Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Наши зрители соскучились по серьезным французским фильмам. По таким, как те картины, которые когда-то заставляли зрителей выстраиваться в очереди на «хорошее французское кино». Нам нравились не только французские кинокомедии - порой эксцентричные, порой, наоборот, построенные на полутонах мягкого юмора, лирические и немного грустные, - но и те фильмы, в которых уже с самых первых кадров как-то не предчувствовался счастливый конец. Именно это, пожалуй, и делало их особенно запоминающимися: «Жизненная картина!» - говорили зрители, когда на экране трагически погибал очередной герой Алена Делона или Патрика Деваэра.
После просмотра типичного современного французского фильма такого глубокого вздоха в зале не услышишь. И это нас огорчает. Да и самих французов, кажется, тоже.

Двое в городе

Фильм «Дело вкуса» поставил режиссер Бернар Рапп - известный во Франции журналист, сценарист, актер, ведущий радиопрограммы. В 1997 году он поставил свой первый фильм «Коллекционное издание» - своеобразный современный вариант «Графа Монте-Кристо», довольно благожелательно принятый французской публикой. Картина «Дело вкуса» тоже выросла из литературы. В ней использованы мотивы романа Филиппа Баллана (ни автора, ни роман этот у нас не знает практически никто, кроме разве что специалистов по современной французской литературе).
Следует заметить, что не очень многие из российских зрителей, посмотрев этот фильм, скажут: «Вот ведь какая жизненная картина, ну прямо в точку!» История из жизни французского богача, одуревшего от вседозволенности, вроде бы не очень актуальна для типичного кинозрителя. Между тем проблема, скажем так, свободы и кормушки так или иначе существует везде и всегда. «Ах, от господ подалей! У них беды себе на всякий час готовь. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь!» - сказал еще А.С.Грибоедов устами своей героини Лизаньки.
Впрочем, несмотря на предостережения классиков, многие из нынешних молодых парней, отчаявшихся найти хорошую работу и перебивающихся случайными заработками, не отказались бы, наверное, от такого предложения, с которым обратился к молодому официанту Николя (Жан-Пьер Лори) пятидесятилетний миллионер Фредерик Деламон (Бернар Жиродо). Деламон предложил Николя стать его … личным дегустатором. Оказывается, организм избалованного Фредерика совершенно не принимает ни сыра, ни рыбы. Поэтому все блюда, которые он себе заказывает в дорогих парижских ресторанах (а эти умопомрачительно вкусные кушанья содержат множество компонентов, и обычных, и экзотических), должен сначала попробовать кто-то другой. Значит, Николя должен сопровождать Фредерика практически везде. Невеста Николя, Беатрис (Флоранс Томассен), очень недовольна тем, что теперь они реже встречаются. Мало этого - по приказу Фредерика Николя должен немедленно выезжать туда, где тот в настоящий момент изволит трапезничать, даже если звонок шефа на мобильный телефон застал Николя в постели с Беатрис… Но выхода нет: Беатрис, продавщица газет в киоске, сама не может выбиться из нужды, а Фредерик-то, как-никак, платит целых 50 000 франков в месяц!
Через некоторое время Николя настолько привыкает к сытой жизни, свободной от забот о хлебе насущном, что, несмотря на все сцены ревности, которые ему устраивают поочередно то Беатрис, то Фредерик, он начинает понимать, что вряд ли сам подаст заявление об уходе. Николя догадывается, что Фредерик, никогда не имевший ни братьев, ни близких друзей, ни детей, испытывает к своему дегустатору (кстати, внешне очень похожему на самого Деламона в молодости) некое чувство привязанности, в котором как бы соединились все эти, неведомые ему, ощущения…

Портрет незнакомца

Актер Бернар Жиродо, исполнивший роль Фредерика Деламона, известен нашим зрителям по скандальному фильму Франсуа Озона «Капли дождя на раскаленных скалах», где он сыграл несколько похожего персонажа - пресыщенного стареющего плейбоя-гомосексуалиста. Между тем на родине его называют «французским Робертом Редфордом.» Наверное, правильнее было бы назвать его французским Андреем Мироновым или Олегом Далем: в каждой стране есть любимые своим народом талантливые актеры, имя которых за границей никому ничего не говорит. «Я понял, что главную роль должен играть Жиродо», - рассказывает Бернар Рапп. - «Этот актер излучает обольщение и опасность. Рядом с ним ощущается поле повышенного эмоционального напряжения. Он смог принести в роль гораздо большее содержание, чем было в сценарии и в романе. Филипп Баллан описал просто интригана. Жиродо сделал его страдающим, во многом трагическим персонажем. Весь фильм я выстроил вокруг него.»
Бернар Жиродо - это не только актер, но и сценарист, режиссер. Его первый фильм «Другой» был в 1990 г. номинирован на французскую национальную кинопремию «Сезар» как один из лучших дебютов года. Фильм Бернара Жиродо «Капризы реки» (1996 г.) рассказывает о французском аристократе, которого за вольнодумство сослали в Африку. В то время, когда во Франции лились реки крови в годы Великой Французской революции, он своими силами боролся против рабства и самолично отменил в Сенегале рабство за два года до того, как соответствующий декрет был принят революционным правительством. Разумеется, эту роль Жиродо исполнил сам. Любимые режиссеры Жиродо - Орсон Уэллс, Акира Куросава и Андрей Тарковский.
Для рядового французского зрителя Жиродо, сыгравший роль Антуана де Сент-Экзюпери в телефильме Роберто Энрико - это прежде всего героический летчик. Но на роль в фильме «Капли дождя на раскаленных скалах», от которой отказалось несколько актеров, опасавшихся за свою репутацию, Жиродо согласился сразу же, не читая сценарий. Он знал, что, во-первых, все прекрасно знают о его браке с актрисой Анни Дюпре, об их детях, которых он отдал учиться в элитные частные школы, несмотря на свои собственные левые убеждения. А главное - что французский зритель, видевший более пятидесяти ролей Жиродо, комических и драматических, простит ему все, что угодно. И действительно, в этом году в Канне зрители, собравшиеся у знаменитой лестницы, ведущей в зал конкурсных просмотров, достаточно сдержанно приветствовали лауреата главного приза Ларса фон Триера, а Бернару Жиродо устроили настоящую овацию.
Фредерик Деламон в исполнении Жиродо - это прежде всего человек, искалеченный нездоровым окружением, испорченный неправильным воспитанием и всеобщим раболепием перед его богатством. Его потребность в общении с людьми противоречит его же скрытности, привычки никому не доверять. А его привычка к изящному, к красоте во всех ее проявлениях, его приятные манеры сочетаются с нравственной глухотой, переходящей в глупость. Может быть, поэтому вся история с Николя ничему не научила Фредерика: он так и не понял, что человек - это не игрушка и даже не домашняя собачка. Но Жиродо все равно столь обаятелен в роли этого «милого деспота», что по сравнению с такими современными актерами, как грубоватый Депардье, лишенный экранного мужского обаяния Пьер Ришар или худосочный Венсан Перес, на него все равно приятно посмотреть, какого бы негодяя и развратника он ни играл.
В роли Николя - Жан-Пьер Лори, который, хотя и не смог «затмить» своего маститого партнера, но отнюдь не «потерялся» рядом с ним. Небольшую роль следователя исполняет Жан-Пьер Лео, известный нам по фильмам великого французского режиссера Франсуа Трюффо.

Скромное обаяние кулинарии

Когда вы пойдете на просмотр фильма «Дело вкуса», не забудьте взять с собой что-нибудь вкусное. Уже в начале картины, когда на экране появятся титры, фоном к которым стали сцены приготовления изысканных блюд французской кухни, у вас может разыграться зверский аппетит: так вдохновенно все эти парижские «художники ножа и поварешки» режут овощи и зелень, ощипывают диковинных птиц, осыпают подрумяненное мясо прозрачными ломтиками фруктов и разноцветными специями! Поневоле начинаешь понимать Николя: тяжело, наверное, расставаться со всем этим кулинарным великолепием, если ты к нему привык. Все это немного напоминает известный французский фильм Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии», который тринадцать лет назад с успехом прошел по нашим экранам.
«Дело вкуса» - не такая масштабная картина, как незабываемый сатирический шедевр Бунюэля. Но вы не потратите время даром, любуясь породистой мужской красотой Бернара Жиродо. «Дело вкуса» - серьезный фильм, и при этом - нисколько не затянутый. Недаром он получил целых три награды (Гран-При, Приз критиков и премию «Открытие Cine Live») на международном фестивале криминальных фильмов во французском городе Коньяк (том самом, где был изобретен напиток коньяк). Динамичная история научит вас не только тому, как важно ценить свою свободу, но и еще многим другим, тоже полезным вещам. Например - что в вареный рис, оказывается, можно положить немного молотого имбиря. Рис от этого будет гораздо вкуснее…

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  114

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть