Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

"Шрек" в гостях у "Чучи-2"

Добавить в закладки

Правильно говорят: кино для детей нужно снимать так же, как и для взрослых, только лучше. Добавим: не только снимать, но и показывать. Программу детского международного кинофестиваля «Сказка», который под Новый Год традиционно проводит Региональная общественная организация содействия поддержке и развитию визуальных искусств, показывали в лучших московских кинотеатрах – «Алмаз», Дом Ханжонкова, Киноцентр, «Мечта»… Как же все-таки приятно воспринимать экранные чудеса в мягких, удобных креслах, находясь в современных и в то же время ненавязчивых интерьерах зрительных залов. Мы не говорим уже о пленке «Кодак» и звуковой системе DOLBY DIGITAL как само собой разумеющемся. Досадное исключение – кинотеатр «Правда». Приходится признать: некогда один из самых популярных московских кинотеатров утратил свою основную функцию и превратился в удобное помещение для продажи автомобилей и прочих аксессуаров «сладкой жизни». Бедные дети вынуждены были смотреть «Дочь принцессы с мельницы» (реж. Зденек Трошка, Чехия), фильм, до отказа наполненный разговорами и музыкой, в стрессовом состоянии, поскольку рамка постоянно «прыгала», а звук «скакал».
Но качество изображения и звука для современной сказки, как оказалось – не самое главное. Важно, насколько тесным оказывается духовный контакт между маленьким зрителем и экраном. Члены профессионального жюри кинофестиваля «Сказка» (было еще и детское) не уставали повторять: «Ребята, смотрите наши, отечественные сказки! Они добрее, мудрее, веселее…». Ну, так что же, ребенку в сотый раз пересматривать Роу и Птушко? При всем уважении к старым мастерам, сказочный багаж должен пополняться, а российский кинематограф выдает по одной-две детских сказки каждые три года. Судите сами: 1994 – «Маша и звери» Михаила Юзовского, 1997 – «Маленькая принцесса» Владимира Грамматикова и «Волшебный портрет» Геннадия Васильева, 2001 – «Горе-Злосчастье» Тимофея Спивака.
Последняя картина заслуживает самого пристального внимания хотя бы уже тем, что в ней заняты Владимир Андреев, художественный руководитель Театра Ермоловой, и замечательный комик Мамука Кикалейшвили (они исполняют роли соответственно Бабы Яги и Кота). «Горе-Злосчастье», несмотря на свое мрачное название – красивая, добрая, светлая сказка, апеллирующая к мощной традиции, заложенной нашими великими киносказочниками. Она просто-таки пересыпана пословицами, поговорками, прибаутками. Фильм Тимофея Спивака не стесняется «русскости», и это вызвало у детской аудитории, воспитываемой на кино другого рода, чувство даже некоторой оторопи. Зато анимационную «Чучу-2» Гарри Бардина дети проводили громкими аплодисментами: пара-тройка приключений из универсального романтического набора, да еще под музыку Исаака Дунаевского! «Чуча-2» (специальный приз «Хрустальный снеговик» за пропаганду любви к ближнему) оказалась на пять минут длиннее первой части, но и острее по форме, динамичнее – все-таки два года над фильмом работали, это вам не шутки…
Отмечая блестящее соединение игрового и анимационного начал в «Приключениях Рокки и Буллвинкля» (реж. Дес Аникуфф, США, приз за чудеса современного кино), дети проигнорировали намерения авторов, попытавшихся рассмотреть Рокки и Буллвинкля, героев анимационного шоу сорокалетней давности, в контексте современности. После просмотра возникают сомнения: а стоила ли овчинка выделки? Ведь Рокки и Буллвинкль не могут существовать, не являясь антагонистами Темного Лидера, олицетворения «красной угрозы». Вряд ли 40 лет назад мир был добрее. Вряд ли герои старого шоу окажутся актуальными в наше время (ну разве что переключившись с Темного Лидера на какого-нибудь Кровавого Дона…). Дети приняли только яркую, комиксную форму, но никак не «месседж», серьезное информационное послание, оказавшееся для них непроясненным. Иначе обстояло дело на анимационной «Рождественской сказке» (реж. Джимми Т.Мураками, Великобритания, приз за доброту и мудрость). Аудитория оживлялась только на тычках, пинках, прыжках и тому подобных акробатических мелочах, млела от привидений, но зевала, когда следовало сопереживать беднякам, сиротам и тяжело больным малюткам (фильм поставлен по сказке Чарльза Диккенса).
Да, наши дети стали свободнее, если хотите, циничнее, и потому им не доставляет никакого труда следить за похождениями Шрека или Гринча, который похитил Рождество. Главное, побольше черного юмора, преимущественно в виртуальной упаковке – и тогда все будет тип-топ. Ох, уж эта виртуальная реальность! Так и остается непонятным, зачем, спустя 20 лет после премьеры, понадобилось «виртуализировать» «Через тернии к звездам» Ричарда Викторова (новая версия хита 80-х была показана после заключительной церемонии фестиваля). Компьютерные вставки минимальны и мало что решают; переозвученный и сокращенный на 40 минут фильм не выигрывает ни в образности, ни в характерности, ни в динамике. Единственное, что не подверглось старению и сокращению – гениальная, не убоимся этого слова, музыка Алексея Рыбникова.
Как же хотелось под Новый Год чуда, чтобы на душе было тепло и радостно! Такое чудо произошло на «Сказке», и связано оно было не с кинематографическими впечатлениями, а с Дедами Морозами и Снегурочками, самоотверженно развлекавшими детишек перед сеансами. Одна из Снегурочек cпела – кстати, очень профессионально – песенку о том, как медведь, переходя через мост, «наступил лисе на хвост»… Подарочные наборы, кстати, тоже были хороши – всевозможные конфеты и шоколадки съедались тут же, как говорится, «не отходя от кассы». А в «Президент-Отеле» специально для ребят был устроен фуршет с пирожками, сладостями и морем кока-колы. Блеск, да и только! Одним словом, «Сказка»…

Текст: Игорь Перунов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?