Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Трудно поверить, но 12 ноября PlayStaion 5 исполняется пять лет: новейшая консоль Sony, вошедшая в девятое поколение, появилась на рынке в 2020 году, и это был крайне непростой запуск для компании. В честь первой крупной годовщины вспоминаем, как Sony пыталась в очередной раз покорить рынок, что пошло не так и каковы результаты на текущий момент.
Новые скорости
PlayStation 4 вышла в 2013 году, и ведущий архитектор Sony Марк Церни сразу же приступил к подготовительным работам для производства следующего поколения. На протяжении двух лет после запуска PS4 он плотно общался с внутренними студиями, для того чтобы узнать у девелоперов видеоигр пожелания, проблемные места и другие нюансы, которые можно было бы улучшить для будущей консоли. Уже в 2015-м стартовала полноценная разработка устройства, в которой были учтены все пожелания — именно они расставили приоритеты в том, чему стоит отдать предпочтение в будущей PlayStation 5.
Ключевой проблемой восьмого поколения консолей большинство разработчиков видели низкую скорость загрузки с жестких дисков. По мере того как новые игры становились все объемнее и требовательнее, многие стали упираться в то, что вычислительных средств для подобных тайтлов хватало, а вот скорости чтения — не всегда. Это особенно ярко было заметно в проектах, где подгрузка мира происходит «на лету», без переключения между уровнями. Для устранения проблемы Церни принял решение заменить привычный жесткий диск на сверхбыстрый SSD, созданный по технологии NVMe M.2. Стоит отметить, что на момент выхода PlayStation 5 это было лучшее предложение на рынке в плане скорости загрузки — за счет разработанных принципов сжатия и установки контроллеров памяти на материнскую плату инженерам Sony удалось добиться невероятных 22 ГБ/с, для сравнения: на PS4 скорость чтения была около 80-120 МБ/с, что на несколько порядков (!) ниже. Сейчас разработчики окончательно усвоили принципы работы с консолью, и скоростной SSD привел к появлению практически полного отсутствия загрузок — как первичных, так и в геймплее, что еще недавно казалось практически невозможным.
Некстген в мелочах
Церни активно работал и над другими улучшениями, хотя немалая их часть и кажется несущественной среднестатистическому геймеру. Действительно, на первый взгляд отличие от поздних игр для PS4 не такое уж большое, в пользу чего говорит в том числе и тот факт, что некоторые тайтлы все еще выходят на оба поколения консоли. Однако на деле все, разумеется, не ограничивается только вышеобозначенной скоростью чтения файлов.
Так, одним из важных обновлений «начинки» стало добавление кастомного чипа с функцией трассировки лучей: технология позволяет воспроизводить на экране более реалистичные отражения и тени, что в 2020-м было довольно редкой технологией. А для того, чтобы SSD не работал вхолостую, Sony озаботилась и вопросом оперативной памяти, созданной по технологии GDDR6_SDRAM, чья пропускная способность достигает безумных 448 ГБ/с.
Не забывали при этом и об удобстве пользователей: например, Церни потратил немало времени на проработку системы охлаждения устройства, для того чтобы добиться беззвучности консоли. Даже в первых ревизиях PS5 все чаще можно услышать разве что работу дисковода при его наличии, а не шум от консоли, что было большой проблемой в случае с PS4. Звук вообще стал важным аспектом устройства: специально для PS5 был создан аудиочип Tempest Engine, способный воспроизводить трехмерное аудио с беспрецедентным качеством, особенно при использовании наушников от Sony. На старте мощь чипа раскрывалась только с ними, однако со временем инженеры компании смогли оптимизировать звучание, в том числе для динамиков телевизора и других аудиоустройств.
Будущее в твоих руках
Понимая, что полноценный некстген кроется не столько в картинке, сколько в других деталях вроде высокой скорости загрузки игр и реалистичности, Церни решил пойти дальше и подарить геймерам уникальные ощущения от игры. Для этого был разработан DualSense — новый геймеад, наследник традиции DualShock с собственным характером. Его главным отличием стал даже не форм-фактор, а уникальная система виброотклика и адаптивные триггеры. Вместо привычных уже четырех вибромоторов DualSense использует более сложную технологию, позволяющую воспроизводить отклик точечно почти по всей поверхности геймпада: игрок буквально чувствует капли дождя, скрежет металла и разницу между различными поверхностями, по которым перемещается его герой или транспорт. А адаптивные триггеры создают определенное напряжение в отдельных ситуациях — например, натягивать тетиву лука становится сложнее, а при заклинившем оружии триггеры и вовсе отказываются работать.
Подобные технологии, особенно виброотклик, не назвать новинкой: что-то подобное уже проворачивала Nintendo в джой-конах. Однако DualSense смог вывести технологию на новый уровень: при правильном применении разница действительно ощущается колоссальной. Проблема в том, что многие разработчики попросту не используют выданный им функционал, из-за чего задуманный «некстген» остается за бортом и впечатляет только в избранных играх.
Скромное начало
Релиз PlayStation 5 состоялся в ноябре 2025 года, однако его едва ли можно назвать удачным. На этот раз против Sony сыграло, кажется, вообще все: консоль вышла в разгар COVID-19 и мировой самоизоляции, что уже само по себе было проблемой. Однако нарушившиеся логистические цепочки и кризис рынка полупроводников привели к острой нехватке PS5 на рынке: спрос был в разы больше предложения. Sony старалась справляться с ситуацией как могла: компания организовывала лотереи по продаже консолей, выдавала не больше одной в руки и шла на другие ухищрения, однако все равно все чаще PS5 оседали в руках скальперов, которые перепродавали вырученные устройства с серьезной наценкой — иногда на таком «вторичном» рынке предлагали приобретать консоли в 2-3 раза дороже рекомендованной рыночной цены. Которая, к слову, уже была немалой — на старте PS5 в базовой комплектации стоила $499, а «цифровая» версия без дисковода обходилась в $399.
Масла в огонь подливала и слабая стартовая линейка: приобретая PS5 на релизе, геймеры получали буквально десяток игр, причем от самой Sony их было и вовсе четыре — Marvel's Spider-Man: Miles Morales (2020), Astro's Playroom (2020), Sackboy: A Big Adventure и Demon's Souls (2020). Игру про Моралеса с порога окрестили «платным дополнением» из-за небольшой продолжительности, Astro’s Playroom была бесплатным технодемо для демонстрации возможностей новинки, Sackboy ощущалась как урезанная Little Big Planet, а Demon’s Souls при всем качестве оставалась ремейком уже существующей игры 12-летней давности. В общем, убедительного маловато для среднестатистического игрока, не гонящегося за новинками.
Проблемы с продажами привели к уникальной ситуации: если обычно прошлое поколение поддерживается не так уж долго, чтобы стимулировать переход геймеров на новые устройства, то в случае с PS5 и PS4 разработчикам приходилось действовать в обратную сторону. Например, ЕА выпустила Star Wars Jedi: Survivor для PS5 в 2023-м, а спустя год анонсировала версию для PS4. Чуть позже и сама Sony принялась за портирование игр на ПК, чем вызвала еще больше вопросов: стоит ли покупать дорогостоящую консоль, если спустя год те же игры будут доступны на других платформах?
Ситуация смогла выправиться только спустя три года: в 2023-м большая часть последствий коронавирусных ограничений и проблем с поставками была устранена, и Sony смогла наладить стабильное производство.
Другие версии
За прошедшие со старта продаж PS5 пять лет Sony выпустила несколько ревизий консоли. Уже спустя два года на рынке появилось обновленное устройство на новом техпроцессе, что позволило уменьшить вес и снизить нагрев. В 2023-м была представлена PlayStation 5 Slim — уменьшенная версия консоли с увеличенным объемом встроенной памяти — 1 ТБ вместо 825 ГБ в оригинальной. Главным отличием Slim-версии стало отсутствие привода — его нужно было докупать отдельно, что при увеличении стоимости базовой консоли также было накладно.
Наконец, в 2024-м была представлена PlayStation 5 Pro. Обновление шло по тому же принципу, что уже применялся в прошлом поколении: Pro-версия предлагает более мощный графический процессор, расширенный объем памяти (2 ТБ) и ряд улучшений на программном уровне. Главным среди них стала технология PSSR (PlayStation Spectral Super Resolution, «Спектральное суперразрешение PlayStation»), увеличивающая исходное разрешение за счет технологий машинного обучения, которая позволяет выдавать игры в 4К при стабильном фреймрейте в 60 кадров в секунду. Камнем преткновения для Pro-версии вновь стала цена: на старте консоль продавали за $699, при том что в комплекте не было дисковода и даже подставки для вертикальной установки. Президент Sony Хироки Тотоки парировал тем, что устройство и не предназначается для рядовых геймеров.
Маленькие победы
Все вышеназванное не помешало PlayStation 5 найти свою аудиторию: геймеры все равно знали, что именно предлагает Sony, и нередко были готовы на уступки. К февралю 2025-го суммарные продажи консолей достигли 75 млн, что позволило PS5 занять девятую строчку в рейтинге самых продаваемых игровых консолей в истории. До рекордов самой Sony пока далеко: даже считающаяся слабой PS3 разошлась большим тиражом, но и срок жизни у нее был выше. Судить о реальных показателях PS5 можно будет ближе к концу жизненного срока, но уже сейчас очевидно, что устройство вполне неплохо себя чувствует и может предложить геймерам что-то уникальное на рынке.
Недавно Хироки Тотоки заявил, что PS5 только подходит к середине жизненного цикла: из-за замедления развития технологий срок жизни поколений консолей будет постепенно расти, что наблюдается уже сейчас. Если это правда, то до PlayStation 6 еще минимум пять лет — интересно, как распорядится Sony отведенным сроком.
Лучшие игры для PlayStation 5
В отличие от других поколений, к девятому грань между эксклюзивами и обычными релизами расплылась окончательно. В списке ниже мы постарались брать только те игры, что были или остаются консольными эксклюзивными — это означает, что они могли также выйти на ПК, но по-прежнему недоступны на устройствах конкурентов.
Продолжение северных приключений Кратоса для многих стало поводом для приобретения консоли. Что и неудивительно: уже первая часть перезапущенной God of War смогла впечатлить многих, а сиквел вывел все наработки на принципиально новый уровень. Отличный экшен, яркий визуал и увлекательная история помогли Ragnarok занять одно из ведущих мест в библиотеке PS5.
Новинка от Sucker Punch вышла в начале октября и, по мнению многих, может смело претендовать на звание одной из лучших игр 2025 года. Это идеальный пример того, как нужно делать сиквелы: в ней узнается ДНК Ghost of Tsushima, но при этом хватает уникальных черт и особенностей, выделяющих Yotei на фоне предшественницы. Образцовый самурайский экшен и одна из лучших историй о мести за последние годы.
Несколько безопасный, но от этого не ставший менее интересным сиквел Spider-Man предлагает сыграть за двух Пауков разом, а также развлекает богатой галереей персонажей и возможностей. Устаревший дизайн открытого мира, впрочем, никуда не делся, но его компенсируют потрясающие полеты на паутине и широкая свобода действий.
И вновь сиквел в списке, на этот раз продолжение нашумевшей Death Stranding от Хидэо Кодзимы. Вторая часть приключений курьера Сэма Портера Бриджеса уже не удивляет так, как первая, да и к сюжету хватает вопросов, но их по большей части компенсируют геймплейные улучшения и невероятная проработка многих аспектов.
Седьмая часть одного из лучших гоночных симуляторов в истории выводит серию на принципиально новый уровень. Разработчики старательно воспроизвели физику автомобилей, передали тонкости звучания и даже учли разницу дорожных покрытий не только в геймплее, но и на уровне ощущений — DualSense точно реагирует на все мельчайшие изменения и буквально дает ощутить кожей то, что обычно остается за кадром. Плюс GT7 регулярно обновляется, что позволяет ей оставаться актуальной даже спустя несколько лет после релиза.
Ремейк оригинальной Demon’s Souls постарался быть предельно верным оригиналу, что одновременно и плюс, и минус. Разработчики сохранили все геймплейные особенности и не стали переносить улучшения из последующих игр FromSoftware, но при этом сильно улучшили картинку и общие ощущения от игры. Результат вышел увлекательным, но многие до сих пор считают, что старая Demon’s Souls была атмосфернее.
Последняя на сегодняшний день номерная Final Fantasy сильно перетряхнула формулу и изменила масштабы: если битвы — то почти планетарного уровня, если кристаллы — то размером с город. Все на фоне кровавых междоусобиц и общей жестокости мира. На привычную сказку похоже мало, но Final Fantasy всегда смело шла навстречу изменениям. Результат вышел ярким, необычным и возможным только в этой серии: представить себе происходящее в другой франшизе попросту невозможно.
Корейский экшен о воительнице Еве заинтриговал многих с первых трейлеров: разработчики смогли создать увлекательную боевую систему, сопроводив ее небанальным дизайном уровней и невероятными босс-файтами. Вопросы вызывали разве что слабая история и спорный дизайн героини, который получил противоречивую реакцию: были как те, кто восхищался откровенным обликом Евы, так и те, кто, наоборот, ругал объективацию героини. Продажи, впрочем, показали, что геймплейные решения куда важнее споров в Сети.
Вторая часть запланированной трилогии ремейков Final Fantasy VII выросла во всем и удивляет своим размахом. Авторы смогли улучшить практически каждый аспект, от боевой системы до проработки героев, но местами перегибали с количеством контента: нередко слышны жалобы на то, что Rebirth слишком уж раздута. Для многих это плюс, но кто-то вполне может уйти расстроенным.
Ремейк одного из лучших психологических хорроров в истории предложил новому поколению геймеров познакомиться со ставшей классической историей, а уже знакомым — пережить ее заново и открыть в ней новые грани. Bloober Team смогла повторить магию оригинала, сделав историю своей: в ней хватает мелких изменений и иначе расставленных акцентов, но общее впечатление от этого вовсе не портится.
Что смотреть в кино на этой неделе: «Иллюзия обмана 3», «Ран» и «Соленая тропа»
Сегодня / Текст: Алихан Исрапилов
Рецензия на мини-сериал «Смерть от молнии» — исторический байопик с Мэттью МакФэдиеном
Сегодня / Текст: Гульназ Давлетшина
Обыкновенное чудо: к пятилетию PlayStation 5
Сегодня / Текст: Сергей Сергиенко
Луковый рыцарь: рецензия на сериал «Робин Гуд»
Сегодня / Текст: Владимир Ростовский
Молодой поэт, кинозвезда и директор ФБР: 7 незаслуженно забытых ролей Леонардо ДиКаприо
11 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Долгая прогулка по побережью: рецензия на фильм «Соленая тропа»
11 ноября / Текст: Гульназ Давлетшина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).