Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Сан-Себастьян: поправки к Шабролю

Добавить в закладки

Последний из крупнейших конкурсных международных фестивалей сезона – Сан-Себастьянский (20-29 сентября) в будущем году собирается отпраздновать свой полувековой юбилей. Проходящий спустя лишь несколько дней после Венеции, куда рвутся все, кто не успел в мае попасть в Канны, он находится в нелегком положении (по статусу фестиваля высшей лиги, Сан-Себастьян должен формировать конкурс из премьер). На этот раз ему совсем не повезло. Трагические события 11-го сентября в Америке отразились на Сан-Себастьянском МКФ самым непосредственным образом. Главная кинодержава мира традиционно поддерживает Сан-Себастьян, устраивая там европейские премьеры своих лент, так как весьма заинтересована в большом испанском кинорынке. Сюда любят приезжать и голливудские знаменитости, наслаждаясь природой этого райского уголка, гостеприимством хозяев и любовью публики. Увы – вместо ожидаемых Миры Сорвино, Уоррена Битти, Джули Эндрюс, которым должна была вручаться традиционная премия «Доностия», и многих других, на фестиваль пришли трогательные письма со словами любви, уважения, признательности и с просьбой понять их и простить: ведь в эти черные для Америки дни они должны оставаться со своей семьей, со своими друзьями, со своим народом. Некоторые гости фестиваля, журналисты, приезжавшие обычно в Сан-Себастьян после МКФ в Торонто, застряли надолго в Торонтском аэропорту, а потом решили разъехаться по домам. Поэтому фестиваль вначале был грустным и малолюдным. Однако к концу вполне раскрутился, и, если не считать изменений в показе фильмов классика Голливуда Фрэнка Борзеджа (здесь его называют Борсеги), поскольку некоторые копии шли из Нью-Йорка, предъюбилейный фестиваль, возглавляемый новым директором Микелем Оласирегуи, прошел на должном уровне.
Сан-Себастьянский фестиваль сориентирован на испанский рынок, а посему основой всех его программ, включая конкурсную, являются фильмы на испанском языке – из Испании и Латинской Америки. В официальной программе, состоящей из 16-ти фильмов, их было шесть, включая показанную на закрытии (вне конкурса) новую ленту Карлоса Сауры «Бунюэль и стол царя Соломона». Вернее было бы назвать ее «Копи царя Соломона» или «Искатели потерянного ковчега». В роли Индианы Джонса здесь выступает трио великих: режиссер Луис Бунюэль, художник Сальвадор Дали и поэт Федерико Гарсия Лорка, которые отправляются на поиски не алмазных копей или «ковчега завета», но волшебного стола иудейского царя, погруженные в стихию не то компьютерных игр, не то сюрреалистических фантазий Дали-Бунюэля. На самом деле шесть фильмов «латино» были весьма разнообразны. От вышеупомянутого воспоминания Сауры о своем великом учителе до «Строительства» – полудокументального кинонаблюдения Хосе Луиса Герина за реконструкцией старого рабочего квартала Барселоны, которое он снимал в течение трех лет и которое пользовалось огромным успехом на фестивале как у публики, так у критики и жюри, возглавляемого Клодом Шабролем (приз ФИПРЕССИ, спецприз жюри). От традиционных, мелодраматических полотен – весьма эффектной костюмной драмы Висенте Аранды «Безумная Хуана» (приз за лучшую женскую роль Пилар Лопес де Айала – «безумной Хуане», королеве Кастилии, страстно, до безумия влюбленной в своего мужа); «Визионеров» Мануэля Гуттьереса Арагона – группы басков, которым явилась Дева в черном, с мечом в руке, предсказавшая падение Республики; «Побега» Эдуардо Миньонья (семи заключенных из тюрьмы Буэнос-Айреса в конце 20-х годов прошлого века) – до чилийского «Такси на троих».
Золотым призером 49-го Сан-Себастьянского кинофестиваля стала трагикомедия Орландо Любберта. Это история предательства: два уличных подонка захватывают такси честного гражданина и заставляют его стать соучастником их преступлений, а потом, напротив, таксист сам вынуждает их грабить, когда те совершенно раскаялись и стали его друзьями; более того, он убивает их и валит на убиенных все грехи.
Сан-Себастьянский МКФ, к сожалению, все больше становится фестивалем премьер «Канала плюс», который является продуцентом или копродуцентом многих фестивальных лент, что, видимо, влияет на состав всех программ, включая конкурсную. Иначе трудно объяснить не только наличие в конкурсе заурядной и абсолютно нефестивальной французской коммерческой комедии Филиппа Ареля «Велосипед Числена Ламбера», но и вручение ей приза за лучший сценарий (плод тяжкого коллективного труда трех сценаристов), каковой можно оценить разве что «на троечку». Так же, как и режиссуру драмы про хоспис француза Жана-Пьера Амери «Сэ ля ви». Фильм тяжело смотреть, но есть в нем сцены просто замечательные (например, сцена караоке), которые зиждятся, скорее, на отличной актерской игре Сандрин Боннер и Жака Дютрона, а не на режиссуре.
Что ж, патриотизма председателю жюри не занимать. Не то – со здравым смыслом. Шаброль дал призы вроде бы тем фильмам (в основном), которым надо, но совсем не за то, за что надо. Приз за лучшую мужскую роль Дузгуну Айхану в очень хорошем швейцарском фильме Нино Джакуссо про лагерь беженцев близ Базеля «Бегство в рай» вызвал, например, полное недоумение у режиссера, поскольку актерской награды удостоен не актер, а настоящий рефьюджи-курд, который живет в лагере со своей семьей. Насколько реальным оказался фильм про то, как герой с надеждой и отчаянием ждет решения швейцарских властей оставить его в «раю» или вышвырнуть вон, про то, с каким подозрением благополучный Запад смотрит на третий мир, можно судить хотя бы по тому, как издевались над будущим «лучшим актером» власти аэропорта Бильбао, когда за два дня до окончания фестиваля он возвращался в Швейцарию. Они продержали там Дузгуна Айхана в течение нескольких часов с его рефьюджистским паспортом. Поэтому режиссер сообщил ему по телефону лишь то, что фильм получил приз за «актерскую работу», искренне опасаясь, что новоиспеченный «лучший актер» сорвется из своего лагеря и этим повредит своей семье.
Из достойных поощрения конкурсных фильмов приза не хватило лишь одному (его, правда, не оставило без внимания католическое жюри) – «Настоящему человеку», датскому догматическому фильму Аке Сандгрена. Фильм с хорошо придуманной историей как раз мог быть отмечен призом за лучший сценарий. В момент, когда отец с матерью, занятые самими собой, карьерами, ссорами, чем угодно, только не заброшенной дочкой, врезаются в машине в придорожный столб и девочка оказывается на мгновение между жизнью и смертью, на свете появляется ее «неродившийся» старший брат, тот самый, который по обоюдному согласию супругов был убит в утробе матери. Все это время он провел в каком-то неопределенном сером пространстве, и сейчас – в подростковом состоянии – ему страшно хочется стать настоящим человеком. Но его время на земле – это лишь одно растянутое мгновение, пока на небесах решается судьба его сестры, которую он временно «замещает». К счастью, девочка остается жива, а ее брату так и не суждено стать «настоящим человеком».
А австралийской картине «Лантана» Рэя Лоренса следовало бы дать как раз тот самый приз, о котором Нино Джакуссо сообщил Дузгуну Айхану, – «за актерскую работу». То есть за актерский ансамбль, который просто безупречен: Энтони Лапалья, Джеффри Раш, Барбара Херши, Керри Армстронг, причем здесь хороши не только вышеупомянутые исполнители первых ролей, но и вторых, и третьих.

Текст: Евгения Тирдатова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?