Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Российская киноакадемия

Добавить в закладки

СКН: Геннадий Иванович, на Съезде CК шел разговор о создании новой киноакадемии или, в полном наименовании – Российской Академии кинематографических искусств и наук, который вызвал большой интерес и немало дискуссий среди кинематографистов. Расскажите, пожалуйста, об этой новой Академии: с чем связано ее создание, каковы ее задачи, структура, состав, сферы деятельности.
Геннадий Полока: У кинематографа очень короткая история, особенно по сравнению с тысячелетним развитием других видов искусств. Поэтому естественно, что в ведущих цивилизованных странах уже несколько веков назад возникли соответствующие институты, академии художеств, музыкальные академии, несколько позднее – литературные академии и т.д. Однако после широко отмеченного мировым сообществом столетнего юбилея кинематографа стало ясно, что кино остается самым массовым и любимым из искусств, вобравшим в себя многовековой опыт других искусств. Не случайно уже в первой половине двадцатого столетия в основных кинопроизводящих странах создаются академии кинематографических искусств: например, в Швеции, США, Франции и т.д. Инициатива создания киноакадемии в нашей стране возникла позднее. Ее можно было учредить лет двадцать назад. Однако, очевидно, кризисная ситуация в отечественном кинематографе да и в стране в целом не позволили сделать этого. Сейчас появилась возможность решить наконец эту давно назревшую проблему.
СКН: А как же академия «Ника», существующая уже полтора десятка лет?
Г.П.: Не буду повторять всего того, что предельно убедительно и ясно рассказано в открытом письме читателям «СКН» Никиты Михалкова об истории отношений руководства СК с руководителями этой организации и о юридической нелегитимности премии «Ника» как «национальной премии». Повторю лишь, что деятельность академии «Ника» ограничивалась обязанностями «Большого жюри» пресловутой премии.
Круг деятельности Российской Академии киноискусств, по аналогии с подобными учреждениями, во много раз шире. Это прежде всего обширная научная деятельность, углубленное изучение истории кино, обобщение бесценного опыта выдающихся мастеров, а также перспективные технические разработки. Сегодня в поддержке нуждаются все отрасли нашей кинонауки и организации, которые занимаются научными разработками: НИИК, НИКФИ. Естественно, планируется возрождение и широкой издательской деятельности. Наши выдающиеся мастера получат возможность заниматься теорией и художественными технологиями. Ведь последние десятилетия теоретическая деятельность, которой славились корифеи нашего кино 20-30-х годов, практически прекратилась. В Академии за круглым столом смогут встречаться мастера с различными, а порой противоположными творческими взглядами. Академия будет поддерживать кинофонды и киноархивы, поддерживать существующие и создавать новые музеи кино. Академия кинематографических искусств позволит организовать диалог кинематографической элиты и широкой публики. Трудно переоценить грядущую деятельность академии и в области экономических и теоретических разработок системы производства и проката фильмов. Как вы понимаете, перечислить в коротком интервью все сферы деятельности будущей киноакадемии невозможно.
СКН: Ежегодные кинопремии, надеемся, тоже станут сферой деятельности Академии?
Г.П.: Конечно! Помимо основных национальных премий будут учреждены специальные премии для дебютантов и национальные премии для представителей телевизионного кино. Предполагается учредить премии и гранты для поддержки научно-технических исследований. Намечаются гранты для обучения материально необеспеченных талантливых студентов. Вообще способов поощрения достижений, способствующих развитию нашего киноискусства, предполагается много.
СКН: Прежняя «Ника» тоже называлась национальной премией. Соответствовало ли это название ее реальному статусу?
Г.П.: Не соответствовало. Я вынужден повторить содержащийся в упомянутом письме Н.Михалкова постулат: региональная организация, созданная частными лицами, не может учреждать национальные премии. Следовательно, с юридической точки зрения, премия «Ника», учрежденная региональной академией «Ника», как национальная премия – нелегитимна. Поэтому, если господа, учреждавшие национальную академию «Ника», не дезавуируют эту организацию, что позволило бы переопределить премию «Ника» как национальную премию Российской киноакадемии и что, кстати, автоматически сделает всех получивших ее ранее лауреатами национальной премии Российской киноакадемии, то придется учреждать легитимную национальную премию, которая, естественно, будет носить другое название. В любом случае, национальные премии в следующем году будут обязательно вручены.
Мне бы хотелось, чтобы компромисс был возможен, и чтобы изобретатели «региональной академии »Ника« вернулись к первоначальным договоренностям и дезавуировали эту организацию. Потому что »Нику« по праву получали уважаемые люди нашего киносообщества. Хотя необъективность и непрозрачность структурной организации и, я бы сказал, технологического процесса присуждения этой премии вызывали много вопросов и предопределили снятие многими режиссерами своих картин с конкурса »Ника«, в частности, Михалковым, Сокуровым, Мотылем, Лонским и вашим покорным слугой.
Кстати, определение »Российская« присваивается академии, если у нее имеются региональные отделения на территории всей Российской Федерации. Это обстоятельство, а также наличие солидных юридических лиц в качестве учредителей и определяет право будущей киноакадемии учреждать национальные премии.
СКН: Войдут ли в состав новой Российской киноакадемии члены старой Академии »Ника« и учредители новой АНОК »Ника«?
Г.П.: Среди академиков »Ники« есть выдающиеся кинематографисты, и, конечно, они могут войти в состав новой Российской киноакадемии. Но это не будет автоматический перенос имен из одного списка в другой. Для этого нужно, во-первых, их выраженное желание и, во-вторых, прохождение определенной процедуры наравне с другими кандидатами.
СКН: Как соотносится будущая деятельность киноакадемии с нынешним тематическим составом деятельности Союза кинематографистов?
Г.П.: Союз сейчас крайне загружен социальной работой, налаживанием разрушенного хозяйства, организационными вопросами и просто не может заниматься творческой работой. К примеру, те круглые столы и обсуждения новых работ, которые являлись значительной частью работы прежнего СК СССР, мы сегодня не в состоянии восстановить. С учреждением Академии эти процессы будут проходить в ее стенах.
СКН: Не означает ли это, что важные творческие функции Союза перейдут Академии, и СК превратится в подобие собеса?
Г.П.: Союз в значительной степени является профсоюзной организацией. В своем сегодняшнем виде Союз и профессиональные гильдии занимаются защитой интересов кинематографистов. Эта деятельность Союза необходима и естественна, и она достаточно плодотворна: многие получили поддержку в защите авторских прав, посильную помощь получают пенсионеры. Объем работы по сравнению с прежними годами сильно возрос. Но материальных возможностей мало, и творческая деятельность незначительна. Академия будет иметь другие источники финансирования и сможет расширить объем творческой деятельности. Без Академии мы сегодня не можем решить проблему стимулирования развития кинематографа, и это главное.
СКН: Кто учреждает Академию?
Г.П.: Учредителями Академии станут крупные организации: Минкульт, Управление делами Президента Российской Федерации, Российская Академия наук, »Российская газета«, ОРТ, РТР, Союз кинематографистов России. Наряду с учредителями – юридическими лицами, в состав соучредителей Академии войдут физические лица – около 90 ведущих кинематографистов. Среди них много кинематографистов из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и других городов. После принятия Устава Академии количество академиков и членов-корреспондентов дойдет до 300. Они и будут определять содержание деятельности: выдачу премий, грантов, поддержку всего кинопроцесса в нашей стране. И тогда никто больше не сможет сказать, что премия присуждается москвичами (а об этом говорил, например, Сокуров, не раз говорили и другие кинематографисты).
СКН: Кинематографистов, читателей СКН интересует проблема выбора академиков. Сколько человек сейчас входит в »Академию «Ника», и сколько будет в новой Академии?
Г.П.: В «Нике» в этом году было 256 академиков. В нашу Академию войдет 300 пожизненных академиков и членов-корреспондентов. Члены-корреспонденты могут стать действительными членами Академии. Кроме того, будут почетные и ассоциированные члены.
СКН: Пожалуйста, поясните, кто это?
Г.П.: Есть множество людей, которые, не являясь кинематографистами, помогают нашему кино и Союзу. На основании решения ареопага академии они могут быть приняты в почетные члены. Организации могут стать ассоциированными членами. Сейчас у нас в Союзе значительный объем работ выполняют люди на общественной основе. В Академии будет наемный аппарат сотрудников.
СКН: Как будут выбираться академики?
Г.П.: Основой для нашего Устава стали два документа: Устав американской киноакадемии (добытый нами с большим трудом) и Устав Российской Академии художеств, которая насчитывает не один век существования. Их опыт нам очень пригодился. Американская киноакадемия наработала огромный опыт в пропагандировании и стимулировании киноискусства. Она присуждает не только премию «Оскар», но и целый ряд поощрений для дебютантов, это целый комплекс ежегодных премий. Естественно, мы этим опытом воспользовались. В Америке кинематографист пишет заявление о приеме, и Совет Академии его рассматривает и принимает решение. В Академии художеств есть членкоры и действительные члены. Что касается нашей Академии, то у нас будет система выдвижения организациями и самостоятельных заявлений. Если вас не выдвинула организация, вы можете сами подать заявление, и состав Академии его рассмотрит. Количество академиков будет постоянным. Информация об академиках будет открытой, «СКН» познакомит кинематографистов с этими списками, представит новых академиков, все будет прозрачно.
СКН: Как будет проходить работа по созданию киноакадемии?
Г.П.: Учредители утвердили Оргкомитет из числа кинематографистов. Учредители и Оргкомитет выдвинули список соучредителей – 88 человек из всех региональных отделений. Когда Академия будет учреждена, соучредители изберут Президиум Академии, Президента, а в дальнейшем произведут прием действительных членов Академии и членкоров до 300 включительно.
Кандидатуры соучредителей Киноакадемии
1. Абдрашитов Вадим Юсупович;
2. Адабашьян Александр Артемович;
3. Аннинский Лев Александрович;
4. Балабанов Алексей Октябринович (Санкт-Петербург);
5. Бардин Гарри Яковлевич;
6. Басилашвили Олег Валерианович (Санкт-Петербург);
7. Баталов Алексей Владимирович;
8. Белинский Александр Аркадьевич (Санкт-Петербург);
9. Бланк Борис Лейбович;
10. Боровик Генрих Авиэзерович;
11. Бородянский Александр Эммануилович;
12. Вайсфельд Илья Вениаминович;
13. Верещагин Леонид Эмильевич;
14. Володарский Эдуард Яковлевич;
15. Герасимов Андрей Николаевич;
16. Герман Алексей Георгиевич (Санкт-Петербург);
17. Гладков Геннадий Игоревич;
18. Грамматиков Владимир Александрович;
19. Давыдов Владлен Семенович;
20. Данелия Георгий Николаевич;
21. Дмитриев Игорь Борисович (Санкт-Петербург);
22. Долинин Дмитрий Алексеевич (Санкт-Петербург);
23. Ежов Валентин Иванович;
24. Жженов Георгий Степанович;
25. Ибрагимбеков Рустам Ибрагимович;
26. Караганов Александр Васильевич;
27. Клейман Наум Ихильевич;
28. Клепиков Юрий Николаевич (Санкт-Петербург);
29. Колосов Сергей Николаевич;
30. Комаров Сергей Васильевич;
31. Корзун Евгений Алексеевич (Иркутск);
32. Кулиджанов Лев Александрович;
33. Лаврентьев Клим Анатольевич;
34. Лавров Кирилл Юрьевич (Санкт-Петербург);
35. Лапшин Ярополк Леонидович (Екатеринбург);
36. Лебешев Павел Тимофеевич;
37. Ливанов Василий Борисович;
38. Лиознова Татьяна Михайловна;
39. Лисакович Виктор Петрович;
40. Лотяну Эмиль Владимирович;
41. Луньков Дмитрий Алексеевич (Саратов);
42. Масленников Игорь Федорович;
43. Матвеев Евгений Семенович;
44. Мельников Виталий Вячеславович (Санкт-Петербург);
45. Меньшов Владимир Валентинович;
46. Меркель Майя Марковна;
47. Микаэлян Сергей Герасимович (Санкт-Петербург);
48. Микоша Владислав Владиславович;
49. Миндадзе Александр Анатольевич;
50. Минков Марк Анатольевич;
51. Михалков Никита Сергеевич;
52. Михалков-Кончаловский Андрей Сергеевич;
53. Наумов Владимир Николаевич;
54. Норштейн Юрий Борисович;
55. Овчаров Сергей Михайлович (Санкт-Петербург);
56. Панфилов Глеб Анатольевич;
57. Петров Александр Константинович;
58. Петров Андрей Павлович (Санкт-Петербург);
59. Полока Геннадий Иванович;
60. Прошкин Александр Анатольевич;
61. Пуговкин Михаил Иванович;
62. Разлогов Кирилл Эмильевич,
63. Рогожкин Александр Владимирович (Санкт-Петербург);
64. Рошаль Лев Моисеевич;
65. Рязанов Эльдар Александрович;
66. Самсонов Самсон Иосифович;
67. Сельянов Сергей Михайлович (Санкт-Петербург);
68. Славин Константин Львович;
69. Смирнова Лидия Николаевна;
70. Смирнов Андрей Сергеевич;
71. Сокуров Александр Николаевич (Санкт-Петербург);
72. Соловьев Сергей Александрович;
73. Соломин Валерий Викторович (Новосибирск);
74. Табаков Олег Павлович;
75. Тихонов Вячеслав Васильевич;
76. Тодоровский Петр Серафимович;
77. Ульянов Михаил Александрович;
78. Фрейлих Семен Израилевич;
79. Черных Валентин Константинович;
80. Хренников Тихон Николаевич;
81. Хуциев Марлен Мартынович;
82. Шахназаров Карен Георгиевич;
83. Шварц Исаак Иосифович (Санкт-Петербург);
84. Шумский Вячеслав Михайлович;
85. Этуш Владимир Абрамович;
86. Юренев Ростислав Николаевич;
87. Юсов Вадим Иванович;
88. Янковский Олег Иванович
Юридические лица-соучредители:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице Председателя Добродеева Олега Борисовича;
Управление делами Администрации Президента Российской Федерации в лице Управляющего делами Кожина Владимира Игоревича;
Министерство Культуры Российской Федерации в лице Министра Швыдкого Михаила Ефимовича;
Общественная организация «Союз кинематографистов Российской Федерации» в лице Председателя Михалкова Никиты Сергеевича;
Общественная организация «Российская Академия Наук» в лице Президента Осипова Юрия Сергеевича;
Средство массовой информации «Российская газета» в лице Главного редактора Фронина Владислава Александровича;
Открытое акционерное общество «Общественное Российское телевидение» в лице Генерального директора Эрнста Константина Львовича.
Оргкомитет Киноакадемии:
1. Полока Г.И. – председатель
2. Бородянский А.Э.;
3. Володарский Э.Я.;
4. Герасимов А.Н.;
5. Дондурей Д.Б.;
6. Лаврентьев К.А.;
7. Лебешев П.Т.;
8. Матвеев Е.С.;
9. Наумов В.Н.;
10. Пшичков И.К.;
11. Разлогов К.Э.

Текст: Наталья Белая
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?