Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Ровесник века

Добавить в закладки

В июле этого года исполняется сто лет со дня рождения знаменитого режиссера-кинопутешественника Владимира Адольфовича Шнейдерова, а чуть позже – 40 лет созданному им телевизионному «Клубу кинопутешествий». Владимир Адольфович был его первым президентом. При нем эта передача стала одной из самых популярных. Она приоткрыла небольшое окошко в железном занавесе, отгородившем нашу страну от всего мира.
В киношном доме возле метро «Аэропорт» давно уже нет его рабочего кабинета, напоминавшего со вкусом оборудованный зал этнографического музея. Маска Агамемнона из Греции, тотемный столб североамериканских индейцев, чучело баклана с дельты Волги, бронзовый складень из Звенигорода, японские театральные маски и множество других интересных вещей мирно соседствовали на полках и в шкафах. Все они были памятью о тех местах, где он побывал. Сувениры и фотографии сами рассказывали о жизненном пути и путешествиях владельца. На стене коридора, идущего через всю квартиру, были развешаны в хронологическом порядке фотографии Владимира Адольфовича на фоне пейзажей главных его путешествий. «Каждый день хожу вдоль своей биографии», – любил шутить он.
Владимир Адольфович редко рассказывал о себе. Он был уверен, что его фильмы сделают это лучше. Почти не сохранилось свидетельств и документов о годах детства и юности кинопутешествинника. По крупицам, как создают мозаичную картину, я сумел воссоздать некоторые факты его докинематографической жизни.
Отец Шнейдерова, один из основоположников рекламного дела в России, участвовал в кругосветном путешествии. Беседы с отцом, книги Жюля Верна, Буссенара, Майн Рида, Стивенсона сделали свое дело. Володя полюбил походы, ходил на лодках и парусниках. С ранней юности он собирал коллекцию открыток с изображением экзотических стран мира. Это увлечение он пронес через всю свою жизнь.
В начале 20-х годов судьба сделала Шнейдерову королевский подарок. Вот как он сам вспоминал: «Меня назначили на должность заведующего монтажным цехом, который я принял от Веры Дмитриевны Ханжонковой, жены и соратника одного из старейших русских кинопромышленников… Всматриваясь в кадры тысяч метров пленки, снятых до революции российскими и зарубежными операторами, копаясь в библиотеках и путешествуя по карте, я воссоздал на экране удивительные места, в которых раньше никогда не бывал. Зрители моих перемонтажных фильмов совершали путешествия по Узбекистану, Уралу, Сибири…»
Шел 1925 год. Газеты писали о предстоящем воздушном перелете из Москвы до Пекина и Токио. Начальник экспедиции, понимая значение кино, начал искать киноспутников: режиссера и оператора. Бывалые кинематографисты отказывались от участия в перелете, заявляя, что на «воздушных гробах» не полетят. Шнейдеров выступил добровольцем. Он уговорил лететь оператора Блюма. Но у молодых людей нет кинокамеры (в то время все съемочные аппараты находились в собственности операторов). Шнейдеров находит выход. Под залог своего жилья – небольшой комнаты в центре Москвы – он приобретает в кредит кинокамеру и вручает ее Блюму. Вместе с летчиками кинематографисты-смельчаки отправляются на съемки своего первого фильма. Экспедиция, по воспоминаниям Шнейдерова, была беспримерной – 6 крылатых машин, 20 человек экипажа. Таких групповых перелетов в те годы еще не знала мировая авиация.
В дальнейшем Шнейдеров становится участником многих легендарных путешествий. Он принимает участие в советско-германской экспедиции на Памир. Ученые поставили перед собой задачу проникнуть на территорию его «белых пятен», исследовать их и нанести на карту. Съемки велись в местах, где никогда не ступала нога человека. За Шнейдеровым сохраняется авторство названий нескольких горных вершин, которые до посещения экспедиции оставались безымянными.
Его следующее путешествие в библейскую Аравию – родину царицы Сав-ской – открыло для всего мира далекий Йемен, особенности природы и быта народов, населяющих эту страну. До Шнейдерова Йемен не снимала ни одна европейская киногруппа. Перед тем, как начать съемки в Йемене, Шнейдерову и оператору фильма Толчану пришлось провести во дворце принца Мохаммеда электричество. Таков был каприз восточного владыки.
Прибыв во дворец на парадных мулах, окруженных бегущим эскортом телохранителей, кинематографисты несколько дней проработали электриками. Вот как сам Шнейдеров описал это событие: «Я бы мог обратиться к итальянцам, – доверительно обращался ко мне принц, – но вы, русские, наши друзья, тогда бы на нас чрезвычайно обиделись. Да кроме того, я уверен, что русские господа проведут электричество лучше, чем итальяшки… В вашем распоряжении будет любое количество людей, слуг и рабов, в конце концов, я сам могу вам помогать в работе…»
Начинаем работать… В аптеках конфискован весь лейкопластырь. Он заменяет отсутствующую изоляционную ленту. В гареме принцессы и рабыни обматывают шелком из своего рукоделия большие гвозди – они выполняют роль изоляторов. Весь дворец работает. Сам принц на окрики «джиб макасс» – «дай ножницы» – спешить подать их мне или оператору. О нас усиленно заботятся. От нас ничего не прячут, кроме, конечно, жен. Когда работа по проводке доходит до помещения гарема, то, по предварительному уговору, мы предупреждаем начальника полиции. Он посылает евнухов при гареме, которые прячут женщин в специальное помещение…
Наконец, работа закончена. В своих покоях принц восторженно щелкает выключателем. Свет загорается и потухает. Он неописуемо доволен. Довольны придворные. Довольна толпа местных жителей, ежедневно приходящая к дворцу, сияющему во мраке ночи освещенными окнами.
Мы приступаем к съемкам…«
В 1932г. Отто Юльевич Шмидт включает киногруппу Шнейдерова в экспедицию, целью которой было решение уникальной задачи. Ученые и моряки делают попытку пройти великий Северный морской путь за одну навигацию. Классическими стали кадры из фильма »Два океана«, когда после поломки гребного винта, ледокол »Сибиряков«, потерявший управление зависимый от направления ветра, морских течений и непредсказуемого движения льда, подняв брезентовые паруса, медленно идет среди дрейфующих льдов к выходу в Тихий океан. Фильм »Два океана«, снятый Шнейдеровым во время героического рейса ледокола »Сибиряков«, вошел в золотой фонд мировой кинолетописи покорения Севера.
Более 500 тысяч километров прошел и проехал за свою жизнь Шнейдеров. Его всегда привлекали маршруты, пролегавшие по неизведанным местам, в районах наименее освоенных и далеких.
Владимир Адольфович был основоположником жанра экспедиционно-приключенческого художественного фильма. Его картины »Джульбарс«, »Золотое озеро«, »Ущелье Аламасов«, »Гайчи« до сих пор не сходят с экранов кинотеатров. Создание подобных фильмов – один из самых трудных видов кинематографической работы, так как главным действующим лицом в них выступает непредсказуемая дикая природа. Сохранились свидетельства того, что художественные фильмы Шнейдерова нравились Ромену Роллану и Максиму Горькому.
В последние годы жизни, помимо работы на телевидении, Владимир Адольфович руководил географическим объединением студии »Центрнаучфильм«. Под его руководством было снято огромное количество видовых географических фильмов-путешествий, которые демонстрировались в телевизионном клубе. Тогда властвовала жесточайшая цензура. Помню, как запрещали киноочерк о Канарских островах. В нем было показано кафе, в котором подавали мороженое, прикрытое маленькими разноцветными бумажными зонтиками. Редакторы стучали ногами, делая внушение о якобы сознательной пропаганде капиталистического образа жизни. Когда на экране возникал церковный крест, идеологическая приемка, как по команде, испуганно стихала. Казалось, в зале вот-вот разорвется бомба. Нападки с требованием немедленно убрать церковь начинались с цитирования крылатой фразы Леонида Ильича Брежнева, что телевидение из него, коммуниста и атеиста, пытается сделать верующего.
В те годы Шнейдеров мечтал снять »Большой и Малый географические киноатласы«. »География в школе должна преподаваться средствами кино и телевидения«, – постоянно внушал он своим ученикам, – Создание киноатласов будет лучшим для меня памятником».
Вот уже 27 лет нет среди нас кинопутешественника номер один – так Шнейдерова при жизни величали журналисты. Дело, начатое им на телевидении, успешно продолжает Юрий Сенкевич, а вот мечта о создании «Большого и Малого киноатласов» до сих пор осталась неосуществленной. На ее реализацию в нашей стране всегда не хватало денег.
Хотелось бы, чтобы в XXI веке его ученики и последователи сумели выполнить завещание учителя.
кинорежиссер

Текст: Владимир Берман
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?