Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

РЕЖИССЕРЫ Были, ЕСТЬ И БУДУТ...

Добавить в закладки

Нынешнее малокрартинье не позволяет воспроизводить ситуацию прошлых лет, когда выпускник режиссерского факультета по распределению автоматически зачислялся в штат студии. Это-- негативная сторона сегодняшнеего положения. Но есть и позитивная: сейчас гораздо шире стал рынок дополнительных и альтернативных кинопрофессий на телевидении и в малых кинокомпаниях.
Итак, чем занимаются выпускники режиссерского факультета ВГИКа, выйдя из стен alma mater и пустившись в трудное, но свободное творческое плавание?

Всем нам знакомы бесконечные рассказы о том, как трудно найти бедному студенту работу, как наступают на горло творческой индивидуальности и не дают денег, а финал этой драмы таков: разбитые судьбы и спившиеся гении.
И тем не менее большинство ребят или получает предложения работы (по специальности!!!), или уже где-то работает. Тут-то я и поняла, что нужно обратиться к фактам и конкретным судьбам.
Специфика режиссерской профессии предоставляет не слишком широкие возможности для трудоустройства:
• остаться режиссером и снимать кино (в худшем случае видеофильмы);
• пойти на телевидение и работать там также по специальности – например, режиссером телевизионных программ или сюжетов;
• остаться в кино, но изменить профиль своей работы – стать преподавателем, теоретиком, журналистом, актером, продюсером и т.д.
Я решила остановиться на нескольких мастерских – это мастерская игрового кино Марлена Хуциева, мастерская игрового кино Наны Джорджадзе и Аракдия Сиренко, мастерская документального фильма Александра Кочеткова и Марины Бабак и мастерская рекламного, научного и учебного фильма Виктора Мана – и расспросить мастеров об их бывших учениках. Вот что из этого получилось.
Некоторые режиссеры пребывают в творческом поиске. Например, Евгений .Звездаков (маст. В.Мана) находится сейчас в положении вольного художника, работает на ст. Горького над сценарием будущей картины.
Александр Чупаков (маст. В.Мана), учась во ВГИКе, увлекся компьютерным монтажом. Чтобы развить и углубить свои знания, после окончания учебы остался в институте и преподает, одновременно систематизируя и теоретизируя свои навыки и умения.
Некоторые режиссеры попытались изменить направление своих творческих поисков. Например, Сосо Тугуши (маст. М.Хуциева) защитился фильмом, снятым на видео, продолжая работать над кандидатской диссертацией.
Многие ребята имеют так называемую «непостоянную работу» на студиях. Например, Геннадий Сусеков (маст. В.Мана) трудится в одной из фирм на ст. Горького. Алексей Медведев (маст. Н.Джорджадзе и А.Сиренко) работает журналистом в московских изданиях. Но все же и он не отходит от кино – его статьи посвящены новинкам кино- и видеорынка.
Вряд ли кто-то с уверенностью может сказать, что эти люди навсегда распрощались с профессией режиссера. Кто знает – быть может, накопив достаточный опыт в другой сфере деятельности, они вернутся в режиссуру.
Интересно, однако, заметить, что никто из вышеперечисленных не порвал полностью с кино. Мне кажется, что огромное влияние на них оказал ВГИК, ведь он привил им любовь к этому искусству.
Безусловно, движущей силой в наше время являются деньги. Беседа о причинах, которые побудили кинорежиссеров идти на телевидение, заняла бы слишком много времени. Будем надеяться, что это была потребность в освоении новой экранной культуры.
Вадим Фоменко (маст. В.Мана) снимал ТВ-программу Эльдара Рязанова «Парижские тайны». Леван Кугуашвили (маст. М.Хуциева) прежде работал на московском телевидении в программе «Все вместе» от Грузии; сейчас он вернулся в Тбилиси, работает на телевидении. Георгий Хоситашвили, Александр Горшанов и Сергей Зиневич (маст. Н.Джорджадзе и А.Сиренко) снимают передачу «Улица Сезам». Федор Торстенсен из той же мастерской – режиссер программы «Скандалов недели». Лев Гришин (маст. М.Хуциева) работает в программе «Служба спасения». На телевидении работают также Александр Басов, Александр Бруньковский, Олег Дорман из мастерской М.Хуциева.
Кое-кто сумел получить заказы на съемки небольших фильмов для того или иного канала. Например, Марина Мигунова (маст. В.Мана) сняла картину для канала РТР, а сейчас работает на том же канале в качестве режиссера. Сергей .Лозница и Марат Магамбетов (маст. Н.Джорджадзе и А.Сиренко) снимают по заказу немецких государственных организаций для германского телевидения. Снято уже 2 фильма, ребята продолжают работать над следующими картинами. Андрей Лукашевич и Андрей Макаров (маст. Н.Джорджадзе и А.Сиренко) еще во ВГИКе образовали крупный операторский тандем. Сегодня они продолжают свою совместную творческую деятельность на ТВ. Об их успехе говорит то, что Андрей Макаров получил премию ТЭФИ.
Многие выпускники ВГИКа снимают рекламу. Оплачивается эта работа хорошо, а то клиповое мышление, которое подразумевает восприятие рекламы и работу над ней, понятно режиссеру, ведь умение мыслить образами-ассоциациями является неотъемлемой частью режиссерской профессии. Олег Фисенко (маст. В.Мана) снимает рекламу в рекламных компаниях Москвы, Михаил Илюхин (маст. В.Мана) снимает в Жуковском на студии «Росвооружение» рекламу военной техники.
Многие идут на телевидение режиссировать музыкальные клипы. Например, Анатолий Берсенев (маст. Н.Джорджадзе и А.Сиренко) еще в студенческие годы увлекался клипами и сейчас продолжает снимать их по заказу некоторых каналов. Тинатин Баркалая из той же мастерской снимает фильмы, связанные с музыкальной жизнью общества. Тоже на телевидении.
Как ни странно, те, кто после института нашел возможность снимать кино, своими успехами постоянно доказывают способность киноэкрана выживать. Например, Светлана Музыченко (маст. А.Кочеткова и М.Бабак) еще до ВГИКа писала сценарии для документальных лент, будучи студенткой, сняла 2 документальных фильма, а ее дипломная работа («Красота, доброта, любота…») получила множество призов на фестивалях, в том числе на Международном фестивале ВГИКа и на фестивале «Россия». Сейчас Света работает над новым фильмом. Вячеслав Афонин (маст. В.Мана) снял большую картину о Хабаровском крае, сейчас работает над новым проектом.
Многие режиссеры из мастерской М.Хуциева находятся в процессе съемок – Роман Иванов, Павел Снисаренко, Марина Маненкова, Ссергей Юрженко (маст. М.Хуциева) снимает многосерийную ленту на религиозные темы. Уже практически готовы первые серии, продолжается работа над оставшимся материалом.
В разговорах с мастерами я постоянно ощущала искреннюю тревогу за своих воспитанников. Кто-то жаловался на отсутствие денег и невозможность достать их. Но в целом, среди всех тревог и волнений, сквозила уверенность в том, что ребята пробьются и найдут свое место в мире.
Мне думается, что несмотря на все жалобы, будущее выпускников ВГИКа не так трагично, как было, скажем, 6-7 лет назад. Но даже тогда, когда кинопроизводство в России было фактически на нуле, в институте, как рассказал мне декан режиссерского факультета и руководитель одной из мастерских Аркадий Сиренко, студенты могли снимать. Даже при недостатке финансирования, который ощущался всегда, делалось все возможное, чтобы ребята работали и снимали фильмы, чтобы не пропадал у них творческий зуд, чтобы не теряли ощущение своей профессии.
Самое главное, сказал Аркадий Васильевич, – чтобы студенты не упустили своих возможностей снять фильмы. Конечно, часто действительно не хватает денег, но случается, что это лишь отговорка. Важно, что технические возможности у института есть, а значит, есть возможность помочь будущему студенту развить себя, свою творческую индивидуальность.
Начиная это небольшое журналистское исследование, я, честно говоря, ждала безрадостная перспектива – выслушивать жалобы на отсутствие работы и т.п. Однако вскоре поняла, что возможности у студентов есть – да еще какие! Главное – уметь «пробить» себя и свою профессию. И людей, способных сделать это, находится все больше и больше. Значит, как это ни банально, режиссеры есть и будут.

Текст: Мария Безенкова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?