-сандры Марининой. С участием Елены Яковлевой. Как раз такого рода сериалы наглядно показали, что актеры здесь не спасают дела. Конечно, сегодня у нас актеров пруд пруди (и я не боюсь такого выражения). Актеров много – хороших фильмов мало. Вероятно, была как раз идея – спасти хорошими и бездействующими (в кино) мастерами плохонькие и наспех сляпанные сценарии отечественных сериалов. Ан нет, не получилось. Хороший актер способен только подчеркнуть худобу жизненного материала, положенного в осно-ву так называемого фильмеца.
Спрашивать, однако, сегодня у того или иного актера, зачем он снимается в таком плохом кино, бессмысленно. – Затем, – ответит он вам. – А то, давайте, я ресторан открою. Вам это понравится больше?
Я, например, была несколько ошарашена, узнав, что ресторан открыл элитарный писатель, номинировавшийся на «Букера». Впрочем, до этого он участвовал в жутковатой передаче Леонида Ярмольника «Золотая лихорадка». Значит, и впрямь деньги не пахнут. Или пахнут… чем-то не тем.
Как ни странно, в глубоко мною принимаемом питерском сериале «Улицы разбитых фонарей» как раз и нет, и не было, по сути, знаменитых звезд. Они стали знаменитыми сейчас, после этого сериала. Алексея Нилова, как я потом вспомнила задним числом, открыл пре-красный питерский ре-жиссер Владимир Со-рокин в своем мало ко-му известном фильме «Меченые» – о трех Робин Гудах, ушедших из коррумпированной милиции – а между прочим, картина делалась десять лет назад.
Другого актера, Александра Лыкова, я тоже видела очень давно в картине Сергея Микаэляна «Разборчивый жених». И хотя играл он вполне прилично, даже хорошо, но трудно было себе представить, что он станет всероссийски знаменитым «Казановой». Вот вам и парадокс – не звезды делают кино, а кино делает звезд. И это доказали «Улицы разбитых фонарей».
Но вот какая мысль здесь приходит в голову и о чем, собственно, хотелось сказать несколько слов. Мысль распространяется не только на любимый народом сериал «Менты» («Улицы разбитых фонарей»), но, скажем, и на не менее популярный – «Петербургские тайны».
Возникает своего рода бацилла Продолжения. Именно так – с большой буквы. К сожалению, любые продолжения в мировом, а не только отечественном кино, получились малоудачными. И примеров тому множество.
А продолжение сериала – вещь вообще очень коварная.
Вот только что показали по НТВ очередную серию «Ментов». И что же мы видим? Самый настоящий стриптиз. В самом натуральном виде. Со всеми подробностями. Правда, потом идет довольно забавный эпизод пародирования стриптизного номера одним из ментов. Но вообще, к сожалению, шикарная жизнь «новых русских» возобладала. А ведь родовое название сериала было «Улицы разбитых фонарей» – улицы, где новые богачи попросту не живут. Это были новеллы о жизни людей, живущих в старых, обшарпанных домах. «Новые же русские», если и живут в старых домах, то, как правило, это роскошно отреставрированные особняки.
До этого мне пришлось писать о такой же истории с другим, таким же популярным и самым длинным сериалом – «Петербургские тайны». Больше всего меня поразил главный аргумент двух из оставшихся авторов фильма: зло должно быть наказано. Если с такими аргументами подходить к любому произведению искусства, то конца им не будет. Кстати, Анатолий Гребнев, один из главных авторов сериала и лауреат «Тэфи», как он сам рассказал мне, узнал о том, что снимается продолжение сериала совершенно случайно, встретив Федосееву-Шукшину.
Двое из трех режиссеров обошлись на этот раз вообще без драматургов. Борьбу со злом они осуществили вдвоем – и, по общему мнению телезри-
телей, сделали это очень неудачно. Разница между первыми сериями и наспех состряпанным «охвостьем» слишком очевидна.
А недавно дошло до смешного.
Я не знаю, есть ли у нас на ТВ некая общая сетка вещания (судя по тому, что они все друг с другом борются – по-видимому, нет), но случился такой экивок. Говорят, будто мы делаем кальки с американского кино (впрочем, будни милиции-полиции всюду похожи), однако, «Менты» как раз представлялись мне нашим чистым повествованием… Но случился казус. Почти на одной неделе столкнулись две кар-тины – американская «Тернер и Хуч», с прекрасным, как всегда, Томом Хэнксом, и наша очередная серия «Ментов» под названием «Дама с собакой». Так вот, у милиционера Дукалиса (кстати, прекрасная работа актера) такая же собака, как и у героя Хэнкса, и она тоже лежит окровавленная на заднем сиденье машины. Это уже чересчур, согласитесь?
Вот еще один новый хит – «День рождения буржуя».
Поставил его не самый плохой режиссер Украины – Анатолий Матешко. Когда-то в своей первой картине со странным названием «Зеленый огонь козы» он впервые затронул запретную еще тему проституции. Дело в том, что маленькая героиня, подруга героя (Аркадий Высоцкий) стала шикарной служительницей этой первой древнейшей профессии. И показано это было с блеском и помпой – лично мне та картина не понравилась.
В «Буржуе» много знаменитых актеров. Главного героя играет ныне знаменитый уже по Голливуду Валерий Николаев. Но вспомните, какой он был милый и какой-то ускользающий в первой, по моему, картине Георгия Данелия «Настя», а здесь? Здесь он генерал от какой-то инфантерии, то есть от коммерции. К тому же его подругу играет его жена по жизни – Ирина Апексимова, актриса в высшей степени холодная, рассудочная и мало разнообразная. Зато она прекрасно носит валютные костюмы. Основное и единственное содержание этого сериала – опять-таки шикарная жизнь «новых русских». Зачем тогда вообще делать отечественные сериалы? У нас есть разные там Санта-Барбары и Сансет-Бич. Единственные две хорошие актерские работы – Виктор Степанов и Елена Шевченко (почему она так мало снимается?).
Что же сказать в за-ключение? Казалось бы, проще всего сделать продолжение по-пулярного сериала. Ку-да легче, чем начинать новое произведение. Но это только кажется. Мне рассказывали историю – не знаю, насколько она достоверна, но хочется в нее верить, – что когда возникла идея сделать продолжение «Адъютанта его превосходительства», Юрий Соломин наотрез отказался. И дело было кончено.

Текст: Валентина Иванова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?