Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Моя война стала моей судьбой

Добавить в закладки

23 мая исполнилось 80 лет Григорию Наумовичу Чухраю. Его фильмы составили славу отечественного кино, они известны всему миру. Но еще раз напомним: «Сорок первый» (приз Канн 1957 г.), «Баллада о солдате» (приз Канн 1960 г.), «Чистое небо» (второе место среди лидеров проката 1961 г), «Жили-были старик со старухой» (1965), «Память»(1971), «Трясина» (1978), «Жизнь прекрасна» (1980), «Я научу вас мечтать» (1985). Событием недавнего времени стал выход в свет книги «Моя война», в которой Григорий Наумович вспоминает «сороковые, роковые…», которая потрясающей правдивостью и остротой может соперничать с самыми лучшими страницами нашей военной прозы.
Ирина Штефанова: Григорий Наумович, как на вас повлияла война?
Григорий Чухрай: Многим в творчестве я обязан армии. Первое – никого не бояться. Я видел такое, после чего мне уже не было страшно. Второе – ценить историю своей страны. Это не значит, что надо соглашаться и с хорошим, и с плохим, что было в истории. Надо помнить свою историю; хорошее постараться не утратить и развивать, а плохое стараться не допустить.
Армия меня закалила, я умел защищать себя. Как-то на «исторических» встречах интеллигенции с руководителями партии и правительства я отвоевал у Никиты Сергеевича Хрущева существование Союза кинематографистов, который хотели распустить как ненужный орган.
И.Ш.: Как вы относитесь к современным фильмам?
Г.Ч.: Действительно, в массе своей --это упадок в кинематографе. До послед-него времени это был один из лучших, если не самый лучший кинематограф в мире. Многие фильмы были шедеврами мирового кино, мы были законодателями моды. Де Сантис специально приезжал на Украину к Донскому, он считал его учителем. Сегодня меня многое огорчает, но есть и очень хорошие работы. Однако, как ласточка не делает весны, так и несколько хороших работ не делают кинематограф.
И.Ш.: Григорий Наумович, почему ваши фильмы – почти все на военную тему?
Г.Ч.: Война произвела на меня глубокое впечатление, ведь я прошел ее от начала до конца. Многие мои однополчане, когда я стал известным режиссером, присылали мне свои воспоминания – сценарии в кавычках. В них они рассказывали о страшных моментах, пережитых на войне.
Я тоже часто рассказывал эпизоды войны, и мои друзья-кинематографисты кричали: «Это же сценарий!» Но искусство не отражает быт. И я писал однополчанам: «Искусству не интересно, что ты пережил на войне, а важно, что ты на войне понял».
И.Ш.: Другие сценаристы предлагали Вам простые истории, мелодрамы?
Г.Ч.: Конечно. Но я снимал фильмы по своим сценариям. Единственным исключением стал «Жили-были старик со старухой» с Дунским и Фридом. А так я сам придумывал сценарий, приглашал профессионала, и в такой творческой атмосфере я обычно рассказывал сценаристу свой сюжет, потом мы с ним по отдельности работали над эпизодами, обменивались ими, исправляли.
И.Ш.: Вы можете назвать кого-то своим учителем, повлиявшим на творчество, сформировавшим вкус?
Г.Ч.: Мне нравились фильмы Ромма, Довженко, Барнета. У них я учился на хороших фильмах, но одного учителя не было, да и не могло быть.
Потом я близко сошелся с Довженко, и он как бы благословил меня на первый мой фильм. Он сказал: «Ты вот сейчас приступишь к своему первому фильму, ты должен любить всех своих героев – и положительных, и отрицательных. Если этого не будет – то грош цена твоим работам».
И.Ш.: Можете ли вы назвать кого-нибудь своим преемником?
Г.Ч.: Любимым моим учеником был Квирикадзе. Я считал его очень талантливым художником и, по-моему, не ошибся. Еще ценил Хамдамова, мне нравились его рисунки, его богатейшая фантазия: костюмы, образы.
И.Ш.: Как вы относитесь к творчеству сына, Павла Чухрая?
Г.Ч.: Я могу сказать одно: у нас с ним был негласный договор, а может быть, и гласный: я никогда не буду помогать ему в творчестве; более того – он обижался, когда я хотел ему помочь. Я никогда не был у него на съемочной площадке. Я думаю, Павел – большой художник, для него ценны его взгляды, которые, правда, существенно отличаются от моих.
И.Ш.: У вас недавно вышла книга «Моя война»?
Г.Ч.: Да. Я заключил договор с издательством на то, чтобы написать книгу о войне. Но когда начал работать, оказалось, что содержание значительно отклоняется от проблем одной только войны. И я решил, что изменю название книги «Моя война» на просто «Судьба». Но недавно у меня случился инфаркт, и книга вышла с ее прежним названием.
И.Ш.: Вы сейчас работаете над второй книгой?
-- Я делал записи и отдал своей внучке Дарье Павловне, попросив привести их в какой-то порядок. Я художник, я все время думаю над поступками и характерами людей. Записывал свои мысли, но не всегда. Сценарных записей я не делал, но издательство, возможно, поместит в эту книгу сценарий «Баллады о солдате».

Текст: Ирина Штефанова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?