Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

1 января скончался кинодраматург заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, участник Великой Отечественной войны, член Союза кинематографистов Георгий Анатольевич КУШНИРЕНКО.
Г.А.Кушниренко родился 28 декабря 1919 года. В 1949 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Автор сценариев ряда игровых, неигровых, научно-популярных и анимационных фильмов, среди которых – «Главный проспект» (1956), «Когда нам за сорок» (1959), «Димка рассердился» (1968), «Мужчины и женщины» (1973), «Поговорим, брат…» (1978), «Восточная сказка» (1979), «Не хочу быть взрослым» (1983) и другие.
1 января скончался актер театра и кино, режиссер, член Союза кинематографистов Александр Иванович СОЛОВЬЕВ.
А.И.Соловьев родился 19 августа 1952 года. В 1973 году окончил актерско-режиссерское отделение ГИТИСа имени А.В.Луначарского. Снимался в фильмах: «Адам женится на Еве» (1980), «По данным уголовного розыска» (1980), «На Гранатовых островах» (1981), «Зеленый фургон» (1983), «Борис Годунов» (1986), «На острие меча» (1986), «Клуб женщин» (1987), «Шакалы» (1989), «Арбитр» (1992), «Ребенок к ноябрю» (1992), «Я сама» (1993) и других. В качестве режиссера-постановщика поставил фильм «По Таганке ходят танки…» (1992).
«Он умер в больнице Склифосовского, куда был доставлен с черепно-мозговой травмой в ту самую ночь на 26 декабря. Пациенту без документов и лицом бомжа сделали трепанацию черепа. Несколько дней он пролежал в коме и, не приходя в сознание, скончался. Потом, еще в течение месяца, никем не опознанный и бесхозный труп актера Соловьева коченел в морге.
Странно, но первыми забеспокоились именно сотрудники 68-го отделения милиции, которые и отправили Соловьева в Склиф. В тот злополучный день, когда с Сашей произошла беда, кто-то из милиционеров вроде бы даже признал в нем Красавчика из фильма »Зеленый фургон«, но почему-то не стал разыскивать Сашиных родных. И только через месяц вспомнили, что вместе с Красавчиком в одном фильме снимался Дмитрий Харатьян.
Полгода назад я брала у Ирины Печерниковой интервью. Мы говорили о женском алкоголизме и о том, как Ире удалось не спиться. Я услышала почти невероятную историю красивой любви Саши Соловьева и Иры, которые случайно встретились в Феодосии, в клинике у Довженко, вылечились, обвенчались и стали жить вместе. Мне тогда особенно запомнились Ирины слова: »Я знала много разных трагических историй, связанных с кодированием, и понимала, что если человек сам для себя не решит, ничего ему не поможет…«

Елена Левина. »Красавчик из фильма «Зеленый фургон» месяц лежал неопознанный в морге«. »Комсомольская правда«, 04.02.2000 г.
2 января скончался писатель, литературовед, кинокритик, участник Великой Отечественной войны, член Союза кинематографистов Борис Ефимович ГАЛАНОВ (ГАЛАНТЕР).
Б.Е.Галанов родился 28 февраля 1914 года. В 1939 году окончил Институт философии и литературы (ИФЛИ). В годы войны – военный корреспондент газеты »Правда«, сотрудник фронтовых газет. Работал в журнале »Советский экран«, »Литературной газете«. Автор книг: »Искусство портрета« (1967), »Самые долгие годы« (1970), »Книжка про книжки« (1970), »Живопись словом« (1974), »Прогулки с друзьями« (1980), »Души изменчивой приметы…« (1982), »Четыре года и вся жизнь« (1985), а также многочисленных статей и рецензий в периодической печати.
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, »Знак Почета«, медалями »За отвагу«, »За оборону Кавказа«, »За победу над Германией« и другими.
6 января скончался актер кино заслуженный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны, член Союза кинематографистов Анатолий Васильевич СОЛОВЬЕВ.
А.В. Соловьев родился 14 марта 1922 года. В 1949 году окончил актерское отделение ГИТИСа имени А.В.Луначарского. Работал в театре имени М.Н.Ермоловой, Театре-студии киноактера. Снялся в более восьмидесяти фильмах, среди которых – »Девушка с характером« (1939), »Суворов« (1940), »Чемпион мира« (1954), »Борец и клоун« (1957), »Чрезвычайное происшествие« (1958), »Фома Гордеев« (1959), »Хмурое утро« (1959), »Коллеги« (1962), »Год, как жизнь« (1965), »По Руси« (1967), »Далеко на Западе« (1968), »Крушение империи« (1970), »Угрюм-река« (1970), »Тени исчезают в полдень« (1971), »Фронт без флангов« (1974), »Легенда о Типе« (1976), »Фронт за линией фронта« (1977), »Взлет« (1979), »Слезы капали« (1982) и другие.
9 января скончался художник-гример заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат Государственной (Сталинской) премии, член Союза кинематографистов Владимир Георгиевич ЯКОВЛЕВ.
В.Г.Яковлев родился 22 января 1899 года. В 1916 году окончил Императорскую московскую академию коммерческих наук. С 1927 по 1977 год в качестве художника-гримера работал на киностудии »Межрабпомфильм« (позднее – »Союздетфильм«, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М.Горького), Тбилисской киностудии, киностудии »Мосфильм«. Принимал участие в создании более ста фильмов, среди которых – »Дезертир« (1930), »Путевка в жизнь« (1931), »Великий утешитель« (1933), »Кража зрения« (1934), »Белеет парус одинокий« (1937), »Доктор Айболит« (1938), »Василиса Прекрасная« (1939), »Яков Свердлов« (1940), »Лермонтов« (1943), »Швейк против Гитлера« (1943), »Зоя« (1944), »Клятва« (1946), »Сельская учительница« (1947), »Падение Берлина« (1950), »Незабываемый 1919-й« (1951), »Верные друзья« (1954), »Рассказы о Ленине« (1957), »Суд сумасшедших« (1961), »Сотрудник ЧК« (1963), »Ленин в Польше« (1965), эпопеи »Освобождение« (1968-71) и »Солдаты свободы« (1977), »И на Тихом океане« (1972), »Агония« (1974) и другие.
Мастер портретного исторического грима (Ленин, Свердлов, Николай II, Распутин, Сталин, Горький, Шаляпин, Молотов, Берия, Жуков, Гитлер, Черчилль). Создатель сказочного грима Бабы-Яги в классическом исполнении Г.Ф.Милляра. За изобретение технологии пластического грима награжден орденом Трудового Красного Знамени.
»В кино я попал благодаря жене. Она была начинающим художником, училась у главного гримера Малого театра Сорокина. Как-то раз, было это в 1927 году, он предложил ей поработать своей помощницей на картине Константина Эггерта «Ледяной дом» по популярному роману Лажечникова. Действие происходит в России в середине XVIII века. Все действующие лица ходят в париках самой разной формы, у каждого – сложный грим. В общем, чувствует она, что не справляется, и просит меня помочь. А я как раз мечтал о профессии актера и сидел без работы. Так мы стали работать вместе.
В 1938 году в ялтинском филиале «Союздетфильма» экранизировали сказку Корнея Чуковского «Доктор Айболит», которого играл Максим Штраух, прославившийся позднее исполнением роли Ленина. Как я себе представлял, Айболит – это добродушный лысый старичок с крупным носом-картошкой, в круглых очках с большими стеклами. Ни по одной из этих характеристик Штраух к роли не подходил. Мне пришлось вылепить ему нос из гумоза. Но под ярким солнцем он все время отклеивался и падал. Самая же большая сложность была с головой Айболита. В то время, чтобы сделать актеру «голый череп», гримеры пользовались бычьим пузырем. Пока он был свежим и чуть сыроватым, его легко натягивали на голову. Но когда пузырь подсыхал, стащить его было уже не так просто. На жаре в течение нескольких минут он сокращался в объеме чуть ли не в два раза, и актер испытывал мучительную боль. Какая тут может быть работа!.. Намучились мы со Штраухом, но фильм все же сделали. В последний съемочный день сидим на ялтинской набережной и мечтаем: придумать бы такой грим, чтобы никакие климатические условия на него не влияли. Чтобы был он эластичным, «сливался» с кожей лица и не мешал актерской работе!
Вернувшись в Москву, я решил попытаться осуществить наши фантазии. Для начала объездил профильные химические институты – все напрасно. В одном нет подходящих материалов, в другом – необходимого оборудования. И все же мне удалось выйти на одну полузакрытую лабораторию, которая заинтересованно отнеслась к моим предложениям. Сначала мы планировали делать грим из резины, но ничего не получилось: материал оказался жестким. Более удачными были эксперименты с латексом. Технология была следующей: гример снимал с актера гипсовую маску, лепил на нее «носы», «подбородки», «щеки» – словом, все, что нужно по роли. Потом изготавливалась форма, которую и заливали латексом. Не могу сказать, что мы совершили какую-то революцию, но с конца тридцатых годов по такой технологии делался грим практически на каждой отечественной картине.
Наши эксперименты закончились в 41-ом. А после войны наступила эра цветного кино. С прежними материалами стало трудно работать, при цвете грим был заметен невооруженным глазом. Пришлось искать другой наполнитель, более эластичный, прозрачный, пористый и косметически безвредный. Я понял, что это должна быть специальная пластмасса. Но мне опять сказали, что такого материала нет и его надо создавать. И опять мне пришлось разъезжать по институтам, убеждать начальников-бюрократов. Много мне это стоило крови, но своего я все же добился. Целая лаборатория в Москве стала заниматься созданием основы для художественного грима. В 1950 году мы создали образец специальной гримерной пластмассы и сдали работу государственной комиссии«.

Из бесед с В.Г.Яковлевым, записанных Андреем Федоричевым.
15 января скончался актер кино заслуженный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны, член Союза кинематографистов Иван Сергеевич КОСЫХ.
И.С. Косых родился 11 ноября 1925 года. Как актер эпизодических ролей снялся в около двухстах фильмах, среди которых – »Верные друзья« (1954), »Капитанская дочка« (1958), »Добровольцы« (1959), »Девчата« (1961), »Друг мой, Колька!« (1961), »Отец солдата« (1964), »Хозяин тайги« (1968), »Морской характер« (1970), »Враги« (1977), »Фронт за линией фронта« (1977), »Коней на переправе не меняют« (1981), »Нас венчали не в церкви« (1982), »Первая конная« (1984), »Наградить (посмертно)« (1987) и других.
21 января скончалась актриса Московского художественного академического театра имени А.П.Чехова народная артистка СССР, лауреат Государственной (Сталинской) премии, профессор школы-студии имени В.И.Немировича-Данченко Софья Станиславовна ПИЛЯВСКАЯ.
С.С.Пилявская родилась 17 мая 1911 года. В 1931 году окончила Драматическую студию З.С.Соколовой и в том же году стала актрисой МХАТа, в котором проработала до конца своих дней. Снималась в фильмах: »Сталинградская битва« (1949), »Заговор обреченных« (1950), »Анна Каренина« (1953), »Шторм« (1957), »В начале века« (1961), »На семи ветрах« (1962), »Все остается людям« (1963), »Живой труп« (1968), »Анна Каренина« (1968), »Доживем до понедельника« (1968), »Покровские ворота« (1982) и других.
Награждена орденом »За заслуги перед Отечеством« III степени.
»Софья Станиславовна Пилявская была уникально красива. Вообще красавиц и на сцене, и в жизни было, есть и будет предостаточно, но подобные ей хорошо если рождаются раз в столетие. Для этого должны совпасть многие обстоятельства. Во-первых, конечно, кровь – благородная, дворянская, польская кровь; лицо рафинированной аристократки Софьи Аделаиды Антуанетты (имя, полученное при католическом крещении) до последних дней подтверждало репутацию «гордых полячек» как самых ослепительных женщин мира. Во-вторых и в главных, рука судьбы, оказавшейся суровым ваятелем. Под этим непреклонным резцом сквозь совершенство формы воссиял душевный свет много перестрадавшего, мудрого и стойкого человека…
Софья Пилявская родилась в Красноярске, где отец ее отбывал ссылку вместе с товарищами, например, «дядей Авелем» – Енукидзе; позже ей довелось часто бывать в Кремле, где у отца с новой семьей была квартира, и даже, катая на санках младшую сестру, влететь головой в живот Владимиру Ульянову; в 1937 году «Зося», как ее все называли, уже служила в труппе МХАТа и была замужем за актером Николаем Дорохиным – Станислава Пилявского арестовали. Дали «десять лет без права переписки». От увольнения из театра «Зосю» спасло только личное заступничество Константина Сергеевича Станиславского, ее вечного учителя и кумира«.

Елена Ямпольская. »Красавица«. »Новые Известия«, 25.01.2000 г.
»Ее актерская биография поделилась на три части. Поначалу театр очень охотно использовал очень красивую молодую актрису. Причем Пилявской очень часто приходилось украшать своей незаурядной внешностью героинь советской макулатурной драматургии и играть в пьесах, ни названий, ни авторов которых сейчас никто не вспомнит. С другой стороны, без ее откровенно несоветского шарма не могли обойтись при постановках «Идеального мужа» или «Школы злословия». Но слава первой красавицы театра не спасла Пилявскую от двух десятилетий творческого простоя, пришедшегося на 60-е и 70-е. В кино она снималась мало, однако небольшая роль в телевизионном хите «Покровские ворота» сделала театральную актрису знаменитой. Она играла тетушку главного героя, старую москвичку из бывших, почти не отрывавшуюся от телевизора и всячески поощрявшую забавы чужой молодости. Вскоре после съемок фильма, когда для других уже все кончается, вдруг началась новая театральная жизнь Пилявской. Вернувшемуся в отремонтированное здание ефремовскому МХАТу понадобились ее седины, благородство сценической повадки, старомодная элегантность и (не в последнюю очередь) не запятнанная интригами или парткомовской активностью репутация. У Ефремова Пилявская сыграла несколько классических ролей – Горького, Грибоедова, Чехова и даже современную Петрушевскую. В ушедшем десятилетии именно Софья Пилявская, для которой непререкаемым авторитетом оставался основоположник Немирович-Данченко, служила Художественному театру главной носительницей славных традиций«.
Роман Должанский. »Умерла Софья Пилявская«. »Коммерсант«, 25.01.2000 г.
27 января скончалась киноинженер старший научный сотрудник НИКОИ, кандидат технических наук, член Союза кинематографистов Татьяна Владимировна ДЕРБИШЕР.
Т.В.Дербишер родилась 28 февраля 1919 года. В 1949 году окончила Московский энергетический институт. Автор научных сборников: »Источник света в кинопроекторах« (1968), »Светотехнический контроль киноустановки« (1972), »Цветовая коррекция установок фронтальной проекции« (1976), »Осветитель фронтального проектора со световым потоком 15 000 мм« (1977), »Осветительная система кинопроектора со световым потоком 1400 мм с кварцево-галогенной лампой« (1981), а также статей в периодической печати. Награждена орденом Трудового Красного Знамени.
1 февраля скончалась кинооператор заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат искусствоведения, профессор ВГИКа имени С.А.Герасимова, член Союза кинематографистов Лидия Павловна ДЫКО.
Л.П.Дыко родилась 5 апреля 1914 года. После окончания операторского факультета ВГИКа в качестве ассистента оператора и второго оператора принимала участие в создании фильмов: »Брат героя« (1940), »Жила-была девочка« (1944), »Пятнадцатилетний капитан« (1945), »Крейсер «Варяг» (1946) и других. Автор книг и учебных пособий: «Фотокомпозиция» (1955), «Фотография, ее техника и искусство» (1961), «Фотокомпозиция» (1963), «Беседы о фотомастерстве» (1967), «Мастера советского фотоискусства» (1970), «In Blickpunkt unsere Epoch» (1975, ГДР), «Фотожурналист и время» (1980), «Композиция для фотографов» (1982), а также многочисленных статей в отечественных и зарубежных изданиях по вопросам операторского мастерства.
3 февраля скончался художник-постановщик киностудии «Мосфильм» народный художник Российской Федерации, член Союза кинематографистов Юрий Данилович КЛАДИЕНКО.
Ю.Д.Кладиенко родился 21 января 1935 года. По окончании в 1964 году художественного факультета ВГИКа работал на киностудии «Мосфильм». В качестве художника-постановщика принимал участие в создании фильмов: «Мы, русский народ» (1965), «Анна Каренина» (1968, с А.Т.Борисовым), «Чайковский» (1969, с А.Т.Борисовым), «Кремлевские куранты» (1970), «Укрощение огня» (1972), «Москва, любовь моя» (1974), «Повесть о человеческом сердце» (1974), «Хождение по мукам» (1978), «Через Гоби и Хинган» (1981), «Рецепт ее молодости» (1983), «И жизнь, и слезы, и любовь…» (1983), «Пришла и говорю» (1985), «Зонтик для новобрачных» (1987), «Перехват» (1987), «Комедия о Аисистрате» (1990), «Бесы» (1991), «Хаги-траггер» (1993), «Орел и решка» (1995), «Любить по-русски – 2» (1996) и других. Удостоен Государственной премии Монгольской народной республики.
8 февраля скончался киноинженер, заведующий сектором НИКОИ, кандидат технических наук, член Союза кинематографистов Георгий Александрович ГОЛОСТЕНОВ.
Г.А.Голостенов родился 28 декабря 1912 года. Окончил Московский энергетический институт. Принимал участие в разработке ряда киносъемочных технологий. Автор научных сборников: «Источник света в кинопроекторах» (1968), «Светотехнический контроль киноустановки» (1972), а также статей в периодической печати.
9 февраля скончалась оператор комбинированных съемок лауреат Государственной премии РСФСР, член Союза кинематографистов Вера Александровна ШОЛИНА.
В.А.Шолина родилась 3 мая 1916 года. Окончила операторский факультет ВГИКа. Основная творческая деятельность связана с Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени М.Горького. В качестве оператора комбинированных съемок принимала участие в создании фильмов: «Москва – Кассиопея» (1974), «Отроки во Вселенной» (1975), «В конце сезона» (1975), «Белый Бим Черное Ухо» (1976), «Вооружен и очень опасен» (1976) и других.
10 февраля скончалась звукооператор киностудии «Ленфильм» заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза кинематографистов Галина Николаевна ГОРБОНОСОВА.
Г.Н.Горбоносова родилась 10 марта 1934 года. После окончания Ленинградского института киноинженеров работала на киностудии «Ленфильм». Принимала участие в создании фильмов: «Республика ШКИД» (1966), «Происшествие, которого никто не заметил» (1968), «Мертвый сезон» (1968), «Начало» (1970), «Расскажи мне о себе» (1971), «Мещане» (1971), «Человеку, которому везло» (1977), «Молодая жена» (1979) и других.
18 февраля скончался художник-постановщик заслуженный художник РСФСР, член Союза кинематографистов Давид Эльевич ВИНИЦКИЙ.
Д.Э.Виницкий родился 23 мая 1919 года. В 1943 году окончил художественный факультет ВГИКа. Основная творческая деятельность связана с киностудией «Мосфильм». В качестве художника-постановщика принимал участие в создании фильмов: «Простые люди» (1945, с Е.Е.Енеем), «Сельская учительница» (1948, с П.И.Пашкевичем), «Два капитана» (1955), «Тугой узел» (1957), «Неотправленное письмо» (1959), «Воскресение» (1 серия, 1960), «Они шли на Восток» (1964), «Красная палатка» (1969). «Подсолнухи» (1970), «Повторная свадьба» (1975), «Будьте моим мужем» (1980), «Тайна »Черных дроздов« (1983), »Чичерин« (1985), »Брызги шампанского« (1989) и других. Автор книги »Из дневника художника-постановщика«.
20 февраля скончался писатель, кинодраматург лауреат Государственной премии СССР, член Союза кинематографистов Аркадий Иосифович ХАЙТ.
А.И.Хайт родился 25 декабря 1938 года. Окончил Московский инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева. Автор сценариев циклов анимационных фильмов »Ну, погоди!« (1969-86, с А.Е.Курляндским и Ф.Камовым) и »Приключения кота Леопольда« (1975-86), а также игровых фильмов »Мой нежно любимый детектив« (1986, с Г.И.Гориным), »Паспорт« (1988, с Г.Н.Данелией и Р.Л.Габриадзе) и сюжетов киножурнала
»Фитиль«.
»По крайней мере, два поколения советских детей воспитывались на передаче «Радионяня» с ее нежнейшей, доверительной интонацией. Аркадий Хайт был бессменным автором этого радиошедевра, который благодаря «принудительной» трансляции в отечественные квартиры слушал весь Советский Союз«.
»Умер Аркадий Хайт«. »Независимая газета«, 23.02.2000 г.
»Сериал «Ну, погоди!» уже одним своим названием отражает ситуацию постоянной угрозы и страха, в котором мы все пребывали. Заяц – это, конечно же, ловкий интеллигент в постоянном единоборстве с хулиганствующим непросвещенным волком, олицетворяющим одновременно и народ, и жестокую власть. Не слишком ли серьезно? Да нет, не слишком. Противостояние ума и грубой, необузданной силы – тема вечная и всегда современная. Заяц и Волк – Давид и Голиаф, Иосиф Бродский и КГБ, Аркадий Хайт и цензура… Нечто подобное и в противостоянии благодушного кота Леопольда агрессивным и приставучим мышам, злобным советским обывателям. Призыв: «Ребята, давайте жить дружно!» давно стал своеобразной заповедью русской интеллигенции, хотя кто же следует заповедям. Аркадий Хайт жил и творил для того, «чтоб всем ребятам, всем тру-ля-лятам было веселей».
Константин Кедров. «Ушел автор заповеди: »Давайте жить дружно!«. В Мюнхене на 63-м году скончался замечательный сатирик Аркадий Хайт». «Новые Известия», 23.02.2000 г.
22 февраля скончался кинодраматург заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, участник Великой Отечественной войны, член Союза кинематографистов Арнольд Янович ВИТОЛЬ.
А.Я.Витоль родился 30 мая 1922 года. Окончил Ленинградский государственный университет. Автор сценариев ряда игровых, неигровых и научно-популярных фильмов, среди которых – «Нахаленок» (1961), «Непрошеная любовь» (1964), «Тени исчезают в полдень» (1972, с А.С.Ивановым), «Блокада» (1974 -77, с А.Б.Чаковским) и другие. Награжден орденами Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета», а также медалями. Заслуженный деятель культуры Польской народной республики.
27 февраля в автокатастрофе погибла актриса Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького заслуженная артистка Российской Федерации, член Союза кинематографистов Марина Викторовна ЛЕВТОВА.
М.В.Левтова родилась 27 апреля 1959. В 1982 году окончила актерский факультет ВГИКа и в том же году стала актрисой Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького, в штате которой состояла до конца своих дней.
Снялась в более пятидесяти фильмах, среди которых – «Ключ без права передач» (1976), «Кузнечик» (1978), «Последний шанс» (1978), «Моя Анфиса» (1979), «Рафферти» (1980), «Трижды о любви» (1980), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1982), «Инспектор ГАИ» (1982), «Взятка» (1983), «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1984), «ТАСС уполномочен заявить…» (1984), «Картина» (1985), «Визит к Минотавру» (1987), «Лиловый шар» (1987), «Подземелье ведьм» (1990), «Зона Любэ» (1994), «Время печали еще не пришло» (1995), «Президент и его женщина» (1996), «Каменская» (2000), «Фортуна» (2000), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2000) и других.
«Марина Левтова погибла на следующий день после премьеры фильма »Фортуна«, где в главной роли снялась ее шестнадцатилетняя дочь Дарья Мороз. Видя на экране Дашу Мороз, очень похожую на мать, унаследовавшую от нее светлые волосы и хрупкую внешность, оставалось пожалеть, что сама Левтова уже несколько лет не снималась в кино – ее последней киноработой стал фильм »Президент и его женщина« (1996).
Минувшие выходные Марина Левтова, ее супруг и дочь провели в Раздорах, на даче своего знакомого Семена Радюка. Вечером в воскресенье Радюк предложил актрисе и ее дочери прокатиться на снегоходе в Шульгинский лес, расположенный возле деревни Ромашково. На втором снегоходе к ним присоединилась супружеская чета актеров Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой, которые отдыхали на соседней даче.
Около полуночи водитель первого снегохода не заметил в темноте глубокий овраг и »нырнул« вниз на скорости около семидесяти километров в час. От удара снегоход перевернулся, пассажиры вылетели с сидений. Семен Радюк и Дарья мороз отделались переломами, а сама актриса сильно ударилась головой о дерево. Ехавший следом Певцов успел затормозить. Он сразу же вызвал скорую помощь, а сам попытался помочь раненым. Марину Левтову доставили в Одинцовскую больницу, но спасти уже не смогли».

Сергей Дюпин, Лидия Маслова. «Погибла Марина Левтова». «Коммерсантъ», 29.02.2000 г.
« – Марина с самого начала была против этой затеи, – сказал Юрий Мороз корреспонденту »Ведомостей«, – но дочка уговорила ее. Даша хотела сидеть сзади, но Марина пересадила ее на более безопасное место – в середину, а сзади устроилась сама. Ее материнское сердце как чувствовало, что может случиться что-то страшное… Я даже не задаюсь вопросом, почему и как произошла трагедия, потому что знаю, что никогда не получу на них ответа, да и незачем, наверное, уже, – говорит Юрий Мороз.
Дом кино, где проходила панихида, собрал огромное количество друзей, поклонников и коллег Левтовой, с которыми ей довелось играть в кино в разное время. Дмитрий Харатьян, Гарик Сукачев, Валерий Николаев и Дмитрий Певцов вынесли гроб с телом актрисы, после чего траурная процессия направилась на Ваганьковское кладбище».

«Левтова погибла, но дочь спасла. Москва простилась с замечательной киноактрисой Мариной Левтовой». «Московские ведомости», 06.03.2000 г.
«Прокуратура Одинцовского района Московской области отказала в возбуждении уголовного дела по факту гибели популярной актрисы театра и кино Марины Левтовой. Следователи определили, что снегоход был абсолютно исправен, и не усмотрели в трагическом инциденте состава преступления. Интересно, что, по утверждению местных милиционеров, после того ЧП »новые русские« напрочь забыли о своем былом увлечении – катании на снегоходах по барвихинским лесам».
«Гибель Марины Левтовой признана несчастным случаем». «Московский комсомолец», 19.04.2000 г.
«Еще Левтова была невероятно азартна. Она просто не могла передвигаться по жизни медленно. »И обязательно с крутыми виражами«, – как заметил Дмитрий Харатьян. Когда в Москве появились первые игровые автоматы, Марина играла часами. Упоенно нажимала на кнопки, дергала за рукоятки. Не ради выигрыша, который все равно никогда не выпадал, а для ощущения риска, игры с судьбой. В одном фильме она и на гоночном автомобиле сама ездила, отказавшись от дублера. Потому и не побоялась уже в сумерках, по пересеченной местности затеять гонки на снегоходах, стоившие ей жизни. Ей казалось в тот день – после успеха »Фортуны«, – что фортуна улыбнется их семье. Что дочка теперь станет своей в киносреде (и Дашу действительно на днях приняли в союз), что муж снимет сериал, который давно пробивал, и что сбудутся ее собственные мечты. Возможно, и в тот злополучный овраг она летела с азартным криком восторга…»
Петр Черняев. «Смертельная скорость». «Гудок», 27.04.2000 г.
10 марта скончался художник-постановщик анимационного кино, участник Великой Отечественной войны, член Союза кинематографистов Валентин Георгиевич ЛАЛАЯНЦ.
В.Г.Лалаянц родился 9 февраля 1913 года. По окончании изобразительного техникума работал художником-мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм».
Принимал участие в создании фильмов: «Кот в сапогах» (1937), «Мойдодыр» (1939), «Медвежонок» (1940), «Бармалей» (1941), «Лиса и дрозд» (1946), «Конек-горбунок» (1947), «Желтый аист» (1950), «Ночь перед Рождеством» (1952) и других. Художник-постановщик фильмов: «Как медведь трубку нашел» (1955), «Чудесница» (1957), «Три толстяка» (1962), «Храбрый портняжка» (1964), «Машинка времени» (1967), «Кот в сапогах» (1969), «Кентервильское привидение» (1970), «Молодильные яблочки» (1974) и других.
13 марта скончался кинокритик, кинодраматург, участник Великой Отечественной войны, член Союза кинематографистов Яков Львович ВАРШАВСКИЙ.
Я.Л.Варшавский родился 11 ноября 1911 года. Печатался с 1930 года. В 1935 году окончил ГИТИС имени А.В.Луначарского.
Автор книг: «Что ты ищешь в искусстве» (1960), «Встреча с фильмом» (1962), «Жизнь фильма» (1966), «Успех» (1974), «Полиэкран начинается» (1984), «Если фильм талантлив» (1985), а также многочисленных статей и рецензий периодической печати. Автор сценариев ряда игровых и неигровых фильмов, среди которых – «Наш марш» (1970), «Я – гражданин Советского Союза» (1972), «Говорит Сибирь» (1973), «Гармония» (1974, все – в соавторстве), «Говорит Октябрь» (1977), «Советский образ жизни» (1981), «В начале года» (1982). Награжден орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другими.
14 марта скончался писатель, кинодраматург, критик и общественный деятель лауреат Государственной премии РСФСР, участник Великой Отечественной войны, член Союза кинематографистов Даниил Семенович ДАНИН.
Д.С.Данин родился 10 марта 1914 года. Учился в МГУ, Литературном институте имени А.М. Горького. Автор книг: «Для человека» (1957), «Добрый атом» (1957), «Неизбежность странного мира» (1961), «Резерфорд» (1966), «Нильс Бор» (1975), «Вероятностный мир» (1981), «А все-таки оно существует» (1982), «Бремя стыда» (1996) и других, а также многочисленных статей, очерков и рецензий в периодической печати. Автор сценариев фильмов: «В глубине живого» (1966), «Ты в мире» (1980). Награжден орденами Отечественной войны II степени (дважды), Красной Звезды, а также медалями.
«В 60-70-ые годы, во времена преклонения перед естественными науками и безграничной веры в них, труды Данина были в высшей степени востребованы. Он создал альманах »Пути в незнаемое«, опубликовал биографии Эрнста Резерфорда и Нильса Бора. Ушел не просто своеобразный писатель, усилиями которого был создан особый тип литературы. С Даниным исчезает одно из ярких проявлений эпохи, когда фундаментальное научное знание ценилось выше прикладного, когда наука еще всерьез пыталась ответить на принципиальные вопросы мироздания. Сегодня »последний представитель эпохи романтиков«, как назвала его писательница Лидия Либединская, будет похоронен на Новодевичьем кладбище.
В последние годы Данин преподавал в РГГУ, где создал оригинальный курс под названием »Кентавристика«. Смысл его состоял в том, чтобы научить студентов »сочетанию не сочетаемого« – например, строгой научной объективности с художественной образностью. Курс был любим студентами, хотя, конечно, человеком, лучше всех умевшим сочетать точность естествоиспытателя со страстностью публициста, остался сам Даниил Данин».

Михаил Новиков. «Умер Даниил Данин». «Коммерсантъ», 16.03.2000 г.
5 апреля скончался кинорежиссер-постановщик Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького, член Союза кинематографистов Эдуард Александрович ГАВРИЛОВ.
Э.А.Гаврилов родился 28 января 1934 года. В 1964 году окончил режиссерский факультет ВГИКа и в том же году стал режиссером киностудии «Мосфильм». С 1978 года – Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького.
Поставил фильмы: «Ты не один» (1963), «Мимо окон идут поезда (1965), »Встречи на рассвете« (1968, все – с В.И.Кремневым), »Путина« (1971), »По собственному желанию« (1973), »Кыш и Двапортфеля« (1974), »Додумался, поздравляю!« (1976), »Доброта« (1977), »Последний шанс« (1978), »Моя Анфиса« (1979), »Хочу, чтоб он пришел« (1981), »Владивосток, год 1918« (1982), »Здесь твой фронт« (1983), »Солнце в кармане« (1984), »Осторожно, Василек!« (1985), »Кувырок через голову« (1987), »Двое и одна« <1988), "Убийство свидетеля" (1990), "Щен из созвездия Гончих псов" (1991), а также ряд сюжетов киножурналов "Фитиль" и "Ералаш".
10 апреля скончался кинооператор-постановщик киноконцерна »Мосфильм« заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Петр Григорьевич ЕМЕЛЬЯНОВ.
П.Г.Емельянов родился 27 июня 1923 года. В 1951 году окончил операторский факультет ВГИКа. В качестве кинооператора-постановщика принимал участие в создании фильмов »Високосный год« (1962), »Двое в степи«
(1964), »Стюардесса« (1967), »Неподсуден« (1969), »Тени исчезают в полдень« (1972), »Вечный зов« (1976-83), »Отец и сын« (1980, все три – с В.И.Минаевым) и другие.
13 апреля скончался кинорежиссер-постановщик творческого объединения »Экран«, член Союза кинематографистов Владимир Григорьевич МАКЕДОНСКИЙ.
В.Г.Македонский родился 4 сентября 1940 года. В 1968 году окончил режиссерское отделение Высших двухгодичных курсов сценаристов и режиссеров. Поставил фильмы: »Там, у моря, где мы играли« (1968), »Амур – река рабочая« (1971), »Элисо Вирсаладзе« (1975), »Сколько у солдат песен« (1975), »Павел Луспекаев« (1977), »Воспоминание о духовом оркестре« (1979), »Альтист Юрий Башмет« (1981), »Иван Павлов. Поиски истины« (1985), »Цыганская кровь« (1987), »Русский роман« (1994), »Пассажир поезда №12. Воспоминания о Льве Толстом« (1999, с М.Д.Осепьяном) и другие.
13 апреля скончался кинооператор-постановщик киноконцерна »Мосфильм«, член Союза кинематографистов Александр Александрович РЯБОВ.
А.А.Рябов родился 26 мая 1940 года. Окончил операторский факультет ВГИКа. В качестве кинооператора-постановщика принимал участие в создании фильмов »Семейное счастье« (новелла »Нервы«, 1969), »Без трех минут ровно« (1972), »Белая мгла« (1976), »Умный, честный, неженатый« (1980), »Прости меня, Алеша!« (1983), »Господин Великий Новгород« (1984), »Везучая« (1987), »Тихая бухта« (1991), »Империя орлов« (1993-94), »Я – русский солдат« (1995), »Ермак« (1997) и других.
15 апреля скончалась актриса кино, член Союза кинематографистов Ираида (Ирина) Игоревна ГУБАНОВА.
И.И.Губанова родилась 3 марта 1940 года. В 1958 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я.Вагановой. Работала в штате киностудии »Ленфильм«, Театра-студии киноактера. Снялась в более пятидесяти фильмах, среди которых – »Пиковая дама« (1959), »713 просит посадку« (1960), »Первый троллейбус« (1961), »Человек идет за солнцем« (1961), »Война и мир« (1965-67) , »Снежная королева« (1966), »Зеленая карета« (1966), »Снегурочка« (1969), »Каждый вечер после работы« (1973), »Небесные ласточки« (1976), »Чужая« (1978), »Женщины шутят всерьез« (1980), »Сицилианская защита« (1980), »Частная жизнь« (1981), »Битва за Москву« (1984), »Соучастие в убийстве« (1985), »Сирано де Бержерак« (1989) и других.
17 апреля скончался актер Государственного театра-студии киноактера народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР, участник Великой Отечественной войны, член Союза кинематографистов Петр Петрович ГЛЕБОВ.
П.П.Глебов родился 14 апреля 1915 года. В 1940 году окончил Оперно-драматическую студию имени К.С.Станиславского.
Снялся в более сорока фильмах, среди которых – »Поднятая целина« (1959-61), »Балтийское небо« (1961), »Моцарт и Сальери« (1962), »Иоланта« (1963), »Царская невеста« (1964), »Возмездие« (1967), »Сердце Бонивура« (1969), »Неподсуден« (1969), »Смертный враг« (1972), »На край света« (1975), »Емельян Пугачев« (1978), »Юность Петра« и »В начале славных дел« (1980), »Мужики« (1981), »Битва за Москву« (1984), »Без срока давности« (1986), »Дедушка хороший, но не говорит, куда спрятал деньги« (1993) и других. Классическим свершением актера признано исполнение Григория Мелехова в фильме »Тихий Дон«. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Дружбы народов, а также »За заслуги перед Отечеством« III степени и медалями.
»Пятнадцатого апреля в московском Доме кинематографистов должны были широко праздновать 85-летний юбилей Петра Глебова, прославившегося благодаря одной, но великой роли – Григория Мелехова в «Тихом Доне». Отложили до лучших времен – накануне торжества Петр Петрович попал в больницу с обширным инфарктом. Семнадцатого апреля пришла печальная весть: не стало одного из величайших актеров, чей эпический дар, масштаб личности редко вписывался в каноны условной, чисто ходульной драматургии«.
»Не стадо Петра Глебова«, »Известия«, 18.04.2000 г.
»Он был, что называется артистом одной роли. Судьба Глебова была определена, когда он, уже вступив в пятый десяток, сыграл Григория Мелехова в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». Популярная экранизация шолоховского романа закрепила в сознании зрителя образ матерого донского казака. Тот размашистый героический стиль актерской игры, который в советском кино было принято называть «глубоким драматизмом» и «психологической убедительностью», а также «правдивостью» и «проникновенностью», в глебовской роли Мелехова воплотилось в идеальный образец, на который других можно было призывать равняться. Роль стала легендарной, прославив артиста, но, в сущности, поставив крест на реальном развитии его актерской карьеры. Вот и Владимир Путин, три дня назад поздравивший полузабытого публикой актера-ветерана с 85-летием, не смог вспомнить ни одной его работы, кроме роли Григория сорокалетней давности«.
» Петр Глебов пережил свой юбилей«. »Коммерсантъ«, 18.04.2000 г.
»Михаил Шолохов сам утвердил его на роль. Пересмотрели уже двадцать знаменитых актеров – все не то. Откуда-то выпала ранее не замеченная фотография, двадцать первая, и писатель воскликнул: «Вот он, Гришка!»
Ему не надо было брать уроки пахоты и конной езды – он все это умел сам. Он так погрузился в роль, что его, москаля по рождению, гордые казаки сразу приняли за своего. <…> И была у Петра Петровича Глебова тайна, которую знали только члены семьи и которую открыла нам уже после его смерти дочь Ольга Петровна. Петр Глебов и Сергей Михалков были двоюродными братьями. Петр Петрович никогда не пользовался родственными связями с автором гимна СССР – для него это было невозможно, – поэтому он не афишировал их отношений. Не пользовался, потому что происхождение не позволяло:
он граф по крови. Его родословная тянется от великих русских фамилий, и даже есть веточка, уходящая к Пушкину!«

Елена Скворцова-Ардабацкая. »Нет больше Гришки Мелехова«. »Московский комсомолец«, 19.04.2000 г.
»Незадолго до больницы папа ездил на охоту с внуками. Куда-то в Переславль в охотхозяйство. И, не успев выйти из больницы и как следует оклематься, сказал, что опять собирается на охоту. Кстати, именно папа приучил к этой забаве Никиту Михалкова. Никита же папин племянник. Как только папа умер, мы тут же сообщили об этом Никите. Теперь он звонит нам каждые два часа, спрашивает, чем помочь, что сделать. Он же безумно любил отца. Причем, не как хороший режиссер любит хорошего актера, а по-родственному, по-охотничьи. Знаешь, все эти прелести посиделок на охоте, юмор – это дорогого стоит«.
Борис Войцеховкий. »Елена Глебова: «Папа не хотел быть старичком на завалинке!..» «Комсомольская правда», 20.04.2000 г.
25 апреля скончалась актриса Государственного театра-студии киноактера народная артистка РСФСР, член Союза кинематографистов Алла Дмитриевна ЛАРИОНОВА.
А.Д.Ларионова родилась 19 февраля 1931 года. В 1954 году окончила актерско-режиссерскую мастерскую ВГИКа и в том же году стала актрисой Театра-студии киноактера.
Снялась в около сорока фильмах, среди которых – «Садко» (1952), «Анна на шее» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Ведьма» (1958), «Отцы и дети» (1958), «Две жизни» (1961), «Три сестры» (1965), «Ко мне, Мухтар!» (1964), «Дикий мед» (1966), «Дядюшкин сон» (1966), «Фокусник» (1967), «Молодые» (1971), «Седьмое небо» (1971), «Семья Ивановых» (1975), «Атланты и Кариатиды» (1977), «Запретная зона» (1988), «Враг народа Бухарин» (1990) и других. В 1998 году была удостоена приза Гильдии актеров кино России «За выдающийся вклад в профессию».
«Ее считали первой романтической героиней советского экрана. А она была просто неотразимой красавицей и талантливой актрисой. Слава обрушилась на студентку ВГИКа Аллу Ларионову после первой же ленты – »Садко«. Фильм попал на Венецианский кинофестиваль. И получил главный приз – »Серебряного Льва« (»Золотого« в тот, 1953, год не вручали). О ее красоте ходили легенды, а итальянские газеты писали: »Солнце Венеции – в волосах у Аллы«. Она стала первой советской актрисой, которую позвал Голливуд – сам Чарли Чаплин прислал в далекую Москву письмо, в котором предлагал Ларионовой роль в своем фильме. Но киношное начальство сказало грубо: »Нет!«, правда, сама актриса вовсе и не собиралась уезжать в Америку. Было просто обидно, что ее лишили возможности поработать с великим Чарли.
Первый раз Алла Ларионова попала на киноэкран совершенно случайно. К ней на улице подошла женщина и спросила:
»Девочка, а ты хочешь сниматься в кино?« На что маленькая Аллочка, учившаяся тогда в восьмом классе, ответила: »Да«. Девочку поставили на учет на »Мосфильме« и стали приглашать в массовку. Так началась карьера будущей звезды советского кинематографа. Если вы будете смотреть старый фильм »Поезд идет на Восток«, обратите внимание на пухлую девчушку с толстыми косами – это Алла Ларионова.
В минувшее воскресенье Алла Дмитриевна вернулась с фестиваля в Белгороде, где получила последний в своей жизни приз зрительской любви. Вечером в понедельник, как обычно, легла спать. Инфаркт настиг ее во сне. Утром муж одной из дочерей забил тревогу: на телефонные звонки Алла Дмитриевна не отвечала, а когда он примчался к ней домой, не открыла дверь. Квартира была закрыта изнутри. Ничего не оставалось, как прибегнуть к помощи спасателей».

Юлия Мухина, Марьяна Сидоренко. «Красивая жизнь и легкая смерть Аллы Ларионовой». «Вечерняя Москва», 26.04.2000 г.
«К тому времени, когда тело обнаружили, Алла Дмитриевна была мертва уже более шести часов. Причину смерти выяснили очень быстро: сердечный приступ. За некоторое время до этого актриса перенесла несколько инсультов.
В российском киномире Ларионова держалась обособленно. Была однолюбкой: тридцать три года прожила она со своим мужем, актером Николаем Рыбниковым, а после его смерти так и осталась жить одна. Чуть ли не последней ее ролью в кино стала работа в фильме с пророческим названием »Тихий ангел пролетел«…»

Валентина Львова, Зинаида Лобанова. «Алла Ларионова умерла в одиночестве». «Комсомольская правда», 26.04.2000 г.
«В советском кино не было узаконенных привычек жизни высшего актерского света, давно сложившихся, скажем, в голливудском актерском мире. Но эталонная семейная пара Алла Ларионова – Николай Рыбников, безусловно, была отечественным аналогом звездных пар, работающих где-то там, в мире кинобизнеса и свободной прессы. Также, как и »там«, местная молва обсуждала мнимые (а хотя бы и реальные, теперь уже не имеет значения) измены и влюбленности, новых поклонников и поклонниц. Карьеру Ларионовой, несмотря на безролье, можно назвать счастливой. Хотя, сложись судьба чуть иначе, она наверняка могла бы покорить не только советского, но и мирового зрителя».
«Умерла Алла Ларионова». «Коммерсантъ», 27.04.2000 г.
«А вот дочки актрисами не стали, хотя младшая однажды сыграла киноэпизод вместе с отцом. Старшая – Елена Рыбникова – работает всю жизнь видеоинженером в Останкино. Алла Дмитриевна дочками гордилась, но все тосковала »по Коленьке – такой веселый и так любил меня!«… Каждую весну ей было без него все труднее. Она старалась никому не говорить о больном сердце. Этой весной ее сердечко не выдержало».
Юлия Малахова. «Она жила воспоминаниями и любовью». «Российская газета», 27.04.2000 г.
«Исполняющий обязанности Президента РФ В. В. Путин направил телеграмму соболезнования А.Н.Рыбниковой и Е.Н.Рыбниковой в связи с кончиной Аллы Дмитриевны Ларионовой.
В телеграмме, в частности, говорится: »Примите мои самые искренние соболезнования в связи с кончиной вашей мамы – Аллы Дмитриевны Ларионовой. Ушла из жизни замечательная актриса, прекрасный человек и одна из самых красивых женщин отечественного кинематографа.
Постигшее вас горе разделяют миллионы россиян, любившие Аллу Ларионову за необыкновенный талант и красоту, за неповторимые женские образы, созданные ею в кино. Они останутся в нашей памяти как символ женственности и того редкого обаяния, которые отпущены судьбой лишь избранным«.
»Ее любили миллионы«. »Российская газета, 27.04.2000 г.
3 мая скончался актер кино, член Союза кинематографистов Мамука Андреевич КИКАЛЕЙШВИЛИ.
М.А.Кикалейшвили родился 10 августа 1960 года. В 1981 году окончил актерский факультет Тбилисского государственного театрального института имени Ш.Руставели. Работал в Тбилисском академическом театре имени К.Марджанишвили, в штате киностудии «Грузия-фильм», советником по культуре посольства Республики Грузия в Москве. Снимался в фильмах: «Квазимода» (1979), «Необыкновенный рейс» (1982), «Грузины в небесах» (1983), «Мерзавец» (1988), «Житие Дон Кихота и Санчо» (1988), «Господа авантюристы» (1989), «Руанская дева по прозвищу »Пышка« (1989), »Аферисты« (1990), »Гулять так гулять, стрелять так стрелять« (1990), »Мистификатор« (1990), »Паспорт« (1990), »Блуждающие звезды« (1991), »Болотная street, или средство против секса« (1991), »На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди« (1992), »Нулевой вариант« (1992), »Солнце неспящих« (1992), »Простодушный« (1993), »Досье детектива Дубровского (1999), «Старые клячи» (2000) и других. В 1988 году на МКФ комедийных фильмов в Габрово получил приз за участие в фильме «Мерзавец».
«Казалось, не было человека более жизнелюбивого, чем Мамука. Он успевал делать сразу несколько дел. Несмотря на разговоры о развале отечественного кинематографа, много снимался. А неделю назад жизнерадостный Мамука попал в больницу. Диагноз – отравление. Врачи не сообщали никаких подробностей, до последнего момента надеялись, что все обойдется. Так думали и все знакомые Мамуки, ждали: вот выйдет он из больницы и с штуками и прибаутками поведает о своих злоключениях. Не случилось. Ему было 39 лет…»
Ольга Сапрыкина. «Мамуки не стало…» «Комсомольская правда», 04.05.2000 г.
«Москвичом он стал сравнительно недавно: после трагических событий в Тбилиси вместе с русской женой уехал из Грузии. Вчера Москва простилась с замечательным артистом. После гражданской панихиды в ритуальном зале больницы имени Склифософского, где Кикалейшвили умер в среду от сердечного приступа, его тело было отправлено в родной Тбилиси».
Марьяна Сидоренко. «Зашло солнце Мамуки», «Вечерняя Москва», 05.05.2000 г.
«Несколько лет Мамука шел к своей главной работе – вместе с режиссером Евгением Гинзбургом они буквально на днях должны были приступить к съемкам фильма »У Мамуки«. В этом фильме должно было быть все – смех и слезы, печаль и радость. Все это Мамука Кикалейшвили умел дарить зрителю».
«Независимая газета», 05.05.2000 г.
17 мая скончался киновед, социолог, редактор, заведующий редакции экспертных прогнозов Российского агентства «Информкино», участник Великой Отечественной войны, член Союза кинематографистов Лев Борисович ФУРИКОВ.
Л.Б.Фуриков родился 9 октября 1924 года. В 1956 году окончил редакторский факультет Московского полиграфического института. С 1947 года – в системе кинематографии. Работал на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького, в журнале «Искусство кино», НИКОИ, НИИ киноискусства, Всесоюзном объединении «Союзкинофонд». Автор статей в научных сборниках и периодической печати по проблемам социологии отечественного кино.
«Я был знаком со Львом Суриковым много лет, но никогда не был у него дома и даже никогда не встречал его на улице. Когда я видел Леву, то сразу понимал, что где-то рядом показывают фильм или разговаривают о кино. Он был скромным рыцарем кинематографа, очень много про него знающим, много про него понимающим и страдающим оттого, что дело идет не так, как бы ему хотелось.
Его уход – тяжелая потеря, потому что все меньше и меньше остается людей, с которыми можно просто поговорить про кино – ни о начальстве, ни о деньгах, ни об интригах, а просто про кино… Я поздно узнал о тяжелом периоде в его жизни. Лева мне ничего об этом не рассказывал. Помню, посоветовал ему получить компенсацию за пребывание в фашистском концлагере, но Лева смущенно сказал, что ему неудобно этого добиваться. Думаю, что здесь он был не прав, но его позиция свидетельствует об очень многом.
Уход Льва Фурикова – грустная потеря не только для кинематографа, но и лично для меня».

Владимир Дмитриев, киновед.
«Вчера после тяжелой болезни скончался легендарный советский разведчик, известный писатель и сценарист Овидий Горчаков. Ему было 76 лет.
Овидий Геннадьевич прожил непростую жизнь: в годы Великой Отечественной он был разведчиком, подпольщиком, партизаном. Месяцами он жил и работал во вражеском тылу в Польше и Германии, под чужим именем, »забыв« родной язык и свою биографию. После войны ему довелось стать синхронным переводчиком Сталина и Хрущева.
Разведчик Горчаков стал прообразом майора Вихря – героя книг Юлиана Семенова. По литературным произведениям Овидия Геннадьевича был снят четырехсерийный фильм »Вызываем огонь на себя«. Под псевдонимом Гривадий Горпожакс вместе с Василием Аксеновым и Григорием Поженяном он издал шпионский роман Джин Грин --неприкасаемый», который полюбился людям всех возрастов.
Вдова покойного Алла Васильевна сообщила, что после кремации прах Овидия Горчакова будет развеян над Хочинским лесом в Могилевской области, как хотел покойный--там в 1942 году его высадили в тыл врага«.
Олеся Носова. »Умер Овидий Горчаков«. »Комсомольская правда", 29.04.2000 г.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  73

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть