Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Поттериана 2.0

На этой неделе в российский прокат выходит фэнтези-блокбастер «Фантастические твари и где они обитают», открывающий новую главу в истории мира, придуманного Джоан Роулинг для книг о Гарри Поттере

Добавить в закладки
Поттериана 2.0

В последние десятилетия мы видели немало блокбастерных киноциклов, но «Гарри Поттер» занимает среди них особое место. На протяжении восьми размашистых лент мы наблюдали за тем, как маленький волшебник и его друзья растут, развиваются, учатся, переживают первые романтические приключения, ищут свое место в мире чародейства… И, конечно, противостоят злым силам.

Для студии Warner этот цикл был колоссальным риском. Прежде всего, потому что в его центре стояли юные актеры, растущие вместе с сериалом и проходящие через самый уязвимый возраст. Никто не мог гарантировать, что ребята, нанятые для первой картины, справятся с ролями, которые им придется сыграть в заключении цикла. Также не было никаких гарантий, что пожилые актеры в ключевых ролях второго плана доживут до конца эпопеи. И сейчас мы знаем, что Ричард Харрис смог сыграть Альбуса Дамблдора лишь в первых двух фильма цикла. Смог бы сериал пережить потерю еще нескольких ведущих звезд? Это очень большой вопрос.

Дэвид Хейман, Джоан Роулинг и Дэвид Йейтс на съемочной площадке фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Надо честно признать – у команды продюсера Дэвида Хеймана получилось не все задуманное. Практически к каждому из восьми фильмов можно предъявить серьезные претензии. Но общий результат все равно впечатляет и поражает. Мировой кинематограф выиграл от того, что столь амбициозный и рискованный проект был реализован. И, как это обычно бывает, аппетит пришел во время еды. Теперь Хейман и финансирующая его предприятие студия Warner готовят еще более рискованный проект.

Когда авторы киноверсии «поттерианы» снимали фильмы, они опирались на мощный фундамент – проверенные десятками, а то и сотнями миллионов читателей бестселлеры Джоан Роулинг. Продюсеры не могли гарантировать, что зрителям понравятся актеры, которых они наняли, но они точно знали, что публика обожает персонажей, которых эти актеры будут играть. И они были уверены, что рассказывают захватывающие истории, потому что эти истории уже захватили детей и взрослых по всему миру. О Роулинг пишут, что она вновь приучила ребят к чтению, и эта гипербола не так уж далека от истины. Кто мог предположить, что в эпоху поразительных видеоигр, блистательных телесериалов и социальных сетей «кирпичи» размером с тома Толстого и Достоевского будут разлетаться с прилавков как горячие пирожки?

Теперь все иначе. Роулинг все еще на канате, но теперь она работает без страховки. Да, формально фильм «Фантастические твари и где они обитают» основан на одноименной книге. Но печатные «Твари» – это учебник магической школы Хогвартс, и он в самом деле перечисляет и описывает всевозможных вымышленных существ. Тогда как новый блокбастер рассказывает о том времени, когда замкнутый и эксцентричный магозоолог Ньют Саламандер создавал свой компендиум. Фантастические животные в фильме – лишь антураж драматичного повествования о волшебниках и людях Соединенных Штатов до Второй мировой войны.

Эдди Редмэйн и Кэтрин Уотерстон на съемочной площадке фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Соответственно, большинство персонажей нового фильма придумано специально для него, и их приключения зрителям не знакомы. Конечно, это интригует, но и настораживает – сумеет ли Роулинг второй раз войти в прежнюю воду? У нас до сих пор перед глазами катастрофический пример приквелов «Звездных войн», в которых Джордж Лукас безуспешно пытался повторить некогда удавшийся ему трюк.

Впрочем, о вымучивании в данном случае речи не идет. Роулинг из тех авторов, кому проще писать, чем не писать. Когда не так давно режиссер Дэвид Йейтс, поставивший заключительные фильмы «поттерианы» и сейчас работающий над новым циклом, попросил писательницу набросать несколько страниц синопсиса второй серии, Роулинг сразу принесла более чем 100-страничную заготовку сценария. Иными словами, сюжетных идей у нее столько, что она едва успевает их записывать.

Но удачные ли это идеи? До вынесения зрительского вердикта студия не может быть в них уверена. Равно как и в том, понравятся ли публике новые герои Роулинг. Последнее для киноцикла особенно важно. Чем длиннее сериал, тем значимее способность персонажей очаровывать, привлекать и удерживать аудиторию. Никто не будет годами следить за героями, которые не завораживают, а вызывают скуку или омерзение.

Тем не менее студия Warner делает огромную ставку на Роулинг. Студийных боссов можно понять. Супергеройский цикл по мотивам комиксов DC Comics показывает себя не так хорошо, как студии хотелось бы, а «поттериана» собрала в прокате почти 8 миллиардов долларов. То есть почти по миллиарду на картину. Лишь вторая лента цикла заработала менее 900 миллионов долларов. Так что Роулинг – не темная лошадка. Это явный фаворит. И, в отличие от Лукаса, у нее нет других дел и проектов, помимо развития вселенной Гарри Поттера – то есть сочинения сценариев и книг.

Элисон Судол и Дэвид Йейтс на съемочной площадке фильма "Фантастические твари и где они обитают"

С художественной точки зрения можно только радоваться тому, что «Твари» – не экранизация. Фильмы «поттерианы» заметно страдали от того, что постановщики не могли перенести на экран все, что было в книгах Роулинг. Теперь же Роулинг использует все, что она узнала о возможностях и ограничениях кинопроизводства, чтобы сочинять оригинальные сценарии. Никаких больше «трудностей перевода»! И никакого больше водружения эпических лент на хрупкие детские плечи. Почти все персонажи первого фильма «Тварей» – взрослые люди, и нет оснований предполагать, что в дальнейшем ситуация радикально изменится.

Однако если «Твари» не рассказывают историю взросления, то они теряют важнейший аспект «поттерианы», ответственный за значительную часть ее успеха. Магический антураж и невероятные приключения в книгах Роулинг были нанизаны на костяк правдоподобного, понятного во всем мире повествования о постепенном превращении мальчика в мужчину. Теперь же эта сторона книг отходит на второй план. Хотя среди персонажей фильма есть молодые люди, которые могут духовно расти и развиваться, их вряд ли ждут столь же разительные перемены, как Гарри Поттера и его лучших друзей. И это может сделать цикл менее захватывающим.

Также не факт, что всем понравится, что действие фильма развивается в 1920-х. «Поттер» рассказывал о современном волшебном мире, который якобы находится от зрителей на расстоянии вытянутой руки. Найди на реальном вокзале то место, откуда отходит магический поезд, и ты уже в Хогвартсе! «Твари» же переносят публику в довоенное прошлое, с которым сейчас никто себя не отождествляет. Да, это стильная эпоха, но как ее обыгрывание повлияет на интерес к картине?

Съмочный процесс фильма "Фантастические твари и где они обитают"

Почему Роулинг выбрала именно это время? Очевидно, потому что писательница решила вывести на первый сюжетный план политику. Довоенные годы – это эпоха не только джаза, но и расизма, нацизма и прочих неприятных слов. И все эти темы будут прямо или аллегорически затронуты в цикле. Судя по всему, повествование может закончиться в 1945 году, когда во вселенной Поттера Дамблдор победил на волшебной дуэли Геллерта Грин-де-Вальда, сильнейшего темного волшебника до появления Волан-де-Морта (очевидная параллель с победой над гитлеровской Германией). Кстати, Грин-де-Вальда, уже появлявшегося на экране, мы увидим в «Тварях» в исполнении Джонни Деппа, а сравнительно молодой Дамблдор появился во второй серии цикла, хотя не будет ее ведущим персонажем.

В связи с этим сразу возникает вопрос. Если Грин-де-Вальд будет ключевым злодеем нового цикла, то почему основным героем сериала числится Ньют Саламандер, который его не побеждал? Или Саламандер с друзьями выполнит всю черновую работу, чтобы вывести Дамблдора на «убойную позицию»? А может, Дамблдор присвоил чужую заслугу? Согласитесь, это довольно странно… Хотя Роулинг виднее, какую именно историю она пытается рассказать.

Пожалуй, самая настораживающая параллель с приквелами Лукаса – это устройство «Тварей». С одной стороны, в действии участвуют многочисленные фантастические животные, которых изучает Саламандер, и эта часть фильма явно ориентирована на детей и подростков. С другой стороны, повествование ленты строится вокруг взрослых политических и идеологических проблем вроде противостояния магов и тех людей, которые боятся волшебников и пытаются их уничтожить. Помните, как Лукас скрещивал приключения маленького мальчика с парламентскими интригами (кстати, магический парламент в «Тварях» будет)? Мы как вспомним, так вздрогнем… Надежда только на то, что Роулинг – более талантливый, а сейчас еще и более опытный рассказчик историй с множеством персонажей и сюжетных линий и что она сможет раскусить орешек, на котором сломал зубы Лукас.

Кэтрин Уотерстон, Дэн Фоглер, Джоан Роулинг, Элисон Судол и Эдди Редмэйн

Еще нам не дает покоя то, что если «твариана» не повторит успех «поттерианы», то Warner может закрыть проект до его завершения, и публика не увидит, как закончится задуманная Роулинг история. Ужать бюджет в сиквелах не получится – проект запрограммирован на бюджеты по 200 миллионов долларов, требующие колоссального успеха, чтобы просто окупиться. И если удержать ажиотаж на протяжении трех лент вполне реально (Лукасу же это удалось!), то пять картин могут оказаться перегибом. Нельзя исключать, что Роулинг и Warner переоценивают будущий интерес к событиям и персонажам «Тварей». Тем более что из четырех ведущих актеров первой картины только Эдди Редмэйн в роли Ньюта кажется настоящей, суперобаятельной звездой. Кэтрин Уотерстон, Элисон Судол и Дэн Фоглер, сыгравшие американских друзей и соратников Саламандера, не впечатляют даже на постерах, где они предстают в наилучшем, самом притягательном виде.

В общем, безусловным собранием сплошных плюсов новый цикл назвать трудно. У него есть достоинства, но могут быть и серьезные недостатки в сравнении с «поттерианой». Но, конечно, хочется верить, что поклонники Роулинг не будут разочарованы и что у «Звездных войн» и супергеройских лент будет мощный многолетний конкурент. Раз уж мы живем в эпоху грандиозных блокбастеров, пусть они будут хорошие, разные и оригинальные!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?