Наверх
Фильмы 2018 Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти Три билборда на границе Эббинга, Миссури Селфи Пятьдесят оттенков свободы Черная Пантера О чём говорят мужчины. Продолжение
Боевая чушь.
Тринадцать худших клише боевиков
Карманные герои.
15 миниатюрных киногероев
Города на экране.
15 картин-экскурсий по знаменитым городам
Кто на свете всех глупее, но румяней и белее?
15 киноблондинок, тупых, но любимых
На ощупь.
13 фильмов, снимавшихся без окончательного сценария

Мы из блюза

Компания «Кармен Видео» 12 сентября 2007 года выпускает серию документальных фильмов, объединенных названием «Мартин Скорсезе представляет: Блюз» /Blues, The/ (2003) – хороший подарок для любителей музыки стиля блюз и почитателей таланта знаменитого режиссера. В новом издании диски упакованы в один оригинальный бокс-сет, выполненный в форме книги, каждая страница которой соответствует одной из семи частей проекта – странице в истории блюза.

Мартин Скорсезе известен в кинематографических кругах не только, как режиссер, но и как большой любитель музыки. Он в свое время принимал участие в создании документальных фильмов о таких музыкантах, как Эрик Клэптон и Боб Дилан, снимал музыкальное видео на песню Майкла Джексона «Bad», сейчас работает над документальной лентой об истории группы Rolling Stones, которая потом должна получить и свое продолжение в виде фильма художественного.

А несколько лет назад Мартин Скорсезе затеял еще один необычный музыкальный кинопроект – «Блюз» – в котором выступил в качестве и продюсера, и сорежиссера. Уникальность «Блюза» в том, что фильмы о музыке здесь снимают и рассказывают люди, довольно неожиданные. В числе режиссеров сериала – такие кинематорафисты как Майк Фиггис, Вим Вендерс или Клинт Иствуд, что вызывает интерес даже у человека, вовсе незнакомого с этим направлением в музыке.

Сериал включает в себя семь частей, общая задача которых, по словам самих авторов, – обратиться к истокам блюза и проследить, как эта музыка обретала свой вес и влияние в Северной Америке и за ее пределами. Каждый из режиссеров по-своему подходит к раскрытию этой темы. Фильмы превращаются то в документальные кинобиографии с жизнеписанием ветеранов блюза, то в видеоклипы на самые популярные композиции, то в репортажи с мест настолько отдаленных, что с трудом верится, что именно туда уходят корни блюза.

«Мы ставили перед собой задачу создать как можно более личные и чувственные работы, посвященные блюзу, рассказать о нем так, как его понимают первоклассные кинорежиссеры, поклонники этого жанра», – так объясняет Мартин Скорсезе идею своего проекта.

Сериал открывается фильмом самого Скорсезе «Из дальних странствий возвратясь» /Feel Like Going Home/ (2003), где режиссер обращается к самым истокам «черной» музыки – и копнуть он решил очень глубоко. Съемочная группа отправилась на берега реки Нигер в Мали, откуда родом были невольники, складывающие первые блюзы на берегах Миссисипи за сбором хлопка и сахарного тростника. Картина изобилует архивными записями, уникальными фактами и, конечно же, – музыкой. В центре внимания Скорсезе – музыканты Джон Ломакс и Лид Белли. Именно они первыми начали записывать блюз в 30-х годах прошлого столетия.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Из дальних странствий возвратясь"

В последующих сериях проекта за дело взялись коллеги Мартина Скорсезе, которые рассказали о блюзе в самых разных его проявлениях, и по большей части – в самых интересных и необычных.

Героями фильма Вима Вендерса «Душа человека» /Soul of a Man, The/ (2003) стали его любимые артисты – Скип Джеймс, «Блайнд» Вилли Джонсон, Джей Би Ленуар. Все эти музыканты уже отошли в мир иной, но Вендерс нашел решение в документальной постановке. Он пригласил известных и внешне похожих на героев серии музыкантов – Ника Кейва, Лу Рида и Кассандру Уилсон, взял музейную кинокамеру 20-х годов и отправился снимать в маленький городок в штате Луизиана – где даже не было необходимости строить декорации.

Ричард Пирс посвятил свою часть «Дорога на Мемфис» /Road to Memphis, The/ (2003) Би Би Кингу и его родному городу. Мемфис фактически стал родиной для целого самостоятельного направления в блюзе.

Оба упомянутых фильма насыщены редкими и архивными съемками, а четвертая серия – «Греясь на дьявольском огне» /Warming by the Devil's Fire/ (2003), – снятая Чарлз Бернетт («Свадьба /The Wedding/ (1998)», «Стеклянный щит» /Glass Shield, The/ (1994)) даже предлагает шутливые выдумки, байки и противоречивые слухи из жизни великих блюзменов.

Режиссер Марк Левин («Уимблдон» /Wimbledon/ (2004)) обратился к одному из наиболее популярных музыкальных направлений, – рэпу, истоки которого также исходят из блюза. В его работе «Крестные отцы и крестные дети» /Godfathers and Sons/ (2003) говорят и «начитывают» Чак Ди (Public Enemy), Маршалл Чесс (сын Леонарда Чесса и главный наследник фирмы Chess Records). Они вспоминают о временах расцвета чикагской школы блюза, сравнивают новое направление с тем, что делали ветераны.

Киноэкспериментатор Майк Фиггис («Таймкод» /Timecode/ (2000), «И целого мира мало» /World Is Not Enough, The/ (1999), «Покидая Лас-Вегас» /Leaving Las Vegas/ (1995)) уверяет, что ему «всегда было интересно, почему черная музыка так популярна у европейцев». Поэтому в истории «Блюз под британским флагом» /Red, White & Blues/ (2003) он решил он рассказать, как в 60-е годы блюз пришел в Великобританию, которая тогда как раз представляла собой очаг социального протеста и нуждалась в подобной музыке. Здесь быстро появились предпосылки для создания нового звучания – так «черный» американский блюз превратился в «белый», и манера исполнения его стала даже более агрессивной, чем ранее.

Фильм Клинта Иствуда «Блюзом по клавишам» /Piano Blues/ (2003) – страстное признание в любви фортепианному блюзу. «Пианино – самый важный музыкальный инструмент, – говорится в картине. -- Джордж Бернард Шоу написал, что его изобретение стало для музыки тем же, чем изобретение печатного станка для поэзии».

Конечно, не так интересно говорить об этих фильмах, как смотреть их и даже слушать. Понимать, как блюз из когда-то «черной» и подпольной превратилась почти в элитарную – ведь ей посвящают свои работы такие мэтры кино. А заодно ощущать, что эти фильмы рассказывают нам об их авторах. Судите сами: Чарльз Бернетт в своем фильме рассказывает о собственном детстве, когда он, будучи юным, метался между дядей, обожавшим блюз, и матерью, для которой это была «музыка дьявола». Суть этого конфликта – в противостоянии консервативных ценностей и возвышенных песнопений госпела с низменными стонами блюза, которые слушал в 50-х мальчик Чарли из штата Миссисипи.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Душа человека"

Майк Фиггис сам – в прошлом музыкант. Он даже играл на духовых в первой группе Брайана Ферри. И до сих пор собирает группу, чтобы выступить на каком-нибудь Лондонском джазовом фестивале или, хотя бы, поджемовать с Вуди Алленом.

Сложно себе это представить, но Клинт Иствуд – пианист. В 1996 году он с успехом выступил в Карнеги Холле. «Блюз всегда был частью моей музыкальной жизни, а уж фортепианный и подавно занимал особое место, – говорит он. -- Моё увлечение началось с момента, когда мама принесла домой записи Фэтса Уоллера. Музыка вообще – важная составляющая моей работы в кино. Я счастлив, что мне представилась возможность сделать фильм о фортепианном блюзе, которому я предан всю жизнь и которому, наверное, предпочту всю прочую музыку, когда-либо звучавшую в моих фильмах».

А Вим Вендерс не скрывал свои музыкальные пристрастия и раньше – все помнят его Buena Vista Social Club, снятый вместе с блюзменом Рэем Кудером. И вот ему открылась новая возможность: «Эти песни открывали мне целый мир. Я чувствовал, что тут правды куда больше, чем в любой книге или в кинофильме. Я снял не столько документальное, сколько поэтическое кино, в котором попытался описать, что же так тронуло меня в песнях этих людей, в их голосах», – признается он.

Не скрывает ностальгии и Марк Левин: «Мы снимали Сэма Лея и его группу на Чикагском фестивале, когда они играли блюзовый стандарт Мадди Уотерса »Got My Mojo Workin'«, – рассказывает он. -- Я закрывал глаза и мгновенно становился пятнадцатилетним подростком, впервые услышавшим эту песню в версии Пола Баттерфилда, зависая в подвале у приятеля. В тот день моя жизнь бесповоротно изменилась, а эта музыка до сих пор хватает меня за душу. Я хотел запечатлеть в своем фильме те чувства, которые за 35 лет ничуть не потускнели».

Проект «Блюз» – это откровение Мартина Скорсезе, его признание в любви этому музыкальному жанру. Однажды он таким образом сделал реверанс классическому американскому кинематографу, сняв «История американского кино от Мартина Скорсезе»
/A personal journey with Martin Scorcese through American movies/
, обнаружив свои киноманские настроения, склонность к дидактике и историографии. Теперь же пришло время признаться в меломании и любви к блюзу, пока его традиции совсем не растворились в порожденных им же новых направлениях. «Я всегда чувствовал какую-то особую связь с блюзовой музыкой, – поясняет Скорсезе. -- Манера рассказывать истории через музыку кажется мне особо чарующей, удивительно притягательной. Блюз несет в себе потрясающий эмоциональный заряд. Кроме всего прочего, это подлинная основа современной американской эстрады».

 32


200 билетов на специальный показ фильма «Пассажир»

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть