Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

«Матрица»: Моя так называемая жизнь

Поколение "П", читавшее Пелевина, хорошо помнит китайского философа Чжуан-Цзы, как-то подумавшего, что вполне возможно, что он не Чжуан-Цзы, а бабочка, которой снится, что она - китайский философ Чжуан-Цзы. Если вместо поколения "П" подставить поколение игры в Doom, вместо Пелевина - братьев Вачовски, вместо китайца Чжуан-Цзы - на четверть китайца Киану Ривза, то и получится "Матрица". Слово, значения которого никто толком объяснить не может...

Добавить в закладки
«Матрица»: Моя так называемая жизнь

Уровень первый. Are you ready?
"Матрица" - это кино прежде всего для тех, кто обожает компьютерные игрушки и научную фантастику. Для тех, кто с разбега объяснит разницу между Олдосом Хаксли и Робертом Хайнлайном, а из книжных классиков почитает только Рея Брэдбери. Но основное время этого гипотетического зрителя занято игровой приставкой Play Station. В "Матрице" он - в своей родной зоне, в компьютерной игре, куда, забавы ради, вмонтирована камера "Стадикам".
Как в компьютерных играх, герои "Матрицы" игнорируют законы притяжения, пространства и времени. Сцены драк имитируют игры, подобные Mortal Combat, когда в кульминационные моменты невольно ищешь на экране надпись "Finish him!". Это не особый художественный ход - просто режиссеры фильма, братья Вачовски, убеждены: мира, как мы его себе представляем, не существует. Все, нас окружающее, - искусственно созданная Матрица. Компьютерная игрушка. И мы - ее персонажи, переходящие с уровня на уровень в соответствии с персональным IQ.

Уровень второй. Deja vu
По мысли создателей "Матрицы", дежа вю, то есть ощущение того, что ты это когда-то уже видел, и есть самое яркое подтверждение, что мы живем в Матрице. Потому что только в компьютерных играх встречаются ошибки-повторения. Так и в самой "Матрице" - дизайн списан из мрачно-футуристического "Темного города"; хореография - из гонконгских боевиков, а трюки вроде прыжков по крышам и хождений по отвесным стенам - из японских комиксов "манга". Главные злодеи носят темные очки а-ля "Люди в черном" или "Братья Блюз" (кому как нравится). Герой Киану Ривза, Нео, попадает в "реальный мир", ведомый Белым Кроликом и глотая разноцветные таблетки,- прямая цитата из "Алисы в стране чудес". Если перечислять все цитаты и отсылки, используемые создателями "Матрицы", придется вспомнить кое-что из сюрреализма, французских экзистенциалистов, бульварного чтива и фильмографии Ридли Скотта.

Уровень третий. Your nickname
Всю кашу заварили братья Вачовски, Ларри и Энди, снявшие до этого всего один фильм - "Связь". "Связь", мрачный лесбийский триллер-детектив, был, в свою очередь, парафразом картины братьев Коэн "Просто, как кровь". "Матрицу" братья Вачовски назвали киберпанковским боевиком. До нее киберпанковский боевик был всего один - "Джонни Мнемоник" с Киану Ривзом в главной роли.
"Джонни Мнемоник" в прокате провалился, а Ривз лишился нескольких гонорарных миллионов. Тем не менее он стал "лицом" этого странного жанра, где на голубом глазу проповедуется истина "Жизнь есть сон", в человеческие мозги вживляются компьютерные чипы, а в животы - скорпионы с камерами внутреннего слежения. Герой Ривза в "Матрице" днем - служащий компьютерной компании, а по ночам - хакер. Днем его зовут Томас Андерсон, ночью - Нео. Его предназначение - уничтожить Матрицу вместе с такими же, как он, коротко стриженными и затянутыми в кожу Повстанцами. Подходящий сюжет для странного актера-маргинала, о личной жизни которого никто ничего не знает, который снимается раз в пять лет и который в свои тридцать четыре только начинает выглядеть на свой возраст.

Уровень четвертый. Finish
Тема виртуальной реальности, замещающей реальность физическую, в последнее время очень модная. Об этом же снял свой eXistenZ Дэвид Кроненберг. Об этом же - "Открой свои глаза" Алехандро Аменабар. Братья Вачовски попали в тему, окупив не только шестидесятимиллионный бюджет фильма, но и прилично при этом заработав. Тем, кому "Матрица" не нравится, говорят, что это спекуляция на компьютерных играх и клиповом монтаже. Тени, замедленное движение, быстро сменяющиеся кадры. Дизайнерские находки а-ля реклама Gap. Плюс, конечно, несколько узнаваемых из реальной жизни кадров: только вместо курсов быстрого чтения - обучение борьбе джиу-джитцу за несколько минут; вместо виртуальных шлемов из зала игровых автоматов - соответствующие виртуальные кресла. Все для того, чтобы зритель подумал, что вполне возможно, что он - бабочка, которой снится, что она - зритель.
По мысли братьев Вачовски, бифштекс, он на самом деле не бифштекс, а сигнал Матрицы мозгу, что это бифштекс. Кирпичная стена не стена. И ложка на самом деле не ложка. А вот когда вы поймете это, то сможете проходить сквозь стены и гнуть алюминиевые столовые приборы. Дэвид Копперфильд может еще и летать, значит, ему, как и Повстанцам, не знакомы законы земного притяжения. Значит, Копперфильд - один из них. Вы уже осознали, что находитесь в Игре? Поздно, уже пошли финальные титры. Game over.

Текст: Ольга Маршева
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?