Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Интервью

Все мы хорошо знаем питерскую кинокомпанию СТВ, подарившую нам в разное время чуть ли не все заметные отечественные фильмы -- "Брат" и "Брат 2", "Особенности национальной рыбалки", "Мама, не горюй", "Про уродов и людей", "Сестры". Сегодня Михаил Мальцев, отвечающий в компании за связи с нами и вами (то есть с прессой и общественностью) наконец нашел время, чтобы рассказать о том, что нового происходит в компании, какие фильмы снимаются или находятся на стадии подготовки к производству.

Добавить в закладки

Все мы хорошо знаем питерскую кинокомпанию СТВ, подарившую нам в разное время чуть ли не все заметные отечественные фильмы – «Брат» и «Брат 2», «Особенности национальной рыбалки», «Мама, не горюй», «Про уродов и людей», «Сестры». Сегодня Михаил Мальцев, отвечающий в компании за связи с нами и вами (то есть с прессой и общественностью) наконец нашел время, чтобы рассказать о том, что нового происходит в компании, какие фильмы снимаются или находятся на стадии подготовки к производству.

Кинокомпания СТВ

-- Во-первых, сколько их, новых фильмов СТВ?
-- Сейчас одновременно в производстве находится ни много, ни мало - 10 фильмов. Плюс еще несколько проектов рассматривается. Сценарии Сергею Сельянову (директор кинокомпании СТВ и продюсер всех ее фильмов) присылают постоянно, он их все читает. Не могу сказать, что многое достойно выбора, но новые запуски до конца года еще могут быть.
-- Ничего себе! «Мосфильм» в свои лучшие годы снимал меньше!
-- Ну так мы и не Мосфильм, а предприятие вполне частное, сколько можем - столько и снимаем. Кстати, что касается Мосфильма, то насколько я знаю, в лучшие годы он снимал по 40-50 фильмов, да и сейчас вовсе не простаивает. То есть кинопроизводство живет, и что особенно радует - растет кинопрокат отечественных фильмов, особенно в регионах. Но до желаемого объема проката еще очень и очень далеко.
-- А такое внушительное количество во вред качеству не пойдет?
-- Каждый проект отбирался тщательно, и мы рассчитываем, что каждый наш фильм будет определенным кинособытием в свое время. При этом все фильмы разные по жанру, среди режиссеров есть и известные имена, но есть и дебютанты. Кстати, лично мне очень импонирует такая политика кинокомпании - снимать не только фильмы режиссеров «с именем», но обязательно искать и снимать никому пока не известных новичков. В этом есть определенный риск, но он оправдан и необходим. Еще одно наблюдение - после выхода фильма «Сестры» критика сразу же прилепила ему ярлык «бандитский». Вероятно, к разочарованию кинокритиков, среди текущих проектов ни одного «бандитского» не оказалось. Но это временно.
-- Хорошо, новостей будет много. С чего начнем?
-- Пожалуй, с «Сестер» и начнем. Тот самый фильм, о котором все слышали, все написали, а некоторые даже посмотрели, и уж совсем кое-кому, извините, понравилось. И хотя на сайте sisters.film.ru мы стараемся регулярно освещать связанные с фильмом события, некоторые новости не будет лишним повторить еще раз. А именно - фильм «Сестры», режиссера Сергея Бодрова, отобран для участия в дебютной программе 58-го Венецианского кинофестиваля. В биографии режиссера Венеция уже была, правда не фестивальная, а пляжная, где он работал спасателем. И конечно, никто из отдыхающих не мог тогда вообразить, что их спасает будущий конкурсант фестиваля. А вот случилось все же… И если так дальше пойдет, то мы уже не удивимся, что Сергею Бодрову предложат еще раз ответить на вопрос «Какова цель вашего визита в США?» – «New York Film Festival».
"Сестры", кадр из фильма

-- Это шутка такая, или американские фестивали тоже заинтересовались фильмом?
-- Кроме Венеции фильм еще приглашают в Японию, в Германию, в Канаду на фестивали в Торонто и Монреале, да и в России тоже есть предложения, ближайшее - на фестиваль «Созвездие 2001» в Архангельске. И еще в Ялту, на «Неделю украинского и российского кино». Опять же, по определению кинокритиков, фильм был сразу же записан в «зрительские», и что фестивали ему не светят. А вышло все по-другому - и для проката и для фестивалей приходится допечатывать копии.
-- Расскажи про «Двух шоферов». Это, по моему, следующий по хронологии проект. Как там обстоят дела?
-- «Ехали два шофера» - дебютная полнометражная картина недавнего выпускника ВГИКа режиссера Александра Котта. В кинематографе он уже известен благодаря своим короткометражным фильмам «Фотограф» и «Пугало», отмеченным многочисленными призами на международных кинофестивалях. В главных ролях в фильме «Ехали два шофера» тоже все дебютанты – Павел Деревянко, Ирина Рахманова и Валерий Иваков.
Действие фильма происходит в послевоенное время (1949-й год), съемки проходили на Урале, под городом Красноуфимском. По жанру фильму больше всего подходит определение «лирический» и немного «ретро».
"Ехали два шофера", кадр из фильма

-- То есть, наконец, СТВ разворачивается лицом к поколению «Ворошиловского стрелка»? И будет ли фильм, как ты считаешь, интересен в том числе жителям Красноуфимска?
-- Им-то он точно понравится. Как рассказывал художник-постановщик фильма Эдуард Галкин, в работе над фильмом принимало участие большое количество людей разных профессий. Они делились своими рассказами, впечатлениями, переживаниями. Многие из них помогали совершенно бескорыстно. Удалось собрать около 500 различных фотографий, газеты, журналы, патефонные пластинки, денежные купюры, старые платья, шляпки, дамские сумочки и даже нераспечатанные пачки с сигаретами, сохранившиеся еще с войны.
Кстати, забавно: с приездом съемочной группы из местных магазинов исчезло практически все, начиная от спиртных напитков и заканчивая детским питанием. А еще в тех краях популярны сигареты «Тамбовский волк», по виду очень похожие на сигареты «Друг».
Но если серьезно - исторический фон фильма - это первая послевоенная пятилетка, связанная с восстановлением разрушенного во время войны хозяйства. Время, мало изученное историками, время трагическое, голодное и вместе с тем - радостное. Люди радовались окончанию войны, радовались тем, кто остался жив, тем, кто только начинает свою жизнь. И в фильме скорее не конфликт, а контраст того времени. Есть беспризорные ребятишки, которые воруют в магазинах, тяжелый труд рабочих на заводе и многое другое, но есть и городской праздник и концерт в сельском клубе по случаю юбилея А.С.Пушкина и И.В.Сталина в одном и том же 1949 году.
"Ехали два шофера", кадр из фильма

-- И когда ждать фильм в прокате?
-- В настоящий момент фильм окончательно смонтирован и находится на стадии озвучания. Премьера планируется на конец сентября - начало октября 2001 года. Кстати, уважаемым журналистам рекомендуем не терять времени и обращаться за интервью с участниками фильма. А то упустите момент и будете «как на Бодрова» записываться в очередь.
-- Чур я первый в очереди. Кстати, о народных любимцах. Где сейчас снимается Виктор Сухоруков?
-- У Виктора сейчас период такой творческой востребованности, что большего и желать сложно - театральные работы, съемки в кино, интервью в прессе и на телевидении. На улицах узнают, руки жмут, «спасибо» говорят (и не только за «Братьев»), таксисты бесплатно возят. Вдобавок, 10 ноября этого года у него юбилей - исполняется ровно 50 лет. У нас он только что снялся в новом проекте режиссера Сергея Овчарова «Сказ о Федоте-стрельце и невидимом граде Расея», по мотивам известной сказки Леонида Филатова. Актерский состав вообще замечательный: Андрей Мягков (Царь), Константин Воробьев (Федот), Ольга Пашкова (Маруся), Ольга Волкова (Баба-Яга), Владимир Гостюхин (Генерал), Елена Габец (Нянька), Наталья Щербакова (Невеста), Сергей Донцов-Дрейден (Жертва, есть в фильме и такой персонаж).
"Федот-Стрелец", кадр из фильма

-- Подожди, а Сухоруков-то где?
-- У него роль самая что ни на есть козырная - он играет То-Чего-Не-Может-Быть (в документах фильма для краткости писали ТЧНБ). Правда, на экране его будет видно.
-- И на том спасибо. Слушай, это просто уже неприлично - снимаете проект такого масштаба, а в прессе о нем ни слуху, ни духу. Давай подробности!
-- Фильм начали снимать в феврале под Суздалем. По эскизам художника-постановщика Павла Новикова там построили декорацию целой деревни. Были изготовлены сотни исторических и сказочных костюмов, а также немалый арсенал древнего оружия и утвари, всевозможные алебарды, дрыны и пищали (художник по костюмам Наталья Замахина). И вот представь себе: снимается массовка, все в лаптях, поддевках, крестьянских шапках, с какими-то торбами, вобщем нищенская такая Расея. Наступает перерыв, и… оборванная крестьянка достает откуда-то сотовый телефон, в суме у нищего вдруг оказывается цифровая видеокамера, стрельцы вооружаются фотоаппаратами, и весь этот сюр снимает друг-друга, щелкается на память с главными героями… Раздается команда режиссера «Приготовиться к съемке», и все опять исчезает по торбочкам и запазухам до следующего перерыва. И еще из серии fun facts: бревна, из которых строили декорации деревни, оказались не новичками в кинематографе – до этого они снимались в картине «Русский бунт».
-- Ты говоришь, фильм снят. И когда его можно будет увидеть широкой публике?
-- В настоящий момент завершен черновой монтаж, увидеть который тебе наверняка уже хочется, но как говорил О.Генри «Это будет стоить папаше Дорсету лишних…». Сейчас предстоит создание компьютерных спецэффектов и озвучание. Выход фильма на экраны предполагается в конце этого года.
-- Кроме шуток, настоящих спецэффектов? Хотя Овчаров может, у него есть опыт компьютерных фильмов…
Он почти 10 лет не снимал полнометражных фильмов, но за это время появился проект «Мифы», среди которых уже были компьютерные мультфильмы «Фараон» и «Подвиги Геракла», отмеченные призами фестивалей. Среди призов, кстати, есть даже «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, но об этом как-то до сих пор почти никому не известно.
"Федот-Стрелец", кадр из фильма

-- Хорошо, поехали дальше. Не пора еще выводить на сцену Бодрова-младшего?
-- Как скажешь, можно сразу вместе со старшим. «Медвежий поцелуй», совместное производство немецкой киностудии «Pandora Film» и кинокомпании СТВ. Сергей Бодров-старший снимает, младший - в одной из ролей (и не спрашивай в какой - это будет сюрприз). По сценарию в бродячий цирк попадает маленький медвежонок и достается на воспитание юной эквилибристке. Ее играет шведская актриса Ребекка Лилльеберг, известная нашим зрителям по фильму «Покажи мне любовь» («Fucking Amal»)…
-- Ну все, пошли звезды мирового масштаба.
-- Пуркуа бы и не па. Поскольку по сценарию бродячий цирк переезжает из Петербурга сначала в Швецию, потом в Германию, потом в Испанию, то и съемочная группа фильма движется по тому же маршруту. Начинались съемки в Питере, в цирке на Фонтанке, а сейчас идет уже «испанский» период.
-- То есть, съемки, фактически, заканчиваются? И как себя вел на съемочной площадке медведь - ведь работа с животными традиционно считается самой сложной для режиссера задачей, сложнее съемок детей, в которых так быстро поднаторел Бодров-младший?
-- Медведей снималось несколько, готовил их один из лучших в стране цирковых «медвежатников» - Юрий Александров. Специально для съемок кинокомпания СТВ приобрела маленького медвежонка. Назвали его - угадайте с трех раз - правильно, Сережей. На площадке он работает замечательно, вся группа его очень любит, особенно после того, как Сережа покусал режиссера.
"Медвежий поцелуй", кадр из фильма

Еще в фильме есть сцена, где охотничьи собаки загоняют большого медведя. Привезли медведя на площадку, привезли «натасканных» собак. Но стоило медведю лишь повернуть морду - собак как ветром сдуло. Пришлось снимать их по отдельности, а вся сцена «загона» будет, видимо, верхом операторского и монтажного искусства.
В ближайшее время мы рассчитываем получить фотоматериалы со съемок в Германии и Испании, а сам фильм выйдет уже в следующем году.
-- Плотно работаете - по премьере каждые три-четыре месяца.
-- Да уж как получается. Ладно, теперь конспективно по прочим проектам.
«Кострома». Полнометражный фильм еще одного дебютанта, режиссера Валерия Сурикова. Находится на стадии подготовительного периода, съемки будут проходит на Алтае. По жанру этот фильм можно, наверное, определить как лирико-фольклорный, в чем-то даже магический, сказочный. Синопсис: «Девка ищет жениха, да никак не может найти».
«Кукушка». Новая работа известного режиссера Александра Рогожкина. Фильм тоже находится на стадии подготовительного периода. Действие происходит во время Великой Отечественной войны, главные действующие лица - два солдата, финский и русский, и девушка-саамка (саамы - небольшая народность в Финляндии). Название фильма тоже идет со времен той войны - «кукушками» наши солдаты называли финских снайперов.
«Война». Новый фильм Алексея Балабанова. Начато производство. No comments.
-- Стой, стой, стой! Как это «no comments»?! Новый фильм Балабанова - и сразу «no comments»? Он себя не Джорджем Лукасом случайно вообразил?
-- Да собственно комментировать-то еще нечего. В одной из ролей сыграет Ингеборга Дапкунайте. Сергей Бодров тоже участвует. В главной роли снимется студент третьего курса театрального института Алексей Чадов.
-- Народ вас не поймет. Про что хоть фильм?
-- Если расскажу про что - смотреть будет не интересно. Фильм про войну, а все подробности будут на экране. Едем дальше.
«Убитые молнией». Режиссер-постановщик Евгений Юфит. Не перевелись еще на Руси киномаргиналы! Для тех, кто не знаком с творчеством Евгения Юфита - он работает в стиле «некрореализм». Что это такое, словами передать не могу, а если интересуетесь, то посмотрите пока его предыдущие фильмы – «Серебряные головы», «Деревянная комната», «Папа, умер дед Мороз». Фильм снимается тайком ото всех, даже от руководства студии. Когда выйдет – сами не знаем.
-- Некрореализм… А для детей когда снимать будете?
-- Сейчас и до детей доберемся.
«Карлик Нос»: полнометражный мультипликационный фильм по одноименной сказке В. Гауфа, и также использованы мотивы сказок «Маленький Мук» и «Каменное сердце». История мальчика, которого злая колдунья превратила в уродливого карлика, чтобы он согласился заменить свое доброе и отзывчивое сердце на каменное. После долгих испытаний мальчик возвращает себе внешность, а злая колдунья наказана.
Над мультфильмом работает учрежденная кинокомпанией СТВ студия анимационного кино «Мельница». Режиссер Илья Максимов, авторы сценария Александр Боярский и Наталья Чепик. Планируемое окончание производства - весна 2002 года. Со всей скромностью этот проект можно назвать грандиозным, кинопрокат у него будет такой же серьезный, как и у «взрослых» фильмов.
-- Раз уж заговорили об анимации: что, кстати, происходит с «Волшебником изумрудного города» для НТВ? Я помню, что то ли две, то ли четыре серии вышли, и как -то все зависло. Будет ли продолжение, когда?
-- Правильное название - «Приключения в Изумрудном городе». Мультфильм делался по заказу «НТВ Профит», но после известных событий с НТВ финансирование прекратилось. Пока работа над 5-й и 6-й серией приостановлена, хотя успели сделать больше половины.
Следующие два фильма – документальные. Этот жанр никогда не был коммерческим, не знает кинопроката, а тираж на видео (если будет вообще) разойдется по немногочисленным киноспециалистам. Именно поэтому, хотелось бы остановиться на этих фильмах самым подробным образом.
«Все Вертовы». Документальный фильм, режиссер Евгений Цымбал, сценарист Владимир Непевный. Слово авторам:
«Денис, Михаил и Борис. Три брата, вошедшие в историю мирового кинематографа. Старший - под псевдонимом Дзига Вертов. Младшие - под своей настоящей фамилией - Кауфман.
Дзига Вертов - новатор документального кино. Автор »Человека с киноаппаратом« и »Колыбельной«. Певец индустриализации, неисправимый формалист и искатель »киноправды«. Его творчество нисколько не утратило своей актуальности. В манифесте датской »Догмы« (отказ от постановочности, стремление к документальности, ручная камера, анонимность) можно обнаружить идеи создателя »Киноглаза«. А в нью-йоркском Музее Современного Искусства на обширной выставке, посвященной искусству 20 века, кадры из фильмов Вертова соседствуют с фотографиями Родченко, картинами Лисицкого и другими работами конструктивистов. Это главное - что осталось от советской эпохи в истории мирового искусства.
Два других брата долгое время несправедливо оставались в тени славы старшего. Между тем, каждый из них обладал собственной творческой индивидуальностью. А перипетии судьбы - заслуживают самостоятельного повествования.
Михаил Кауфман - не только великолепный оператор, соратник Вертова, но и автор малоизвестного шедевра - »Весной«. Этот документальный фильм, весь пронизанный лирической интонацией, смонтирован из материала, не вошедшего в окончательный вариант »Человека с киноаппаратом«.
Судьба третьего брата, Бориса, представляет особый интерес. В 20-е годы он эмигрировал во Францию. Там он сблизился с молодым Жаном Виго и снял все его три фильма, включая легендарную »Аталанту«, один из лучших фильмов »всех времен и народов«. Этот поэтический шедевр, недавно восстановленный в своем первоначальном виде, в полной мере позволяет оценить операторское искусство Бориса Кауфмана. (Возможно о »французском« периоде Б. Кауфмана может рассказать другой знаменитый оператор русского происхождения - Саша Верньи).
Сняв »главный« французский фильм, Кауфман, когда начинается война, уезжает в Америку. Там он снимает сразу два этапных для американского кинематографа фильма. Первый - »В порту«, с режиссером Элиа Казаном. Фильм, знаменитый не только тем, что в нем дебютировал Марлон Брандо, но и тем, что он снят не в павильонах, а в реальном порту, с реальными фактурами. Другой фильм - »12 разгневанных мужчин« Сиднея Люмета. Помимо блестящего актерского ансамбля, известный тем, что почти все его действие сосредоточено в одном замкнутом пространстве, где вынуждены находиться 12 персонажей. Такой сценарий требовал оригинального операторского решения. По воспоминаниям режиссера, чтобы передать нарастание драматизма, им совместно с оператором была придумана последовательность ухищрений, связанных с переменой оптики. Фильм стал образцом режиссерского и операторского искусства. В отличии от знаменитого старшего брата, лишенного возможности снимать, Борис Кауфман плодотворно работал до конца жизни, поставив несколько фильмов и как режиссер.
Денис, Михаил и Борис. Три неповторимые человеческие индивидуальности. Какими они были, »все Вертовы«?»

Материал для фильма собирался в архивах, в России и во Франции. Планируемое окончание производства - осень 2001 года.
«Сны об Альфеони». Документальный фильм, режиссер и автор сценария Владимир Непевный. Вместе с предыдущим этот фильм входит в программу «Культура для нового тысячелетия». Еще раз слово автору:
«На церемонии вручения »Оскара« в этом году произошло событие, ставшее для многих в России поводом для нежданной радости и гордости за отечественное искусство. »Оскар« за лучший мультфильм был присужден режиссеру из Ярославля Александру Петрову. Его »Старик и море« поразил всех редко доступной для »большого« кино поэтичностью и необычной техникой »ожившей« живописи. В числе учителей, которым он обязан своим успехом, А. Петров назвал выдающихся режиссеров-мультипликаторов Ф. Хитрука, Ю. Норштейна, а также А. Алексеева. К сожалению, имя последнего известно в России лишь небольшому кругу специалистов. После революции он эмигрировал во Францию и большую часть жизни прожил за границей. Между тем, именно Александру Алексееву принадлежит главная заслуга в том, что мультипликация из увлекательной детской забавы преобразилась в высокое искусство, в буквальном смысле обрело душу, став анимацией.
Для большинства людей самый известный аниматор ХХ века - Уолт Дисней. По созданным им образцам действительно развивалась вся мировая анимация, в том числе и советская (у нас »генеральную« линию одобрил лично тов. Сталин). Одним из немногих, кто не последовал за всеобщей модой, был А. Алексеев. Театральный художник (ученик С. Судейкина), тонкий иллюстратор-график, продолжатель традиций мастеров »Мира искусства«, он словно намеренно сторонился массового успеха, избегал общедоступности. Главным для него было перенести на экран свой поэтический мир, оживить призрачные тени, обитавшие в его картинах. Для А. Алексеева анимация не ремесло, а магический акт, в результате которого »зритель погружается в мечтательное состояние, а художник становится его гидом в воображаемом и живом мире«.
Чтобы осуществить задуманное А. Алексеев изобрел специальный игольчатый экран, позволявший с помощью придуманного им же способа освещения и съемки добиваться бесконечно разнообразных оттенков белого и черного, а также плавного перетекания, трансформации одной графической картины в другую. В 1933 году он создает первый свой шедевр - »Ночь на Лысой горе«.
Жизнь и творчество А. Алексеева - уникальный материал для документального исследования. В его фильмах и написанных им »Воспоминаниях санкт-петербургского кадета« оживает фантастический Город, омываемый водами времени, где проходит беспечное (пока еще) детство Альфеони, любимое занятие которого - разглядывать тени, скользящие по потолку его спальни. Он еще не знает, что отец и оба его брата погибнут, что сам он окажется в другой стране, что его другом станет писатель-коммунист Андрэ Мальро, который во время поездки в Советский Союз обратится к Сталину с просьбой найти мать Альфеони, и Вождь выполнит просьбу и назначит старой женщине пожизненную пенсию.
В этом году Альфеони исполнилось бы 100 лет».

Окончание производства – осень 2001 года.
-- Хорошие фильмы. Сам с интересом посмотрю. Ну что, под занавес - о будущих проектах?
-- Киношники люди суеверные. И как правило, до принятия фильма к производству предпочитают помалкивать. Но кое-какие карты можем приоткрыть.
Сразу две британские кинокомпании конкурируют за право снять римейк первого «Брата». Поясним: римейк означает, что будет написан английский сценарий, будет снимать английский режиссер, будут сниматься английские актеры. Ведем переговоры по одному простому вопросу – на чьи деньги это будет сниматься? И вот и не угадали, что мы с ними торгуемся, как бы подороже продать права. Все как раз наоборот – мы хотим, чтобы английский римейк «Брата» снимался на наши (!) деньги. Англичане от нас такого не ожидали и задумались. Ну, пусть думают.
-- А как же «Брат 3»?
-- Где бы повесить такую табличку, чтобы всем была видна - «Брата 3» нет. «Брата 3» не было. «Брата 3» не будет. Пока не будет. И зарекаться тоже не будем.
-- Еще раз спасибо тебе, Михаил, от читателей Фильма.Ру, за чрезвычайно интересную и содержательную беседу. Надеюсь, не в последний раз.

Текст: Сергей Аксенов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?