Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Принуждение к спорту

За пару недель до начала зимних Олимпийских игр в Сочи от этого события не спрятаться, не скрыться – реклама по ТВ и радио, эстафета огня по российским городам, интервью со спортсменами в газетах и журналах, кричащие баннеры на сайтах

Добавить в закладки
Принуждение к спорту

Сегодня нас уже совершенно не удивляет то, что картины в России делаются специально под праздничный прокат: Новый год – это застольные «Елки», 23 февраля – это мужественное «Метро», 8 Марта – это романтичные «О чем молчат девушки», на какой-нибудь государственный праздник – пожалуйте на «Распутина» или «Ярослава». Чем же хуже Олимпиада? Ничем. Даже лучше! Бывает реже и информационным поводом является таким, что позавидуют многие другие события. Естественно, прицепиться к такому локомотиву желают многие. Не остается в стороне и кино, ведь спорт несет в себе мощный объединяющий заряд, который собирает зрителей не только на стадионах, но и в кинозалах. Причем соседство и взаимное проникновение спорта и киноиндустрии – изобретение отнюдь не российское. Небольшой исторический экскурс легко это продемонстрирует.

Кадр из фильма «Олимпия. Часть первая – Праздник народов»

Безусловным основополагающим камнем, заложенным в фундамент взаимовыгодного сотрудничества кино и спорта, стала дилогия Лени Рифеншталь «Олимпия». В 1936 году Олимпийские игры проходили в Берлине, а Рифеншталь выступила не просто хроникером спортивного события, а настоящим художником, воспевающим культ тела, духа, силы и борьбы. Даже несмываемое пятно сотрудничества с руководством нацистской Германии (а в кадрах фильма появляются и Гитлер, и Геринг, и Геббельс) не смогло умалить достоинства режиссерской и операторской работы – картина стала настоящим учебным пособием для нескольких последующих поколений в построении кадра, ракурсах съемки, управлении динамикой и настроением с помощью музыки и монтажа. Завершенная только в 1938 году «Олимпия» не стала «рекламным роликом» Игр в Берлине, а затем череда этих международных соревнований и вовсе прервалась на долгие 12 лет. Даже после Второй мировой войны использовать кадры с немецкими спортсменами-полубогами мир не торопился, но шедевр не спрячешь – даже Голливуд в 1956 году включил фильм в свой список 10 величайших картин мира, а список других наград стремится к бесконечности.

Кадр из фильма «Вратарь»

Интересно, что в это же время, в 1936 году, в Советском Союзе в кинотеатрах шла комедия «Вратарь» режиссера Семена Тимошенко, в которой спорт также был главным героем картины. Другое дело, что нацелен этот фильм был исключительно на внутренний рынок – советский футбол в те годы за границу выезжал считаные разы, а потому и зашкаливающий пафос не требовался, мы и без того были лучшими во всем. Но даже в комедийной форме сочетание спорта и кино было полезным, фильм пришелся по вкусу зрителям и долгие годы был одной из главных советских спортивных картин.

Кадр из фильма «Огненные колесницы»

Однако далее с момента появления «Олимпии» до конца века спорт и кино развивались параллельно. Конечно, фильмов о спорте выходило достаточно, и многие из них заслуженно зовутся настоящими шедеврами, но они просто раскрывали характеры и события, пусть иногда и связанные с Олимпийскими играми или другими крупными международными соревнованиями, как, например, «Огненные колесницы» или «Личный рекорд». Ситуация эта изменилось с началом нового века, когда кино стало полноценной рекламной площадкой. Если на зрителя действует продакт плейсмент, то почему бы не поучить с экрана патриотизму и гордости за свои прошлые и будущие спортивные достижения.

Кадр из фильма «Мираж на льду»

Одной из первых таких неприкрытых «агиток» стал фильм Гэвина ОКоннора «Мираж на льду». Хоккейная сборная США не может похвастать умопомрачительными достижениями на международной арене, потому победа на льду зимней Олимпиады 1980 года над знаменитой «красной машиной» стала настоящей легендой для американцев. Спустя четверть века в прокат вышел фильм, во всех красках рассказывающий о нелегком пути американских хоккеистов к золоту. Вышел в начале февраля, за пару недель до начала очередного крупного хоккейного состязания – Чемпионата мира. Вышел с четко обозначенной целью: напомнить о яркой победе игрокам нового поколения и привлечь внимание зрителей к сборной, которая в результате не самых удачных выступлений с тех пор выше третьего места не поднималась. Помогло это американцам? Не особо – на хоккейной площадке только бронза, в кассах кинотеатров 65 миллионов.

Кадр из фильма «Гол!»

Следующий шаг был уже международным, как созданный в содружестве США и Великобритании, так и нацеленный ни много ни мало на весь мир. В 2005 году свет увидел фильм «Гол!» Дэнни Кэннона, совершенно неприкрыто нацеленный на привлечение интереса к Чемпионату мира по футболу, который в 2006 году должен был пройти в Германии. Продюсеры так торопились успеть рассказать зрителям о своей заинтересованности в наполненности немецких стадионов, что по пути расстались с режиссером Майклом Уинтерботтоном, привлеченным в проект на первых порах. Что получилось из истории молодого человека, следующего за свой мечтой стать профессиональным футболистом за океан? Кинотеатральный кассовый провал – фильм в прокате не отбил даже свой бюджет. И в то же время лента стала определенной социальной рекламой для миллионов мальчишек, гоняющих консервные банки по пыльному двору, они фильм запомнили и оценили. Совсем не удивительно, что у «Гола» появились два продолжения, такие же беспомощные в прокате, но любимые подростками.

Кадр из фильма «Матч»

К Чемпионату Европы по футболу 2012 года, проходившему в Польше и Украине, в игру вступил и российский кинематограф. Своим географическим соседям, а попутно и собственным зрителям и спортсменам мы приготовили подарок – историческую драму «Матч», рассказывающую о знаменитом «матче смерти», прошедшем в оккупированном гитлеровцами Киеве в 1942 году между немецкими солдатами и игроками местного «Динамо». Подарок получился так себе, украинцы в нем показаны не слишком симпатичными, а от достоверности осталось только несколько фамилий. Славы в прокате картина Андрея Малюкова не снискала, да и футбольной сборной России, которую должен был вдохновить подвиг предков, не помогла – наши не вышли даже из группы, как, впрочем, и хозяева турнира.

Кадр из фильма «Чемпионы»

А что же Олимпийские игры? Отношение к ним всегда было очень серьезным, но вовсе не из-за какого-то особого пиетета, а по той простой причине, что Международный олимпийский комитет не любит раздавать права на использование своей символики где-либо за пределами объектов Олимпиады, даже от упоминаний лишний раз предостерегают. Приходится выкручиваться. Китайцы, например, перед Играми в Пекине в 2008 году выпустили в местный прокат духоподъемную драму о тренере, воспитывающем школьную баскетбольную команду. Картину «Команда мечты» к Олимпиаде привязывает лишь финальный эпизод, когда юные спортсмены в качестве награды за победу получают билеты на матч олимпийского турнира. Российским «Чемпионам» пришлось еще тяжелее – Олимпиада в фильме упоминается только на словах, в кадре вы не увидите ни символического огня, ни колец, ни иных атрибутов игр.

Кадр из фильма «В спорте только девушки»

Впрочем, эта символика по большому счету не так и важна. Главное – позитивный эмоциональный заряд, который несут подобные картины. У нас с этим как раз полный порядок, разогрев перед сочинскими стартами идет по нарастающей – фитиль зажгла «Легенда № 17», одна из лучших спортивных драм отечественного кино, продолжила телевизионная «Молодежка», привлекшая внимание к спорту многих молодых зрителей, стартующие в прокате «Чемпионы» напомнят нам об уже добытых медалях, а выходящая в прокат одновременно с началом Олимпиады комедия «В спорте только девушки» поможет «вкатиться» в соревновательный процесс даже самым далеким от спорта зрителям. Деньги – в кассах кинотеатров, воодушевленные зрители – у экранов телевизоров и на стадионах. Все довольны. Следующий шаг – заставить зрителя оторваться от экрана и самому встать на коньки или отправиться пинать мяч, но это уже совсем другое кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?