Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Российское кино в штате Пенсильвания

Добавить в закладки

Уже по прошествии целого месяца и на месяц вперед экран уютной киноаудитории в знаменитом Карнеги-Музее города Питсбург, штат Пенсильвания, отдан фильмам из России и СССР.
Начался этот обширный показ в первые дни мая, когда здесь состоялся ежегодный, третий по счету, «Русский Киносимпозиум». Организаторами его (а также кураторами, ведущими) совместно с Музеем и при поддержке солидных американских фондов, является Питсбургский университет и персонально – хорошо известные в России киноведы и культурологи, профессора Владимир Падунов и Нэнси Конди с командой своих аспирантов, изучающих наше кино. Питсбург – город на скрещении трех могучих рек, в прошлом – центр сталелитейной промышленности («наш Челябинск» – шутят местные жители), ныне, в постиндустриальную эру – один из ведущих культурных очагов США. Этому немало способствует наследство великих капиталистических магнатов-меценатов (нам бы сейчас таких!) во главе с легендарным Эндрю Карнеги. Российская программа в художественном музее его имени соседствует не только с богатой постоянной экспозицией, но и с уникальной выставкой «Свет» – свет в истории человечества, в истории искусства. А мощный Питсбургский университет, помимо своих академических достоинств, гордится, в частности, тем, что его здание, причудливо соединив в себе контуры готиче-ского собора и небоскреба типа Эмпайр Билдинг, является по высоте вторым в мире после МГУ. Словом, для кинематографа этот город – весьма престижное пространство.
В нынешнем году в поле внимания «Русского Киносимпозиума» (что не удивительно) оказалась тема «Россия и Кавказ» в ее экранных отражениях.
«Время танцора» режиссера Вадима Абдрашитова – это кинематографическое раздумье о гибельности войны, ломающей любой уклад жизни и людские судьбы. «Семья» Рустама Ибрагимбекова – хроника трагических январских событий в Баку 1990 года, межнациональные конфликты, взорвавшие быт векового многонационального города и каждого в нем дома. «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, где по канве классического русского литературного сюжета, как бы иллюстрируя неразрывную связь времен, расшит современный узор. «Блокпост» Александра Рогожкина, предсказавший нашу сегодняшнюю безысходную нескончаемость роковой вражды в затаившемся регионе. Цикл кавказских фильмов получился впечатляющим, очень убедительным. Александра Миндадзе, автора «Времени танцора», и Рустама Ибрагимбекова, представлявших свои картины, публика атаковала вопросами, долго не отпуская их со сцены.
А по утрам в помещении городского театра «Бихайв» ежедневно шел показ параллельной программы для молодых специалистов – аспирантов, студентов – и питсбургских, и съехавшихся с разных концов Америки. Там принят следующий порядок: краткое вступление к фильму делает опытный кинокритик, американ-ский или иностранный, далее – показ ленты и дискуссия, вольная трибуна. Симпозиум собрал видных профессоров из университетов США, знатоков обсуждаемого предмета: кроме Падунова и Конди фильмы представляли Сьюзен Ларсен из Сан Диего, Юрий Цивьян из Чикаго, Михаил Ямпольский из Нью-Йорка (два последних в прошлом – советские киноведы, ныне – американские профессора высшего ранга), а из Москвы – Елена Стишова, Виктор Матизен, Нина Цыркун и автор этих строк.
Программа в аудитории «Бихайва» состояла из фильмов горячих, свежих, номинантов Канн и последней «Ники»: «Телец» Сокурова, «Нежный возраст» Соловьева, «Лунный папа» Худойназарова. Но волей-неволей в орбите внимания опять оказались региональные войны на окраинах бывшего СССР. И здесь волнующий контекст с актуальными картинами образовался благодаря показу фильма «Холод» Хуссейна Эркенова, снятого в России в 1991 году, получившего приз за лучшую режиссуру на фестивале в Карловых Варах, но не замеченного ни критикой, ни кинообщественностью. Это произведение – талантливое, но достаточно странное, типично «авторское», сложное для восприятия – приобрело резонанс сегодня и благодаря своей теме – сталинской депортации малых кавказских народностей во время Великой Отечественной войны – и беспощадному показу жестокости властей и страданий людей, сорванных из родных аулов и брошенных в эшелоны, следующие смертельным путем на Восток.
На симпозиуме еще раз можно было убедиться, сколь мы сами непатриотичны по отношению к собственной кинопродукции и наследию нашего отечественного экрана. То глубокое знание нашего материала и искреннее уважение к российскому кино, которые были продемонстрированы нам прежде всего со стороны американской молодежи, заставляют задуматься. Конечно, это не массовый прокат, а специализированный, университетский, но ведь именно здесь формируется интеллект и нации, и кинозрителя!
А дальше в Карнеги-Музее развернулась обширная ретроспектива советских фильмов периода «оттепели»; ее рабочие и афишные названия – «Советская новая волна», «Весна советского кино», «Революция в революции». Это уже не первый подобный показ: начало было положено в прославленном Линкольн-Центре в Нью-Йорке в декабре 2000 года, а с его легкой руки наша «оттепель» стала путешествовать по другим городам заокеанского континента.
И вот теперь город Питсбург увидит в Карнеги-Музее не только такие знаменитые за рубежом фильмы, как «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Первый учитель» Андрея Кончаловского, «Мне двадцать лет» и «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «В огне брода нет» и «Начало» Глеба Панфилова, но и менее известные, и заново открываемые: «До свиданья, мальчики!» Михаила Калика, «Зной» Ларисы Шепитько, «Пиросмани» Георгия Шенгелая и «Девять дней одного года» Михаила Ромма.
Отличная проекция, билеты распроданы, выпущен интересный буклет.
Да, что имеем – не храним, права грустная пословица…
Питсбург-Москва

Текст: Нея Зоркая
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?