Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

О наболевшем

Добавить в закладки

Тезис о том, что ситуацию в кинопрокате надо менять, вряд ли вызовет у кого-либо возражения. Важно лишь определить, как быстро и с минимальными затратами переломить ситуацию.
Объективно изменившиеся условия существования нашего кинематографа пора принять за данность: информационная экспансия телевидения и Интернета, появление индустрии развлечений, нашествие зарубежного кино на телевидение, массовое распространение видеоносителей и, наконец, падение жизненного уровня населения по сравнению с 60--80-ми гг.
Что мы в силах поменять? В первую очередь, организационно перестроить действующее прокатное хозяйство с целью придания ему большей системности. Во вторую – принять единые «правила игры», не ущемляющие интересы кинопрокатчиков и кинотеатров и стимулирующие массовую рекламу и массовый прокат российского кино.
Здесь важно подчеркнуть малоперспективность законодательно-запретительных мер, введения квот и т.п. Они тут же остановят наметившее оживление зрительского интереса к кино. Исправить положение можно лишь с помощью экономических методов. Эффективный инструмент – не очень большие по западным меркам, но немалые в наших условиях средства на господдержку производства проката фильмов, а также планируемые с 2001г. капитальные вложения в реконструкцию киносети.
Предлагаемые ниже меры нацелены на более эффективное и концентрированное использование запланированных средств на господдержку российского кинематографа.
I. Все права на прокат фильмов с господдержкой или часть этих прав (в зависимости от доли господдержки) передать специализированной прокатной компании «Роскинопрокат» и прокатывать их в первую очередь в Центрах российской кинематографии. Я говорил об этом в течение последних пяти лет. В моем предложении «Роскинопрокат» является не монополистом, а одним из многих существующих частных, муниципальных и прочих прокатных фирм, и специализируется только на российском кино.
Концентрация в этой организации средств, выделенных на господдержку фильмов в прокате позволит до минимума свести накладные расходы. С течением времени это агентство станет самоокупаемым и откажется от господдержки; далее оно должно возвращать в Минкульт хотя бы часть вложенных в производство фильма средств, а в перспективе приносить прибыль. Сейчас возврат равен нулю!
II. Важно также, чтобы все средства, выделенные на капитальные вложения в киносеть, были направлены на реконструкцию и переоснащение Центров российской кинематографии в обмен на договорные обязательства этих кинотеатров показывать только российское кино.
Конечно, в идеальном случае было бы логично, чтобы эти кинотеатры перешли в ведомственное подчинение, а здания – в собственность Минкульта РФ или его подразделения «Роскинопрокат». Но, увы, такое переподчинение может растянуться на долгие годы из-за нежелания местных властей расставаться с муниципальной собственностью, коими в основной своей массе являются кинотеатры, и сопровождаться «разборками», по сравнению с которыми «первая кровь» Рэмбо покажется каплей от мелкой царапины.
И потому наиболее реальным является вариант договорных обязательств, при котором кинотеатры берут на себя обязательства в течение длительного срока
(10-15 лет) демонстрировать только фильмы «Роскинопроката», а далее не менее 50% репертуара из фильмов «Роскинопроката». Основой подобных договоров могут служить ныне действующие Соглашения о создании Центров российской кинематографии, гарантом соблюдения которых являются местные власти. В них лишь надо внести дополнение, что, в случае несоблюдения условий Договора, кинотеатры переходят в ведомственное подчинение «Роскинопроката», а их здания – в собственность «Роскинопроката».
Подобный алгоритм позволит в кратчайшие сроки начать реконструкцию Центров российского кино, создав из них современно оснащенную сеть кинотеатров для проката российских фильмов.
Варианты долевого участия государства и частных инвесторов приведет лишь к распылению средств и не даст искомого эффекта – создания кинотеатров российского фильма, потому что инвестор будет стремиться показывать американское коммерческое кино. Увы, такова практика.
Также неприемлем один из вариантов, предлагаемых Минкультом, в котором «Роскинопрокат», наряду с прокатом российского кино, наделяется оборотными средствами для закупки и проката в Центрах российской кинематографии того же коммерческого зарубежного кино.
Предлагается это с формулировкой «повысить рентабельность». Но это мы уже проходили, когда в хиты славного советского кинопроката попадали «Фантомас» и «Анжелика», а зрители, собранные этими фильмами, словно чичиковские «мертвые души», в зависимости от конъюнктуры приписывались тому или иному «шедевру» соцреализма, а то и делились поровну на все 180 фильмов, выпускавшиеся в СССР. Так поднималась идеологически важная составляющая оценки труда прокатчиков – «работа с отечественным фильмом». «Метод» был поставлен на конвейер: советское кино (оптом и в розницу) шло в «нагрузку» к планоприносящим зарубежным кинобестселлерам. Может ли кто поверить, что в случае подобного «повышения рентабельности» ситуация не повторится? Готов поспорить с любым – повторится! И «мертвые души» будут, и «нагрузка» та же – отечественное кино…
Да, и потом, не показывают же в Русском музее Гогена, не ставят в Малом театре Беккета «для повышения рентабельности». И кинотеатры российского фильма нужны нашей культуре так же, как Русский музей и Малый театр!
Что же касается «повышения рентабельности» (я бы добавил «и повышения культуры проката»), то здесь Минкульту как говорится, и карты в руки. Не крапленые, а географические. Стоит на них взглянуть, и можно обнаружить сотни пустующих кинотеатров, которые можно (и нужно!) превратить в современные мультиплексы, создать еще одно государственное прокатное агентство, скажем, «Все кино мира», и показывать там коммерческое зарубежное кино. И построить это на чисто коммерческой основе – взять кредит в ЦБ под гарантии государства – «отбить» этот кредит на зарубежном кино, кажущемся лакомым кусочком а дальше прибыль использовать на благо кино отечественного. Кто против?!
Но одновременно с этим на деньги, выделяемые в поддержку российского кино «здесь и сейчас» (как правильно выразился Рудинштейн), создать современную сеть пусть из десятков кинотеатров, но действительно кинотеатров российского кино. Как говорил автор любимейшего изречения наших кинематографистов о «важнейшем из искусств» – «лучше меньше да лучше!»
Ведь даже в годы расцвета советского кинопроката (вызывающие у иных ностальгию), разобравшиеся в ситуации мастера кино обращались в инстанции с петициями о создании кинотеатров отечественного кино. И в результате одного из таких обращений (то было открытое письмо в газету «Советская культура» в январе 1988г.) в 1990г. и был создан Центр национальных кинематографий «Москва», ныне «Дом Ханжонкова», на экране которого шло преимущественно советское кино. А в последние годы мы показываем только российское кино. Увы, долгое время это был единственный пример такого рода в стране. Нынче мы приветствуем того же Рудинштейна, который «здесь и сейчас» в кинотеатре «Мир »Кинотавра«» действует в том же духе.
В заключение этой темы хочу сказать, что я не сторонник войн с зарубежным кино, ни «горячих» с запретами, ни «холодных» с квотами. Считаю, что с ним нужно «мирно сосуществовать и в мирном соревновании победить!» – как учил нас дорогой Никита Сергеевич Хрущев. Но для того, чтобы сосуществовать с кем-то, надо существовать самим. И потому давайте объединим усилия не для того, чтобы с кем-то бороться, а чтобы создать достойные условия для существования нашего, некогда любимого всем народом, кинематографа.
Теперь о «правилах игры». Представьте футбольный матч двух команд и действия 22 футболистов, администрации местного стадиона и местных болельщиков, когда все происходящее регламентируется не правилами футбольной игры и правилами проведения соревнований, а Конституцией, Гражданским и Уголовным кодексами и Федеральным законом о спорте. Представляете, что творилось бы на поле и на трибунах! Как были бы переполнены после игры травмпункты и больницы. И сколькими жалобами наутро были бы завалены районные, городские, Верховный, Арбитражный, наш Конституционный и Гаагский Международный суды. Но всего этого не происходит, потому что есть четкие правила игры и проведения соревнований, а провинившихся тут же останавливает судейский свисток, желтая, а то и красная карточка, штрафные, в том числе штраф на внушительные денежные суммы, дисквалификация (в том числе и стадиона) на несколько игр, а то и снятие с соревнований.
Я далек от мысли сравнивать наших прокатчиков и владельцев кинозалов с распоясавшимися футбольными костоломами, но поверьте, нередко в пылу азартной конкуренции и у нас, среди прокатчиков и владельцев кинозалов, есть любители проявить лихость и, выражаясь футбольным языком, и по ногам ударить, и рукой сыграть…
Спортивная аналогия здесь уместна еще и потому, что в мире спорта существуют федерации по различным видам спорта, на которые и возложены основные функции по проведению спортивных соревнований, выработке и соблюдению правил игры, дисциплинарных взысканий и тому подобных технологических приемов управления процессом соревнований.
И здесь весьма кстати идея создания Национальной ассоциации профессиональных участников киновидеорынка, высказанная на Секретариате СК России 22 октября 1999г. (но, к сожалению, не получившая дальнейшего развития).
Подобное общественное объединение необходимо, ибо существующая модель управления кинематографом не в состоянии регулировать взаимоотношения участников сложившейся системы киновидеорынка.
Такая негосударственная ассоциация явится гарантом равных «условий игры» для всех участников кинопроцесса независимо от форм собственности и степени приближенности того или иного «киноолигарха» к власть имущим.
И кому, как не этой Ассоциации принять Кодекс правил российского кинопроката и кинопоказа, где наряду с правами должны быть закреплены обязанности кинопроизводящих, кинопрокатных и кинозрелищных учреждений.
На мой взгляд в этот Кодекс следует обязательно:
1. Ввести правило, что прокатные фирмы, в том числе «Роскинопрокат» должны не позже 3 месяцев со дня первого показа фильма, будь то премьера в Доме кино, зарубежный или российский кинофестиваль, начать массовый прокат фильма в России (по крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге). Ответ на вопрос «как реализовать это правило?» прост: введением штрафных санкций: не успел вовремя начать прокат – плати штраф! Может это, наконец, изживет позорную практику, когда готовый фильм годами не выпускается на экран, а иногда не выпускается вовсе, и для истории он остается лишь в каталогах кинофестивалей, т.е. неким кинематографическим «поручиком Киже»…
2. Ввести правило, что с начала массового проката одна копия фильма передается в собственность режиссеру фильма (или съемочной группы фильма) с правом участия во внутрироссийских кинофестивалях и правом одного коммерческого показа в каждом из 89 регионов РФ в форме творческой встречи с режиссером и другими участниками фильма. Помимо несомненной пользы – активной популяризации киноискусства – это приведет к более близкому общению со зрителем, и зрительская реакция поможет нашим мастерам понять, причины как творческих удач, так и откровенных провалов.
Здесь заложен также элемент конкуренции прокатчика и режиссера (съемочной группы), в процессе которой каждый будет стараться быть первым, иметь и с лучшую рекламу, а в выигрыше окажется зритель.
3. Ввести правило, что интервал с начала кинотеатрального проката до начала выпуска видеокассет – 6 месяцев и телепоказа – 1 год.
В случае не менее 50%-го финансирования фильма со стороны видео- и телевизионных компаний – эти сроки сокращаются вдвое, т.е. через 3 месяца после начала широкого проката выпускаются видеокассеты, а через 6 месяцев разрешается телевизионный показ.
При 100%-ном финансировании фильма видео- и телевизионными компаниями порядок проката ничем не ограничивается и определяется этими компаниями.
4. Ввести правило, что при телепоказе после каждой рекламной паузы идет заставка с названием прерваного фильма, студии и года выпуска, фамилии режиссера, сценариста, оператора, композитора, продюсера и директора картины. Это, на мой взгляд, будет способствовать популяризации творчества наших мастеров кино и хоть как-то компенсирует тот моральный ущерб, который наносится бесцеремонным прерыванием киноповествования рекламой.
Регулятор в обоих случаях также экономический – штрафные санкции. К злостным нарушителям возможно применение и более строгих мер, вплоть до лишения разрешительного удостоверения и лицензии.
5. Ввести правило, что наряду с общим удостоверением на общероссийский прокат фильму нужно получить также разрешительное удостоверение на прокат в отдельном регионе. Выдавать удостоверение региональные министерства (управления) культуры лишь после обязательства организовать кинорекламу на данной территории и обеспечить в указанные сроки достаточное количество кинокопий.
Мы предлагаем выдавать разрешительные удостоверения на прокат в отдельном регионе только при наличии общероссийского прокатного удостоверения и при оплате услуг Единой службе киноинформации, отделения которой следует создать в каждом регионе РФ. В Москве по инициативе нашей гильдии и Комитета по культуре Правительства Москвы уже ведется работа по созданию такой службы. В проекте постановления предусмотрено, что реклама отечественного кино должна была быть дешевле зарубежного. Стоимость рекламы кино должна быть ниже, чем реклама алкоголя, табака, ночных клубов, казино и т.п. Предусмотрены устанавливаемые в людных местах сводные киноафиши всех кинотеатров, издание бесплатной «Киногазеты», наподобие газеты «Метро», и распространение ее схожим образом.
Кинотеатры могут получить лицензии на кинопоказ лишь при наличии договора со службой киноинформации (и оплате услуг по этому договору).
6. Ввести правило, что лицензирование деятельности в области кинопроката и кинопоказа в центре и на местах проводится по рекомендации Национальной ассоциации профессиональных участников киновидеорынка и при участии ее уполномоченных представителей.
7. Наконец, предусмотреть в «Кодексе правил…» создание дисциплинарной или дисквалификационной комиссии Национальной ассоциации. И, как в футболе, показывать нерадивым участникам кинопроцесса желтые и красные карточки, штрафовать и дисквалифицировать в зависимости от содеянного. А «деяния» встречаются самые многообразные: можно снять кино и никому его не показывать – один даже умудрился получить при этом «Нику»(!). Можно заключить договор на показ фильма и не получить его не только в указанные сроки, но и вовсе не получить. Можно сговориться с прокатчиком и «прокатить» конкурирующий кинотеатр или наоборот – договориться с кинотеатром и «прокатить» конкурента – прокатчика, можно в разгар кинопоказа снять фильм с одного кинотеатра и передать в другой, с которым прокатчик на дружеской ноге и наоборот – не дать фильм на фестиваль лишь потому, что с президентом фестиваля у прокатчика неприязненные отношения. А то и просто соврать – «копия не готова или в отъезде», – а наутро же по телевизору печально причитать, что российское кино никто не хочет показывать…
секретарь СК России, президент Гильдии организаторов производства и проката фильмов

Текст: Расим Даргях-заде
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?