Центр имени Кеннеди в Вашингтоне давно проводит недели российского кино. Кеннеди-центр – это очень престижное место в Вашингтоне, где есть и крупнейший в Америке оперный зал, и прекрасный концертный зал, замечательные галереи, а также институт кино, который отбирает и показывает лучшие фильмы и кинопрограммы разных стран. Наше присутствие в этих программах – весьма престижно, и это дело следует продолжать и развивать. Особенно, если учесть, что в Вашингтоне есть и другие престижные залы и возможности предъявить кино России американской столице. Вопрос только в том, кто и на какие средства может систематически заниматься этим благородным делом, если представитель Совэкспортфильма сгинул, а у посольства эти заботы – не самые главные. Мой недавний визит в США снова свел меня с человеком, который практически по своей инициативе и на свой страх и риск уже несколько лет выполняет эту важную миссию. Но все по порядку.
В 1997 году в Вашингтоне прошел первый фестиваль российского кино, на котором показывали фильмы студии «Мирабель» Мирры Тодоровской, Владимира Левина, Саввы Кулиша и мои. В 1998 г. там же показали «Белое солнце пустыни» и «Несут меня кони» Владимира Мотыля. В 98-м там прошел фестиваль пяти фильмов студии «Ритм», которые представлял продюсер Юрий Кушнеров. Все эти непростые мероприятия проводил один и тот же человек – русская американка, бывшая руководительница центра культуры Сибири и Дальнего Востока им. Шукшина в Бийске Галина Свиридова. То ли школа менеджмента, которую Галина Свиридова закончила в Москве после ленинградского университета, была очень хороша, то ли уж талант у нее такой, но в Америке она не пропала, а продолжала свою культурно-массовую работу уже среди американских граждан.
На этот раз, когда мы встретились, Галина уже была президентом американского Фонда развития американо-российских культурных связей, а летевший вместе со мной в одной делегации Виктор Черномырдин оказался его почетным директором. Он и открывал фестиваль моих фильмов. С американской стороны нас приветствовал руководитель кинематографических программ Кеннеди-центра и института кино Майкл Джек, Российское посольство провело вечер для представителей российских организаций, работающих в США. Чувствовалось, что российское кино сегодня начинает интересовать такие престижные организации США, как Сенатская комиссия по культуре и киноискусству, Национальный кинофонд США, Национальный регистр, ведущие американские учебные заведения вроде Джорджтаунского университета.
Сегодня правительство США активно вмешивается в культурную политику, и если раньше мы имели дело с конкретными организациями: студиями, фестивалями, рынками, то теперь надо налаживать отношения с государственными и общественными организациями, которые занимаются кино, ибо их роль стала очень значительной. В этом смысле деятельность Галины Свиридовой трудно переоценить. Ей удается то, что получается далеко не у всех. Так, в этом году мы планируем вместе с ней фестиваль российского кино ни много ни мало – во Всемирном банке в Вашингтоне, далее, надеюсь, последуют показы и ретроспективы моих коллег – Михаила Швейцера, Марлена Хуциева, специальные программы российского кино для Сенатской комиссии. Я с надеждой смотрю на деятельность фонда Галины Свиридовой, ее стремление организовать, например, гастрольные маршруты наших картин по крупнейшим городам, что может способствовать возвращению наших картин на американский прокатный рынок.
Мы вполне в состоянии восстановить университетский прокат наших картин, который прекратился после окончания холодной войны. Здесь многое зависит от самих кинематографистов, а значит, и от СК России. Надо шире работать с общественными организациями, как это делал в самом начале своей работы АСК – Американо-советская киноинициатива. АСКа уже нет, но инициатива нужна по-прежнему для развития этих связей на долгосрочной основе, в том числе и за счет благотворительных грантов от заинтересованных фондов, с которыми так хорошо умеет работать в США Галина Свиридова. Фестивальных встреч и контактов нам сегодня уже мало. Надо постепенно восстанавливать зарубежный прокат российских картин, бороться с русскоязычным пиратством, которое убивает даже надежды на русскоязычный прокат в США.
Интересно, что Свиридова умеет привлекать для участия в наших кинопрограммах культурную, политиче-скую и информационную элиту всей Америки (что, кстати, не очень удалось Журбину в Нью-Йорке). Публика, приходящая на эти мероприятия – элита, влияющая на мнения обычной публики. В этих программах участвует и МПАА – Ассоциация продюсеров Америки Джека Валенти. В свое время в этих программах принимал участие телемагнат Тед Тернер, главный помощник Президента США по культуре мистер Браун. К ним имеют отношение составитель культурных программ Всемирного банка Реджина Богарт, знаменитый руководитель политических компаний мистер Кэссиди. К ним имеют отношение многие культурные организации, также как Национальная галерея Вашингтона. В будущем году Свиридова собирается привлечь для участия в программах американских звезд для представления наших картин.
Галина Свиридова – инициативный человек, готовый заниматься продвижением нашего кино за рубежом, а это – одна из целей, которую ставит перед собой Союз кинематографистов.