Наумов Владимир Наумович, Белохвостикова Наталия Николаевна. В кадре. – М.: Центрполиграф, 2000. – 480 с.: ил. – Тираж 15000 экз.
Книга Наталии Белохвостиковой и Владимира Наумова «В кадре» --из жанра «семейных мемуаров» (одна из глав написана дочерью актрисы и режиссера Наташей Наумовой). Все соавторы книги – выпускники ВГИКа.
Владимир Наумов учился в мастерской Игоря Савченко вместе с Александром Аловым, Юрием Озеровым, Марленом Хуциевым, Сергеем Параджановым. В студенческие годы и сложился дружески-творческий тандем Алов-Наумов, в шутку названный Борисом Барнетом «Аловонаумов». Об этом союзе издательство «Искусство» в 1989 году выпустило сборник «Александр Алов. Владимир Наумов: Статьи. Свидетельства. Высказывания». Ряд выдержек из статей сборника Владимир Наумов приводит на страницах своих воспоминаний. Книга «В кадре», на мой взгляд, несколько перегружена цитатами из газетных и журнальных публикаций о работе Алова, Наумова и Белохвостиковой. Значительно интереснее читать увлекательное повествование самого Владимира Наумовича Наумова, чем рецензии из «Комсомольца Кубани» или «Лос-Анджелес Таймс». Потрясает эпизод, связанный с фильмом «Бег», литературным консультантом которого была вдова М.А. Булгакова, Елена Сергеевна Булгакова: «Когда картина была готова, состоялся рабочий просмотр. Она пригласила нас на следующий день на обед к себе домой. Я провожал ее до такси, машина тронулась, потом остановилась и задним ходом вернулась к месту, где я стоял. Она выглянула в окошко и очень серьезно спросила: »Володичка, а почему вы в траурной рубашке?« Я удивился? »Да что вы, Елена Сергеевна, рубашка просто черная«. – »Нет, траурная«, – сказала она и уехала. Это были последние ее слова, которые я слышал. В десять утра нам позвонили и сказали, что она скончалась…».
С картиной «Тегеран-43», напротив, связан весьма забавный эпизод: «Любопытно, что эту картину мы снимали и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и в Москве, и в Париже, и в Берлине… но не в Тегеране. Тегеран мы построили здесь – в павильоне »Мосфильма«». Небольшую роль в фильме сыграл Ален Делон, а Наталия Белохвостикова отыграла целых три«.
Актерскому мастерству Наталия Белохвостикова училась у С.А. Герасимова и Т.Ф.Макаровой. Она была самой младшей на »курсе четырех Наташ«: вместе с Белохвостиковой учились Аринбасарова, Бондарчук и Гвоздикова.
Наталия Белохвостикова в 20 лет стала самым молодым лауреатом Государственной премии СССР: в 1971 году фильм »У озера«, где она исполнила главную роль, был отмечен Госпремией СССР. Белохвостикова была на экране и французской маркизой, и английской королевой, и испанской донной, и Надеждой Крупской. Один из эпизодов картины »Надежда«, поставленной »предтечей неореализма« Марком Донским, снимался в Скатертном переулке, во дворе дома, где я тогда жила. Мы с одноклас-сниками наблюдали из окон, как во двор приезжали грузовики со снегом для декорации масленичной ярмарки, на которой молодые Ленин и Крупская катались с горок.
В заключение обзора »книги общих воспоминаний" Владимира Hayмова и Наталии Белохвостиковой хотелось бы отметить её особенное оформление. Помимо блока со вкусом подобранных фотографий из семейного архива авторов, в книге представлены замечательные графические работы Владимира Наумова.